• 14 сентября 2017

    Не дураки, так дороги

    Портовое будущее Калининградской области наконец-то принимает реальные очертания: это круизные пассажиры, регазификационный терминал и рост контейнерооборота за счет прямой контейнерной линии с Санкт-Петербургом. Риски заключаются в недостаточном развитии подходов к терминалам, неясном экономическом эффекте от деятельности круизного порта и таможенном администрировании перевозок между эксклавом и основной территорией России.

    Планы и амбиции

    Порт Калининград в текущем году демонстрирует уверенный рост. Так, по прогнозу, данному в ходе Балтийского транспортного форума в Калининграде заместителем директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Андреем Мошковым, грузооборот порта Калининград в 2017 году вырастет от 7 до 11% - до 12,5-13 млн тонн. Среди основных факторов прироста грузооборота - завоз строительных материалов для проекта по созданию регазификационного терминала сжиженного природного газа ПАО «Газпром», а также рост сборки автомобилей предприятием «Автотор». Кроме того, отмечается прирост перевалки угля и других видов грузов. Количество судозаходов в порт по итогам января-июля 2017 года составило 1980 ед., что на 47,1% выше показателя соответствующего периода прошлого года.

    Среди проектов по расширению портовой инфраструктуры области - развитие грузопассажирского автопаромного и железнодорожного паромного терминалов в Балтийске, включая строительство контейнерного терминала. Соответствующее соглашение было заключено в ноябре 2011 года между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Балтийская стивидорная компания» (БСК), в настоящее время завершена первая очередь проекта. Проектом предусмотрена реконструкция причала №2 c целью увеличения допустимых нагрузок, строительство нового паромного причала №3 на северной стороне гавани для приема и обработки судов Ro-Ro, дноуглубление акватории у причалов №1,3 и на разворотном круге с доведением глубин до 10,5 м, приобретение дополнительной причальной и складской перегрузочной техники.

    Реализация проекта позволит увеличить мощность контейнерного терминала до 400 тыс. TEUs в год. В настоящее время через терминал БСК проходит 53% всех контейнеров, поступающих в Калининградскую область. При этом около 60% контейнерной перевалки в портах Калининград и Балтийск обеспечивает «Автотор».

    Впрочем, выступивший на форуме генеральный директор БСК Алексей Павлов отметил, что эти планы наталкиваются на недостаточную пропускную способность автодорожных подходов к Балтийску. Существующая трасса Калининград-Балтийск перегружена автотранспортом, поскольку по ней осуществляется поставка грузов в адрес более 600 предприятий региона. 
    Совместно с Калининградской железной дорогой прорабатывается возможность доставки грузов из Балтийска по железной дороге, однако строительство трех железнодорожных паромов Балтийск - Усть-Луга загрузит как железную, так и автомобильную дорогу, которые пересекаются перез портом в Балтийске.

    По мнению Алексея Павлова, для решения указанной проблемы необходимо инициировать включение в ФЦП проект по строительству здесь скоростной четырехполосной трассы, а также виадука на пересечении авто- и железной дороги.

    Всем туристам - пример

    Самым амбициозным проектом, впрочем, является проект по строительству круизного терминала в Пионерском.

    Финансирование проекта на сумму около 855 млн руб. предполагается осуществить за счет внебюджетных средств участника проекта. При этом более 7,3 млрд руб. будет профинансировано за счет средств бюджета и направлено на строительство объектов федеральной собственности.

    Внебюджетные средства пойдут, главным образом, на строительство здания терминала и связанной с ним обслуживающей инфраструктуры.

    По последним данным, проектом заинтересовались 8 потенциальных инвесторов.

    Расчетный пассажирооборот терминала составляет не менее 77,8 тыс. пассажиров в год, судооборот - 204 судна в год, средняя загрузка максимального расчетного судна - 380 пассажиров, а грузооборот - не менее 80 тыс. грузовых единиц в год. В качестве расчетных паромных судов приняты Finncliper длиной 188,3 м и осадкой 6,3 м и La Supeba длиной 211,5 м и осадкой 7,5 м.

    Отметим, что изначально проект был рассчитан на обслуживание пассажиров, которые посетят Чемпионат мира по футболу 2018 года. Будет ли востребован такой терминал «сам по себе» - большой вопрос. К тому же недостаточно просто построить пассажирский терминал, необходимо еще создать инфраструктуру для обслуживания туристов, а также удобное транспортное сообщение с Калининградом. Да и сам город было бы неплохо «подлатать» - по многим калининградским тротуарам просто опасно ходить – можно свернуть ногу.

    Бронка в помощь

    Разговоры о необходимости налаживания прямой контейнерной линии между Калининградской областью и остальной территорией России велись давно, однако упирались в необходимость крупных инвестиций в строительство контейнеровозов. Решение пришло со стороны Северного морского пароходства, чьи суда будут заходить по пути из Антверпена в Калининград («Калининградский морской торговый порт») и далее на терминал «Бронка» в Санкт-Петербурге.

    Суда пароходства ходят под российским флагом, что позволит им осуществлять каботажные перевозки. Первый рейс планируется осуществить на пути из Антверпена, доставив в Калининград 50 сорокафутовых контейнеров с генгрузами. Обратную загрузку из Санкт-Петербурга предполагается обеспечить грузом минудобрений. Как рассказал в ходе Балтийского транспортного форума генеральный директор АО «Корпорация развития Калининградской области» Владимир Зарудный, в конце сентября планируется зарегистрировать специальную компанию для оперирования данной линией - ООО «Балтийский экспресс». Первый рейс планируется осуществить на пути из Антверпена, доставив в Калининград 50 сорокафутовых контейнеров с генгрузами. Обратную загрузку из Санкт-Петербурга предполагается обеспечить грузом минудобрений.

    Хотя перевозка, по сути, будет носить каботажный характер, тем не менее, определенных таможенных действий избежать не удастся – необходимо будет подтверждать статус товара из-за наличия в эксклаве особой экономической зоны и обязательств перед Таможенным союзом.

    Виталий Чернов.