• 11 июля 2016

    Крым сориентируют на туристов

    Сохранение существующей в Крыму инфраструктуры, реконструкция причалов и обслуживание грузопотока для внутреннего потребления будут приоритетными задачами морских портов до ввода в эксплуатацию Керченского (Крымского) моста. В перспективе порты должны стать центрами морского отдыха и туризма. Об этом говорили участники Третьего Крымского транспортного форума в Алуште.

    Финансирование растет, но неравномерно


    В 2016 году финансирование, направленное на улучшение состояния транспортной инфраструктуры в Крыму, увеличено на 30% — до 8,6 млрд руб., в то время как в 2015 году составляло 6,6 млрд руб. Об этом говорил заместитель полномочного представителя президента РФ в Крымском федеральном округе Николай Водорезов.

    Он пояснил, что в этом году продолжается реализация основных крупных проектов в транспортной сфере, в том числе строительство транспортного перехода через Керченский пролив, проектирование скоростной автомобильногй дороги «Таврида», а также модернизация и строительство новых терминалов международного аэропорта Симферополь.

    Заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы России Михаил Брячак обратил внимание на недостаточное финансирование на реконструкцию и строительство портового комплекса, обеспечение транспортной безопасности и безопасности мореплавания, строительство автодороги «Таврида», которая должная связать Керчь и Севастополь.

    «Реализация программы по всем объектам, за исключение моста, отстает по срокам и объемам», — констатировал Михаил Брячак.

    Спикер констатировал неравномерное распределение инвестиций. Например,  в порту Ялта будут выделены средства в объеме более 2,5 млрд руб. на строительство пассажирского терминала, тогда как грузовой порт в этом же регионе находится в плохом состоянии: в настоящее время там работает всего два старых маломощных крана.

    Количество переходит в качество

    Пассажиропоток на паромной переправе «Кавказ — Крым» уверенно растет. «В 2015 году пассажиропоток превысил 4 млн 595 тыс. человек, в 2016 году мы прогнозируем рост на 25-30%, что подтверждается динамикой первого полугодия», — сообщил министр транспорта Республики Крым Андрей Безсалов.


    Он отметил, что увеличиваются не только количественные показатели, но и повышается качество транспортных услуг: «В течение 2015-2016 годов Морской дирекцией велась системная работа по ремонту и строительству береговой инфраструктуры, создана и постоянно совершенствуется информационная система, которая от простой задачи по продаже билетов перешла в стадию решения задач по планированию времени поездки. Сегодня пассажир может самостоятельно выбрать таймслот и без очереди пройти переправу в это время».

    Директор по оперативной работе ООО «Морская дирекция» Дамир Яквашев рассказал, что для увеличения пропускной способности и качества услуг, оказываемых на переправе, в настоящее время Морская дирекция проводит работы по реконструкции территорий портов, расширению въезда/выезда в порты Кавказ и Крым. Так, уже произведено дноуглубление причальных стенок, в порту Крым увеличено количество причалов и реконструированы причальные сооружения для безопасной швартовки судов. Одновременно Морская дирекция внедряет систему автоматизированного управления транспортными потоками: будут устанавлены светофоры, шлагбаумы, чтобы полностью автоматизировать процесс перевозки и проезда легковых и грузовых автомобилей через паромную переправу.


    Вместе с тем Андрей Безсалов сообщил, что у Морской дирекции нет планов на дальнюю перспективу: «Ее задача – доработать до 2019 года, когда начнется эксплуатация Керченского транспортного перехода, затем комплекс будет реорганизован. Прежде всего, мы видим его специализацию в качестве туристического морского клуба. Мы хотим развивать туристические морские перевозки, в том числе, паромные пассажирские перевозки».

    Развитие портов

    Перевалка грузов в портах Крыма в 2015 году составила 4 млн 800 тыс. тонн грузов, сообщил министр транспорта республики. При этом, по его словам,  грузопоток генеральных и навалочных грузов упал до 1 млн 800 тыс. тонн, в то время как значительно вырос поток грузов, перевозимыми паромами: он составил почти 3 млн тонн, что практически соответствуют общему объему обработки грузов в 2014 году.

    «Анализируя потребности грузовладельцев, мы пришли к неутешительному выводу о том, что нет спроса на перевозку массовых грузов через территорию Крыма. По крайней мере, в таких масштабах, которые бы стали основой стабильного развития республики, — рассказал Андрей Безсалов. — Конечно, будут отдельные всплески грузоперевозок для реализации ФЦП, для внутренних нужд, но было бы странно делать ставку на Крым как место масштабной перевалки угля, металлолома, нефти или иных массовых грузов. Отсюда мы делаем очень важный вывод: в транспортной стратегии Крыма следует ориентироваться на перевалку и транспортировку грузов для внутреннего потребления региона».

    Безсалов оценил грузовой потенциал портов Крыма в 15 млн тонн. Он уточнил, что 15 млн тонн – это потенциально возможный грузооборот, который сегодня способна обработать инфраструктура портов Крыма. Отвечая на вопрос корреспондента ИАА «ПортНьюс», Андрей Безсалов пояснил, что достичь этих показателей возможно уже в этом году при наличии грузовой базы. В частности, ожидается, что активизация строительства в Крыму приведет к увеличению объемов инертных и строительных материалов: песка, щебня, бетона, металлоконструкций. Министр транспорта Республики Крым добавил, что в структуре общего грузооборота инертные материалы могут составить до 90%.

    Начальник коммерческого отдела ГУП РК «Крымские морские порты» Александр Бурдонос уточнил, что до введения в эксплуатацию Крымского моста основной задачей унитарного предприятия будет сохранение существующей инфраструктуры и обслуживание грузопотока, связанного со строительством транспортного перехода через Керченский пролив и реализацией ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

    «Переработку основного потока грузов, поступающих на территорию Крыма, а также транзитных, экспортных и импортных грузов предполагается сосредоточить в рамках морского порта Керчь. С этой целью в рамках ФЦП планируется осуществить реконструкцию комплекса причалов Новый мол и при необходимости углубить подходы к порту Керчь», — рассказал представитель ГУП РК «Крымские морские порты».

    После ввода Крымского моста порты Крыма должны быть интегрированы в систему транспортных потоков Азово-Черноморского региона, добавил Александр Бурдонос.

    Ставка на туризм

    Новая стратегия развития морских портов Крыма делает ставку на развитие морского отдыха и туризма. «С учетом специфики Крыма и особенностей спроса потребителей мы особо выделяем морские порты как базу для создания новых возможностей отдыха, туризма, развлечений», — пояснил Безсалов, уточнив, что планируется комплексное освоение припортовых территорий, как это делает Морская дирекция на Керченской паромной переправе. «Удобство пассажиров и необходимую пропускную способность создают не сами суда, а весь комплекс сооружений и его система управления», — пояснил министр транспорта.
    Он уточнил, что первоочередные задачи сегодня предполагают развитие морского яхт-клуба и создание яхтенной стоянки класса «люкс» в Ялте, развитие центров водномоторного спорта в Евпатории и на озере Донузлав, а также разработку мероприятий по организации морского туризма в портопунктах Большой Ялты.

    «Морской порт Ялта в перспективе должен стать Морским фасадом Крыма — центром обслуживания пассажирских перевозок на Южном берегу Крыма, местных пассажирских линий, а также приема круизных судов, — пояснил Александр Бурдонос. — Это возможно исключительно при условии реконструкции большинства причалов и пирсов». Реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта Ялта предусмотрена ФЦП: в 2015-2020 годах предусматривается выделение финансирование в размере 2 млрд 625 млн руб.

    Елена Ткачева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен