• 8 декабря 2014

    Кадрам предложат все

    Спрос на специалистов в сфере морского и речного транспорта превышает предложение, а бояться их ухода под иностранные флаги особенно не стоит. Хотя уровень подготовки кадров в российских отраслевых ВУЗах растет, бизнес пока не намерен отказываться от собственных учебных программ.

    ВУЗы и бизнес: безопасное сближение


    Спрос на специалистов в области морского и речного транспорта превышает предложение, особенно если речь идет о плавсоставе. Так, в ходе опроса, проведенного в ходе XIII Международного форума и выставки «Транспорт России» в Москве, руководители ведущих отраслевых вузов России сошлись в данных о том, что 80-90% выпускников их учебных заведений трудоустраиваются в отрасли.

    По словам ректора Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова Сергея Барышникова, трудоустраиваются 98% выпускников возглавляемого им вуза. По словам ректора Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского Сергея Огая, спрос на плавательские специальности превышает предложение на 20-25%, также хорошо трудоустраиваются логисты, 70% из которых работают в сегменте морской логистики.


    Хотя одной из проблем часто называется уход российских специалистов на работу под иностранный флаг и к иностранным судовладельцам, по мнению руководителя учебно-тренажерного центра группы «Совкомфлот» Игоря Панкова бояться этого особенно не нужно. По мнению Панкова, это создает конкуренцию между работодателями, что само по себе позитивно, а кроме того, такие специалисты все равно тратят значительную часть своих доходов в России.

    Между тем, по мнению руководителя Росморречфлота Александра Давыденко, одной из главных проблем в сфере отраслевого образования является разрыв между наукой, образованием и практикой. Глава федерального агентства уверен в необходимости большей интеграции образования и бизнеса.

    В то же время многое в этом направлении уже сделано. Так, по словам представителя группы компаний «Палмали» Рауфа Алиева, его компания сотрудничает с рядом вузов и имеет собственные классы подготовки. Их наличие позволяет предоставить курсантам необходимую практику работы на судах компании. При  этом, как отметил Рауф Алиев, за последние 5 лет качество подготовки специалистов в российских отраслевых учебных заведениях значительно возросло.

    «Совкомфлот» также занимается набором курсантов в собственные целевые учебные группы, в рамках которых они проходят практику работы по стандартам «Совкомфлота» и после выпуска из вуза готовы сразу же полноценно работать в компании. При этом Игорь Панков уверен, что полностью отказаться от практики, когда судоходные компании во взаимодействии с вузами реализуют собственные программы обучения, нецелесообразно. Например, в рамках учебно-тренажерного центра «Совкомфлота» люди обучаются работе с новым оборудованием, которое еще не поступило в вузы и с которым преподаватели еще не научились работать сами.


    При этом, по мнению заместителя председателя Общественного совета Росморречфлота Михаила Ненашева, в отраслевых вузах необходимо срочно решать две главные проблемы: недостаточность материально-технической базы и устаревшие учебные материалы.

    Но и здесь на помощь может придти заинтересованный в хороших специалистах бизнес – и примеры такой помощи, выражающейся в оборудовании классов и предоставлении современного программного обеспечения за счет средств соответствующих компаний уже имеются.


    С другой стороны, советник президента, экс-министр транспорта России Игорь Левитин выразил убеждение, что образование, в том числе и лабораторное, должно сконцентироваться именно в вузах. Компаниям, по мнению Левитина, необходимо передать в вузы соответствующее оборудование. В качестве успешного примера такого подхода он привел сотрудничество ОАО «РЖД» с вузами. Также, по мнению советника президента, в будущем особый спрос возникнет на плавсостав, работающий на ледокольных судах. «Будущий транзитный путь - Северный морской путь, который будут осваивать ребята, работающие на ледоколах», - сказал Левитин.

    Так или иначе, успешная подготовка специалистов для отрасли возможна только во взаимодействии отраслевых вузов и бизнеса, дискуссия разворачивается лишь о формах такого сотрудничества. В его развитии и видится залог дальнейшего успешного развития отрасли. Что же до пресловутой проблемы «утечки мозгов», то она должна лишь стимулировать отечественных судовладельцев быть конкурентоспособными на рынке труда. Сам же факт ухода специалистов за границу уже сам по себе говорит о высоком качестве отечественного отраслевого образования.

    Виталий Чернов.

    Фоторепортаж >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен