• 6 июня 2006

    Высоцк стал речным портом

    Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в мае 2006 года начала экспорт мазута через собственный терминал на побережье Финского залива в Высоцке. В планах главы компании Вагита Алекперова довести ежегодные объемы перевалки мазута через терминал в Ленинградской области до 1-1,5 тонн, в зависимости от конъюнктуры рынка. При этом часть экспортного топлива планируется доставлять из Удмуртии, с Камбарской нефтебазы. Эти активы перейдут к «ЛУКОЙЛУ» уже через несколько дней.

     

    С реки на экспорт
    Первый танкер, на борту которого находилось 51 тыс. тонн мазута, с РПК - Высоцк «ЛУКОЙЛ II» (морской терминал ОАО «ЛУКОЙЛ», открытый в апреле 2004 года в Ленинградской области) в конце мая 2006 года отправился в США. Экспортные операции с мазутом на терминале стали возможны после ввода в эксплуатацию нового причала для приема речных танкеров. Ранее терминал принимал и отправлял морскими судами только светлые нефтепродукты, а в первые полтора года работы - с середины 2004 по конец 2005 года - сырую нефть. Все нефтепродукты доставлялись на РПК-Высоцк железнодорожным транспортом. Теперь мазут поступает на терминал «ЛУКОЙЛа» небольшими танкерами типа «река-море» грузоподъемностью 5-7 тыс. тонн, заходящими с Волго-Балта. Первый такой танкер подошел к причалу РПК-Высоцк 9 мая, сразу после открытия летней грузовой навигации. Всего в мае по реке было доставлено свыше 80 тыс. тонн мазута. По прогнозу заместителя директора по производству РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ II» Сергея Киселева, всего за летнюю навигацию «с реки на терминал может быть доставлено около 600-700 тыс. тонн нефтепродуктов».

    Договор на перевозку топлива по Волго-Балту НК «ЛУКОЙЛ» в этом году заключила с компанией «Волга-Флот Танкер», которая входит в структуру ОАО "Судоходная компания «Волжское пароходство». От услуг компании «Волготанкер», флот которой «ЛУКОЙЛ» традиционно фрахтовал на протяжении нескольких лет, в этом году пришлось отказаться - как известно, суда компании находятся под арестом. По словам Киселева, мазут доставляется в Высоцк с нефтеперерабатывающих заводов в Нижнем Новгороде, Перми, а так же из Кстова.

     

    Планы серьезные
    Президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов имеет большие планы в отношении экспорта темных нефтепродуктов через Высоцк. В беседе с журналистами в здании правительства Ленинградской области 3 июня Алекперов заявил, что объем перевалки мазута на терминале может достичь 1,5 млн. тонн в год. При этом он напомнил, что через несколько дней ожидается завершение сделки по покупке «ЛУКОЙЛом» крупного пакета акций региональной топливной компании «УдмуртНефтеПродукт». По мнению Алекперова, этот факт будет способствовать росту объемов экспорта мазута в Высоцке.

    В состав «УдмуртНефтеПродукта» помимо розничной сети АЗС входит 9 нефтебаз, крупнейшая из которых Камбарская речная перевалочная нефтебаза (резервуарный парк составляет 127 тысяч тонн нефтепродуктов). Она осуществляет прием нефтепродуктов трубопроводным, железнодорожным и водным транспортом, а так же отгружает нефтепродукты на все виды транспорта. По информации «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», эта нефтебаза имеет специальные резервуары для хранения мазута, который поступает речным и железнодорожным транспортом с Башкирских НПЗ. Камбарская нефтебаза имеет возможность производить налив нефтепродуктов в танкеры типа «Волгонефть», «Нефтерудовоз», «Ленанефть», «ТМ-600» и «ТМ-1000». Это обстоятельство, считают эксперты «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», может способствовать установлению постоянной транспортной цепочки экспорта мазута из Удмуртии в Ленинградскую область, а затем по морю - зарубежным покупателям.

     

    Петербургский порт потеряет часть экспорта
    В Финском заливе основные объемы экспортного мазута сосредоточены в порту Санкт-Петербург. По итогам прошлого года через причалы порта и танкеры-накопители, стоящие на рейде на экспорт ушло почти 13 млн. тонн темного топлива.

    В случае если экспорт мазута из Высоцка ограничится только периодом летней навигации, а, следовательно, теми объемами нефтепродуктов, которые поступают с Волго-Балта речным транспортом, о перераспределении рынка перевалки темного топлива в порту Санкт-Петербург говорить не придется. С началом экспорта мазута с РПК-Высоцк в 2006 году сократился объем рейдовой перевалки топлива на рейде порта Санкт-Петербург. Однако, если «ЛУКОЙЛ» будет действовать в соответствии с прогнозом Вагита Алекперова, то экспортные партии мазута на терминал в Ленобласти будет доставляться по железной дороге и зимой. В этом случае в петербургском порту объемы перевалки темных нефтепродуктов могут сократиться.