• Home
  • Relevant Topics
  • Сергей Гайдаев: «Багаевский гидроузел создаст условия для развития всего Юга России»
  • 18 января 2017

    Сергей Гайдаев: «Багаевский гидроузел создаст условия для развития всего Юга России»


    ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» в конце 2016 года отметила 20-летний со дня основания учреждения. Об итогах и условиях навигации 2016 года, проделанной за два десятилетия работе и проектировании важнейшего гидротехнического объекта на Нижнем Дону ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель Азово-Донской бассейновой администрации Сергей Гайдаев.

    — Сергей Константинович, расскажите об итоговых показателях навигации 2016 года?

    — По итогам навигации 2016 года объем перевозок грузов в границах ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» составил 10 млн 295 тыс. тонн грузов, что на 18,3% выше уровня 2015 года. Транзитный грузопоток составил 8 млн 426 тыс. тонн, внутренний – 1 млн 869 тыс. тонн.

    Доля нефтепродуктов от общего грузооборота составляет 59,7%, или 6 млн 150 тыс. тонн, соответственно доля сухих грузов – 40,3%, или 4 млн 145 тыс. тонн. В структуре грузооборота преобладали мазут (3 млн 23 тыс. тонн; 29,4% от общего объема), сера (1 млн 537 тыс. тонн; 14,9%), дизельное топливо (1 млн 261 тыс. тонн; 12,3%).

    Общее количество судозаходов насчитывает 6010 единиц судов и составов (из них 2993 в движении вниз и 3017 в движении вверх), это составляет 89,7% по сравнению с 2015 годом. Судопоток транзитного флота составляет 4525 единиц (90,8 % по сравнению с 2015 годом).

    В структуре судопотоков преобладает нефтеналивной флот (3054 единиц судов, или 50,8% от общего судопотока). Сухогрузный флот составляет 38,3%, или 2301 единиц, остальное – это пассажирский и буксирный флот — 434 и 221 единиц флота — 7,2% и 3,7% соответственно.

    — О чем говорит снижение судооборота на фоне роста грузооборота?

    — Снижение судопотока на фоне роста грузооборота говорит о том, что путевые условия в бассейне улучшились и, соответственно, увеличилась загрузка флота (в среднем на 20% к 2015 году). А снижение судопотока в навигацию 2016 года было обусловлено переориентированием работы флота в другие регионы и снижением грузопотока в направлении Юг – Север.

    — В каких условиях проходила навигация в этом году? Были ли сложности с водностью?


    — Навигация 2016 года в Азово-Донском бассейне отмечалась значительно лучшими путевыми и гидрологическими условиями, чем маловодная навигация 2015 года.

    Только открытие навигации 2016 года в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей было непростым по причине аномально низкого уровня Цимлянского водохранилища на начало 2016 года. На начало навигации и до весеннего половодья уровень водохранилища составлял 31,51 м по Балтийской системе (БС) при нормальном проектном уровне 36,0 м БС.

    После окончания весеннего половодья, в период с 1 по 16 июня 2016 года, максимальный уровень воды Цимлянского водохранилища составил 34,0 м БС. Общий приток воды в Цимлянское водохранилище в период половодья составил 7,5-8 куб. км.

    В связи со своевременно произведенными дноуглубительными работами на лимитирущих участках пути расходы воды через Цимлянский гидроузел в объеме 280-310 куб. м/с, практически весь меженный период навигации обеспечивали гарантированные габариты судового хода.

    — Продолжил ли в этом году работать Оперативный штаб Азово-Донского и Волго-Донского бассейнов ВВП, созданный в прошлом году в связи с аномально низкой водностью?

    — Оперативный штаб Азово-Донского и Волго-Донского бассейнов ВВП в 2016 году готов был работать, но в связи с тем, что ситуация в бассейне была благоприятной, заседания не проводились.

    — А промеры глубин совместно с представителями судоходных компаний производились?


    — В навигацию 2016 года силами ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» были организованы и проведены инспекторские осмотры водного пути в зоне своей ответственности.

    Так, 6 мая 2016 года с целью определения состояния водного пути и выявления лимитирующих участков был проверен лимитирующий участок от Кочетовского гидроузла до переката Арпачинский Первый. В результате определены дифференцированные габариты судового хода на этом участке и предложен ряд решений по оптимизации безопасного (в навигационном плане) прохождения участка транзитным флотом.

    Проведенные 29 июня и 14 октября 2016 года плановые инспекторские осмотры пути определили общую оценку состояния судоходной обстановки удовлетворительной, обеспечивающей круглосуточное движение транзитных судов в обоих направлениях.

    — В прошлом году по обращению судоходных компаний Азово-Донская бассейновая администрация выделила места и организовала безопасные рейды для паузки судов при необходимости. В этом году они были востребованы? У скольких компаний сегодня есть необходимые лицензии для распаузки судов на выделенных рейдах?

    — В навигацию 2016 года в Азово-Донском бассейне ВВП безопасно осуществили перевалку 28 единиц флота. Всего было перевалено 81 тыс. тонн грузов (в 2015 г. – 420 тыс. тонн).

    В 2016 году к шести судоходным компаниям, получившим лицензии в 2015 году, добавились еще пять компаний, а еще пять компаний находятся в процессе согласования на получение лицензии.

    — Каков объем дноуглубительных работ в 2016 году?


    — Объем дноуглубительных работ в навигацию 2016 года составил 727 тыс. 555 куб. м, что на 2,4% выше соответствующего показателя 2015 года. Этот объем дноуглубительных работ обеспечил поддержание гарантированных габаритов судового хода на нашем участке пути в период всей навигации.

    — Если говорить об уровне безопасности, каковы итоги работы Портового контроля в Азово-Донском бассейне ВВП в 2016 году? Сколько судов было временно задержано? Какие причины стали основными для задержания судов?

    — За прошедшую навигацию произведено 734 проверки судов. В 2016 году инспекторами государственного портового контроля было временно задержано 41 судно. Основной причиной временного задержания судов в 2016 году стало нарушение численности минимального состава экипажа самоходного транспортного судна и отсутствие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ.

    — Были ли серьезные аварийные ситуации? Какой участок ВВК в Азово-Донском бассейне является самым сложным?

    — Транспортные происшествия, к сожалению, были, но серьезных аварийных ситуаций, создающих угрозу здоровью и жизни людей, а также влияющих на непрерывность транспортного процесса, не было. Самым сложным участком для судоходства на Нижнем Дону всегда был и остается водный путь от Кочетовского гидроузла до первого Арпачинского переката.

    — Главным событием 2016 года для донских водников можно назвать включение проекта строительства низконапорного Багаевского гидроузла в ФЦП и начало реализации проекта. На каком этапе реализации проект сегодня? Как организована работа с учетом весьма сжатых сроках проектирования?

    — В июле 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации объект вошел в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы).

    Исходя из важности стройки для всего промышленно-хозяйственного комплекса страны, определены крайне сжатые сроки строительства Багаевского гидроузла — 2016-2020 годы.

    Торги по определению Генерального проектировщика объекта были проведены 24 октября 2016 года в Москве. По итогам конкурса из пяти конкурсантов – участников торгов, определен победитель – АО «Акватик» (г. Москва), заключен Государственный контракт, согласно которому все проектные работы должны быть завершены к концу 2017 года.

    Для выполнения всех требований контракта в указанные сроки разработан детальный календарный план реализации проектирования с указанием необходимых этапов и видов работ, экспертиз, сроков их исполнения, участников процесса на каждом этапе, а также ответственных лиц со стороны Заказчика Проекта и Генерального проектировщика.

    В целях принятия согласованных решений при реализации проекта строительства распоряжением Правительства Ростовской области создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных организаций.


    — Строительство крупных инфраструктурных проектов всегда вызывает опасения экологов и местных жителей. Как проводится эта работа? Учитываются ли пожелания экологов при проектировании? Что предусмотрено для минимизации негативного эффекта?

    — Инвестиционный проект «Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон» имеет большой общественный резонанс: основные риски, волнующие общественность, связаны с экологией.

    Техническое задание на проектирование объекта включает в себя исчерпывающий перечень задач для принятия проектных решений по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

    Гидроузел будет располагаться в районе острова Арпачинский в створе реки на 3089 км судового хода Единой глубоководной системы. До настоящего времени поддержание глубин на этом участке реки, ниже Кочетовского гидроузла, достигается только с помощью проведения ежегодных дноуглубительных работ в значительных объемах. Со строительством Багаевского гидроузла уровень воды в верхнем бьефе повысится до нормального подпорного уровня 2,80 м БС. Экологическая система в районе реки придет в равновесное состояние.

    Наиболее высоким риском является риск нарушения миграции проходных и полупроходных рыб после введенного в эксплуатацию Багаевского гидроузла. В Техническом задании на проектирование этому вопросу уделено особое место.

    Согласно Техническому заданию проект до начала строительства должен получить положительное заключение Государственной экологической экспертизы. ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» обеспечит приглашение представителей экологических организаций на общественные слушания по реализации Проекта.

    — В соответствии с поручением правительства разработана программа оздоровления Цимлянского водохранилища. Багаевский гидроузел по сути позволит восстановить и этот водный объект?

    — Поскольку Багаевский гидроузел, завершающий полное шлюзование Нижнего Дона, не был построен, то, в соответствии с действующими правилами использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища, до 2016 года работал вариант эксплуатации водохранилища, который предусматривал размеры судоходных попусков в объеме 340 куб. м/с.

    С началом эксплуатации Багаевского гидроузла попуски, необходимые для нормальной эксплуатации Цимлянского водохранилища в навигационный период, могут быть сокращены до 170 куб. м/с. Сокращение расходов Цимлянского водохранилища, необходимых для поддержания судоходных глубин на реке Дон и, соответственно, экономия воды и ее перераспределение будут способствовать оздоровлению Цимлянского водохранилища, что соответствует Поручению Правительства РФ от 6 октября 2015 года по подготовке «Мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища».

    — Какой положительный эффект для судоходства и других водопользователей будет обеспечен после строительства и запуска Багаевского гидроузла?


    — Строительство гидроузла не увеличивает количество судов, проходящих по Нижнему Дону, так как это зависит от пропускной способности расположенных выше по Дону гидроузлов. Однако возможность использования крупнотоннажного флота увеличит объем перевозок, а следовательно, и отчислений налогов всех уровней, повысится уровень безопасности судоходства и отстоя транспортного флота на рейдах Нижнего Дона.

    Кроме того, построенный Багаевский гидроузел позволит создать необходимые условия для развития портовой инфраструктуры не только Ростовской области, но и всего Юга России, а также послужит дополнительным стимулом развития судостроения.

    —Азово-Донская бассейновая администрация 28 декабря отметила юбилей – 20 лет со дня образования. В этом году Вы как руководитель признаны Человеком годом в номинации «Водный транспорт». Получая награду, Вы сказали, что это признание успеха работы всего коллектива. Примите поздравления как с юбилеем, так и с высокой заслуженной оценкой Вашего вклада. Как Вы оцениваете, что сделано за эти 20 лет?

    — Спасибо за поздравления! С момента образования Азово-Донского ГБУВПиС, а ныне Азово-Донской бассейновой администрации, очень большое внимание уделялось состоянию водного пути и его инфраструктуры, состоянию судоходных гидротехнических сооружений бассейна, состоянию технического флота, который этот путь обслуживает.

    За 20 лет по всем этим направлениям было сделано очень многое. Восстановлены и поддерживаются габариты судовых ходов на участке магистрального пути от Цимлянского водохранилища до Кочетовского гидроузла с 340 см до 365 см. Постоянно ведутся дноуглубительные работы на лимитирующем участке от Кочетовского гидроузла до Аксая. На 85% обновлены средства навигационного оборудования в границах всего бассейна.

    В 1997 году на баланс Управления был передан Азово-Донской канал протяженностью 37 км, из которых 23 км приходилось на морскую часть, а 14 км – на речную в устье реки Дон. На момент передачи состояние этого гидротехнического сооружения было, мягко говоря, плачевным, с лимитирующей глубиной судового хода 2,7 м. Для приведения канала в должное состояние Азово-Донскому Управлению был передан из Камского ГБУ самоходный земснаряд «Камский-601», что позволило в 2002 году восстановить гарантированные глубины на АДМК в 4,0 м. Сегодня АДМК находится на балансе Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

    Были проведены значительные восстановительные работы на шлюзах и плотинах Северско-Донецкого и Манычского каскада. А в 2008 году построена и введена в эксплуатацию вторая нитка Кочетовского гидроузла, что позволило значительно улучшить условия и безопасность плавания судов на Нижнему Дону и стало закономерной предпосылкой к началу проектных проработок создания следующего низконапорного гидросооружения – Багаевского гидроузла.

    Одной из первых служб, появившихся в Азово-Донском ГБУВПиС в 1996 году, была служба управления движением флота (СУДФ), которая считается одной из лучших диспетчерских служб в системе речного транспорта. Оснащение в 2009 году Азово-Донского бассейна системой мониторинга движения и дислокации флота с использованием технических средств автоматической идентификационной системы (АИС) позволяет диспетчерскому аппарату СУДФ непрерывно контролировать дислокацию флота в бассейне и своевременно принимать управленческие решения.

    Комплекс мероприятий по улучшению условий судоходства и мер по безопасному плаванию судов позволил увеличить грузооборот в границах бассейна с 1996 года практически втрое.

    Как достойный итог напряженной работы всего коллектива, по итогам 2015 года Азово-Донская бассейновая администрация признана победителем в конкурсе «Лидер отрасли» в номинации «Лучшая бассейновая администрация». Но расслабляться и почивать на лаврах мы не собираемся, впереди еще много работы!

    Беседовала Елена Ткачева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен