• 9 января 2018

    Нет газа без добра

    Сжиженный природный газ становится главным драйвером развития Арктики и арктического судоходства. Не только в России, но и в США. Благодаря проекту Аляска-СПГ, две страны получаются возможность урегулировать вопросы судоходства по Берингову проливу, являющемуся ключевым как для функционирования Севморпути так и для вывоза СПГ из Аляски.

    Все флаги в гости будут к нам


    США планируют резко нарастить объемы производства СПГ, с этой целью регазификационные терминалы перестраиваются для сжижения газа. С одной стороны, это создаст конкуренцию российскому СПГ, с другой – позволит урегулировать ситуацию с судоходством через Берингов пролив.

    Так, в конце 2017 года власти Аляски (США) одобрили проект по расширению проекта Point Thomson по добыче и сжижению природного газа (СПГ) с одноименного месторождения, расположенного у северного побережья Аляски. По оценкам аналитиков, к середине 20-х годов объем производства СПГ здесь достигнет порядка 20 млн тонн СПГ в год, что сделает проект очень значимым для мирового рынка. В проекте, управлением которым занимается компания AGDP, участвует китайский капитал (как и в российском проекте «Ямал СПГ»).

    Сжиженный газ предполагается транспортировать, в том числе, в Азиатско-Тихоокеанский регион, например Японию, путь до которой от месторождения Point Thomson займет около 7 суток, при этом маршрут пролегает через Чукотское море и Берингов пролив. Данный пролив, как известно, является восточными воротами Севморпути и пограничной зоной между Россией и США.

    Проблема заключается в том, что по Берингову проливу проходит граница раздела морских пространств между Россией и США, установленная в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств (Вашингтон, 1 июня 1990 года), которое не ратифицировано российским парламентом. В то же время, придание проливу статуса акватории, открытой для международного судоходства, наталкивается на то, что США не является стороной Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

    При этом планы экспорта СПГ по восточному маршруту имеются и у самой России. В 2017 году танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» (судовладелец ПАО «Совкомфлот») успешно завершил свой первый коммерческий рейс, доставив партию СПГ по Северному морскому пути из Норвегии в Южную Корею. С целью развития восточного маршрута, в том числе, планируются к постройке наиболее мощные ледоколы-лидеры. Кроме того, Россия заинтересована в каботажных и транзитных перевозках по этому маршруту.

    Пока Берингов пролив использовался для судоходства не слишком активно, существующее положение вещей не создавало особых проблем. Однако с развитием арктического судоходства, неурегулированная ситуация здесь может стать помехой в развитии для обеих стран.

    Разрешить имеющиеся правовые казусы призвана совместная нота России и США в Международную морскую организацию (ИМО), поданная в декабре 2017 года. Две страны предлагают установить в Беринговом проливе и на подходах к нему двухсторонние судоходные пути, открытые для беспрепятственного прохода судов под флагом любого государства. В частности, предложено организовать потоки судов, следующих в Беринговом проливе и между побережьями России и Соединенных Штатов в Беринговом море, что позволит уменьшить риски столкновения, разделив противоположные судопотоки, а также предотвратить и уменьшать риск загрязнения или другого ущерба морской среде.

    В результате установления двухсторонних путей будет обеспечено наличие свободных, признанных на международном уровне маршрутных коридоров для судов, следующих через Берингов пролив в интересах Российской Федерации, вне зависимости от изменений во внешней политике США.

    «По предварительным оценкам, предложенные судоходные пути в Беринговом проливе могут получить законный статус до конца 2018 года», - пояснил ИАА «ПортНьюс» директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев.

    Таким образом, рост производства СПГ в США будет способствовать сотрудничеству двух стран хотя бы в сфере арктического судоходства, несмотря на санкции.

    Виталий Чернов.