• 15 июля 2016

    На фоне стальных кораблей

    За последние несколько лет российская судостроительная отрасль стала значительно более диверсифицированной. Доминирование на рынке ОСК все более ослабляется, между тем активность независимых верфей растет.

    Рыночный ветер подул в частные паруса

    Когда в 2007 году было учреждено ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), на судостроительном рынке России сильных независимых производителей было немного. «Объединенная промышленная корпорация» вскоре обанкротилась, а ее предприятия (Балтийский завод, Северная верфь, ЦКБ Айсберг) были включены в ОСК, причем этот процесс сопровождался скандалами и судебными тяжбами.

    Пока ОСК, будучи государственной корпорацией, занималась спасением предприятий, доведенных до плачевного состояния прежними собственниками, а также погрязала в кадровой чехарде с постоянной сменой руководства и менеджмента, независимые верфи становились на ноги и осваивали новые рыночные ниши. 

    Например, с 2011 года на ОАО «Зеленодольском заводе имени А.М. Горького» (Татарстан) реализуется масштабная программа технического перевооружения. В ее рамках проводится модернизация производственных линий, обновление оборудования, станочного парка, а также внедрение новых методов организации работы и управления. Завод освоил строительство скоростных пассажирских теплоходов проекта А145, нефтеналивных танкеров проекта RST25, серии противодиверсионных катеров «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631, а также фрегатов проекта «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама по линии военно-технического сотрудничества. Рассматривается проект создания судостроительного кластера на основе совместного использования производственного и научно-технического потенциала ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро».

    Активно развивается и предприятие «Окская судоверфь» (Нижегородская область), входящая в холдинг UCL. На верфи в период с 2011-2016 годов было построено 37 судов, включая 10 сухогрузов серии RSD44, 12 танкеров серии RST27, 3 катера проекта ST23WI, 1 универсальный бункеровщик проекта 92800, 1 пожарный буксир проекта TG-17 для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», 1 катер проекта 21270 для Министерства обороны Российской Федерации, а также ряд других судов.

    Также можно отметить судостроительный завод «Пелла» (Ленинградская область). Завод ввел в эксплуатацию новую производственную площадку, приобрел немецкую верфь Sietas, имеет собственное конструкторское бюро, а также намерен инвестировать в модернизацию крымского завода «Море». Таким образом, на базе этого небольшого завода вырастает сильный игрок.

    Частная «Озерная верфь» (Ленинградская область) также добилась успехов, расширив линейку продукции  и начав поставки катеров специального назначения для различных государственных структур. В близких сегментах активно работают заводы «Вымпел» и «Алмаз».

    Еще один пример: «Невский судостроительный завод», на котором на днях было спущено судно «река-море» плавания проекта RSD49 «ЖIБЕК ЖОЛЫ», строительство которого осуществляется по заказу ТОО «KTZ Express Shipping» (Казахстан).

    Можно приводить и другие примеры, однако очевидно, что в последние несколько лет независимые от ОСК судостроительные предприятия и холдинги значительно продвинулись на рынке, осваивая и госзаказ (в т.ч. гособоронзаказ) и экспортные направления.

    Что касается ОСК, то она в большей степени сконцентрировалась на выполнении наиболее крупных и стратегических заказов, таких как строительство мощных ледоколов, арктических судов-снабженцев, морских платформ, военных кораблей и подлодок и т.д. Правда, входящие в состав ОСК предприятия (например, «Красное Сормово», «Лотос») также активно строят суда река-море плавания.

    В то же время, и на поле крупнотоннажного судостроения вскоре появится альтернатива в лице судостроительного комплекса на базе дальневосточного завода «Звезда», строящегося консорциумом инвесторов из числа нефтегазовых компаний и связанных с ними структур. При этом лидер консорциума – компания «Роснефть», приобрела ЦКБ «Лазурит», наладила отношения с иностранными отраслевыми компаниями, планирует создавать в Мурманской области собственную судостроительно-судоремонтную базу. Таким образом, в скором времени мы можем увидеть на рынке новый мощный судостроительный холдинг, который, скорее всего, будет стараться войти в различные рыночные ниши.

    Успехи развития независимых от ОСК судостроительных компаний связаны, на наш взгляд, со старением флота и пониманием судовладельцами необходимости его срочного обновления, государственной поддержкой, стимулирующей размещение заказов на отечественных верфях, появлением новых проектов судов, разработанных с учетом российской действительности, выросшим объемом госзаказа. В последние два года к этому добавилось положительное влияние от ослабления курса рубля.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен