• 25 июня 2018

    85 лет на страже навигационной безопасности судоходства в Арктике

    «Гидрографическому предприятию» 25 июня исполняется 85 лет. За это время советские и российские гидрографы проделали уникальную работу, позволившую сегодня осуществлять безопасное судоходство в арктических водах. Объединение «Гидрографического предприятия» с Администрацией Севморпути позволит создать единого государственного координатора судоходства в Арктике, обладающего полным инструментарием для обеспечения безопасного судоходства.

    Семь раз промерь


    Как известно, составление первых арктических карт – заслуга, прежде всего, русских мореплавателей. Однако системная работа над изучением арктических вод и глубин началась в XX веке, а именно с 25 июня 1933 года, когда было образовано Гидрографическое предприятие. В настоящее время ФГУП «Гидрографическое предприятие» находится в ведении Минтранса России.

    Выполнение гидрографических исследований и работ относится к одной из важнейших долгосрочных задач, связанных с созданием условий для безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне.

    Одним из сдерживающих факторов плавания по Северному морскому пути крупнотоннажных судов являются малые глубины на существующих традиционных трассах.

    Осадка современных крупнотоннажных судов может превышать 15 м, и они не могут совершать плавание по традиционным прибрежным маршрутам, в том числе  через проливы Санникова и Дмитрия Лаптева, где глубины не более 12,4 м и 9,0 м, соответственно. Для крупнотоннажных судов нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты – севернее Новосибирских островов и далее до пролива  Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах существуют «белые пятна» (нет информации о глубинах).

    Для создания условий для безопасного судоходства крупнотоннажных судов с осадкой до 15 метров в акватории Северного морского пути ФГУП «Гидрографическое предприятие» с 2010 года ведет гидрографические работы на отдельных участках вновь вводимой высокоширотной трассы с шириной обследуемой полосы для движения судов на первом этапе - 2 км, на втором этапе – 20 км. Многие участки высокоширотной трассы имеют глубины менее 40 м и по международным требованиям должны быть обследованы площадной съемкой. В этих целях были закуплены и установлены на специализированные суда Гидрографического предприятия современные многолучевые промерные комплексы для площадного обследования рельефа дна, благодаря которым с 2011 года проводятся исследования глубин в целях издания и поддержания на уровне современности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания. В целом на высокоширотной трассе выполнено более 121 тысячи приведённых км съёмки рельефа дна. Введены в действие глубоководные пути общей протяжённостью более 2300 миль.

    В 2014 - 2017 годах с целью создания условий для безопасного судоходства крупнотоннажных судов ФГУП «Гидрографическое предприятие» выполнило площадную съемку рельефа дна на подходах к Обской губе и в Обской губе на подходах к порту Сабетта и Новопортовскому терминалу в объеме 103356 приведенных  км. По результатам этих гидрографических работ введены в действие новые глубоководные пути в Обской губе и на подходах к ней общей протяжённостью около 600 миль. Для обеспечения свободы судоходства в сложных ледовых условиях обеспечена максимально возможная ширина этих глубоководных путей преимущественно 1.5÷3.0 мили и на отдельных участках до 0.3 мили.

    Россия, в соответствии с международными обязательствами, ведет передачу навигационных предупреждений на районы НАВАРЕА ХХ и ХХI в Арктике по системе SafetyNet, используя спутники связи  ИНМАРСАТ-С.

    На предприятии функционирует собственное картографическое производство, способное выполнять работы по составлению электронных навигационных карт на акваторию Севморпути по материалам выполненных гидрографических работ по съемке рельефа дна, в полном соответствии с требованиями стандартов Международной гидрографической организации.

    Предприятие, на котором трудится около 500 квалифицированных работников, имея в своем составе восемь гидрографических баз, расположенных по всему побережью Арктики, располагая флотом из восьми исследовательских судов, имеющих ледовый класс Arc5 и неограниченный район плавания, успешно решает поставленные перед ним задачи. Это съемка рельефа дна в акватории Северного морского пути на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Енисей и Колыма, а также на путях движения крупнотоннажных судов. В среднем в год обследуется ежегодно выполняется около 30-33 тыс. приведенных км съёмки рельефа дна. По результатам выполненных работ было введено в действие 53% первого этапа новых морских путей шириной 2 км для движения крупнотоннажных судов на высокоширотной трассе; 73% новых глубоководных путей для движения судов на подходах к Обской губе в Карском море; 100% новых глубоководных путей для движения судов в Обской губе до порта Сабетта и Новопортовского терминала.

    Также предприятие ведет работу по созданию и обновлению электронных навигационных карт (ЭНК) и цифровых справочно-информационных наборов (ЦСИН). В настоящее время коллекция ЭНК на акваторию Севморпути сформирована, предприятием создано 253 ЭНК и 116 ЦСИН, что в конечном итоге обеспечило первый безопасный проход арктического танкера сжиженного природного газа (СПГ) «Кристоф де Маржери» по Северному морскому пути в 2017 году.

    В настоящее время клиентами предприятия являются суда таких компаний, как ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Атомфлот», ФГКУ «Администрация Северного морского пути», АО «Хатангский морской торговый порт», ПАО «Совкомфлот», Teekay shipping company, Dynagas Ltd, MOL (Europe Africa) Ltd.

    Основным преимуществом предоставляемых предприятием услуг является их информативность, что особенно ценно при использовании ЭНК и ЦСИН в сложных в навигационном отношении районах, а также в системах инженерного проектирования дноуглубительных и иных видов работ. Разработанная на предприятии технология позволяет в кратчайшие сроки передавать самую актуальную навигационную информацию непосредственно на судно. Кроме того, за счет использования при передаче алгоритма, утвержденного стандартом Международной гидрографической организации S-63 ЭНК, и ЦСИН предприятия могут быть установлены практически во все известные судовые системы отображения и, по сути, являются мультиплатформенными. Вместе с тем, сравнительно небольшая цена за набор данных (859 руб. за ЦСИН и 1263 руб. за ЭНК), включающая годовое обновление, а также гибкий и индивидуальный подход в работе с клиентом, обеспечивает конкурентную способность на рынке аналогичных услуг, стимулируя тем самым рост отрасли в целом.

    Помимо этого, предприятие обеспечивает действие средств навигационного оборудования (СНО) в акватории Севморпути в соответствии с объявленным режимом работы. В среднем в год обслуживается 288 объектов СНО. В настоящее время предприятием установлены 278 альтернативных источников питания на действующие объекты СНО.

    Предприятие обеспечивает и лоцманские проводки на реке Енисей. За навигацию осуществляется около 60 таких проводок.

    Еще одна выполняемая задача: это содержание, эксплуатация и развитие инфраструктуры на шести полярных контрольно-корректирующих станциях (ККС) ГЛОНАСС/GPS и одном контрольном пункте ККС, а также обеспечение мореплавателей информацией об изменениях навигационной обстановки и режима плавания.

    Софья Винарова.