• 25 апреля 2018

    Флотские горизонты

    После длительного перерыва Россия, наконец-то, начала массово строить гражданский флот. Однако процесс обновления флота может затормозиться из-за низкой серийности и дисбаланса между разными видами транспорта.

    В период с 2010 по 2018 годы по заказам государственных предприятий и частных компаний было построено более 1 тыс. судов и различной морской техники, в том числе 276 единиц - за счет федерального бюджета и около 100 единиц - за счет местных бюджетов. Остальные суда были построены за внебюджетные средства.

    Общий объем инвестиций в строительство гражданских судов и морской техники в России за указанный период составил 358 млрд руб. Лишь 15% из них приходится на средства федерального бюджета и еще 2% составили средства местных бюджетов. Таким образом, 294 млрд руб. за последние восемь лет вложили частные инвесторы – российские судоходные компании.

    Пассажирские суда тоже начали строиться в России, хотя, преимущественно, речь идет о небольших по пассажировместимости судах. В пассажирском сегменте за отчетный период передали заказчикам 141 судно, включая катера. За счет федерального бюджета построена почти половина пассажирских судов - 69 единиц. Строительство еще 11 судов профинансировали местные бюджеты.

    В борьбе за серийность

    Одна из ключевых проблем отечественного судостроения – это отсутствие крупных серий, характерных для советского периода. Крупнейшими сериями судов, построенных с 2010 года, стали суда река-море плавания.

    Самой популярной и востребованной заказчиком серией стали танкеры река-море плавания проекта RST 27 Морского инженерного бюро. Этих танкеров в России было построено 37 единиц, в том числе 23 - на заводе «Красное Сормово» и 14 - на ОАО «Окская судоверфь». Назначение танкера - морская и смешанная перевозка наливом сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе бензина (без ограничения по температуре вспышки), а также растительных масел. Обеспечивается одновременная перевозка 2 сортов груза. Судно имеет максимальную длину в 140,8 м, дедвейт от 5,4 тыс. тонн в реке до 7 тыс. тонн на море.

    Несколько отстает по количеству построенных судов другой проект того же проектировщика - сухогруз RSD 44, по которому было построено 10 судов на ОАО «Окская судоверфь». Это многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 5,7 тыс. тонн типа «Герои Сталинграда» класса «Волго-Дон макс». Назначение - перевозка генеральных и навалочных грузов, включая 20-ти и 40-ка футовые контейнеры международного стандарта высотой до 9,5 футов в трюмах, металл и металлопродукция, металлолом, зерно, лес, бревна и пиломатериалы, калийные и минеральные удобрения, селитра, сера, уголь, строительные материалы, бумага, крупногабаритные грузы.

    Еще один танкерный проект Морского инженерного бюро - RST 54 (грузоподъемностью 5,3 тыс. тонн) серией из семи судов был реализован на мощностях ОАО «Окская судоверфь» по заказу ООО «БФ Танкер» и ООО «В.Ф. Грузовые перевозки».

    Проект собственного инженерного центра завода «Красное Сормово» был серийно выполнен для крупной российской судоходной компании «В. Ф. Танкер» (входит в UCL holding). Так нижегородская верфь ОАО «Завод «Красное Сормово» построила восемь танкеров проекта 19614 грузоподъемностью по 5 тыс. тонн. Суда успешно эксплуатируются на внутренних водных путях Российской Федерации.

    Достаточно большая серия из 13 научно-исследовательских судов проекта NS18-RGM для Росгидромета реализована на предприятии «Олимп» (верфь территории ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод имени Бутякова С.Н.»). Это научно-исследовательское маломерное судно разработано совместно компаниями «Новая Судоверфь» и «Си Тех» и предназначено для выполнения гидрометеорологических и гидрохимических наблюдений, доставки экспедиционного состава и грузов в район наблюдений. Эксплуатируются суда в устьях рек и в прибрежной зоне морей при волнении до 4 баллов.

    В морском сегменте наиболее крупной (если не считать катера) оказалась серия малых рыболовных сейнеров-траулеров типа «Нельма», которых было построено 15 единиц на ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции». Строительство судов этого типа началось еще в 1977 году. Несколько единиц было передано ВМФ СССР. С 1995 года на суда этого проекта начали ставить двигатель мощностью 225 л. с. Суда предназначены для ловли рыбы и кальмара. Габаритная длина составляет 21,9 м.
    Наличие относительно крупных серий рыболовных судов и судов смешанного плавания объяснимо критическим возрастом флота в данных сегментах и предпринятых мерах господдержки, благодаря которым стало возможно его массовое обновление.

    Из числа судов вспомогательного флота наиболее крупные по числу судов серии относились к проекту обстановочных судов 3050, которых совокупно было построено 39 ед. Данные суда строились на ОАО «Московский судостроительно-судоремонтный завод», ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод», ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции», ГП «Жигаловский судостроительный завод».

    Значимая серия из четырех современных аварийно-спасательных судов была построена по проекту ЗАО «Морское Инженерное Бюро-Дизайн СПБ» на мощностях ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод»: «Спасатель Карев», «Спасатель Кавдейкин», «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Демидов». Эти многофункциональные аварийно-спасательные суда мощностью по 4 мВт  работают в морских портах России, осуществляют дальние переходы и участвуют в спасательных операциях.
     
    Заплыв в будущее



    В целом, можно сделать вывод, что в последние несколько лет Россия сумела приступить к массовому обновлению гражданского флота. Среди главных проблем: низкая серийность и сложности, связанные с доступом к «длинным» и дешевым деньгам. Помочь в этом призваны меры господдержки: субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант, льготная лизинговая программа. Кроме того, в сегменте судов смешанного и речного плавания имеется проблема конкуренции со стороны железнодорожного транспорта, которая способна затормозить развитие этого судостроительного сегмента.

    Виталий Чернов.