• 28 сентября 2018

    Ирина Ольховская: «Мы приняли правильное инвестиционное решение»


    Крупнейший в России специализированный порт с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» (входит в холдинг ООО «Управляющая портовая компания») ведет строительство соединительных железнодорожных путей общего пользования в рамках реализации собственного проекта Третьей очереди специализированного угольного комплекса. Об этом ИАА «ПортНьюс» рассказала первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.

    - Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, из чего состоит железнодорожная часть вашего проекта?


    - Третья очередь специализированного угольного комплекса является крупнейшим частным портовым инвестиционным проектом на Дальнем Востоке. И он реализуется на принципах государственно-частного партнерства с целью синхронизации строительства портовых и железнодорожных объектов. Техническая документация по реализации железнодорожных объектов согласована с ОАО «РЖД», финансирование строительства ведут ООО «Управляющая портовая компания» и АО «Восточный Порт» без привлечения средств государственного бюджета. При этом строительство Третьей очереди нашего терминала и железнодорожной инфраструктуры общего и необщего пользования синхронизировано с реализацией федеральной целевой программой по развитию БАМа и Транссибирской магистрали.

    Мы строим объекты железнодорожной инфраструктуры протяженностью 37 тыс. м. В соответствии с выданными техническими условиями ОАО «РЖД», нами реализуется проект строительства двух железнодорожных парков и соединительных путей общей стоимостью порядка 5 млрд руб. Объем работ очень большой, это два полноценных электрифицированных железнодорожных парка, один парк для передачи РЖД из 5 электрифицированных железнодорожных путей развернутой длиной 7,3 тыс. м. Второй новый железнодорожный парк состоит из 12 электрифицированных железнодорожных путей развернутой длинной 19 тыс. м. Далее - соединительные железнодорожные пути развернутой длиной 3,3 тыс. м и внутриплощадочные железнодорожные пути развернутой длиной 7,4 тыс. м.

    Все строительство ведётся под контролем ОАО «Российские железные дороги».

    Мы очень гордимся тем, что во взаимодействии с АО «РЖД» нам удалось создать уникальный проект, новую инфраструктуру по станции Находка-Восточная, которой смогут пользоваться не только АО «Восточный Порт», но и все стивидорные компании в поселке Врангель.

    - Что уже сделано в рамках этого проекта?


    - Мы идем четко по графику. Первый этап уже закончили. В апреле 2018 года открыто движение парка отправления порожних вагонов припортовой станции Находка-Восточная, что уже увеличило мощности станции на 5 млн тонн. В настоящее время АО «Восточный Порт» ведет строительство железнодорожного парка «Новый». На его территории будет построено 12 железнодорожных путей необщего пользования, каждый из которых сможет принимать составы длиной до 71 вагона. В первом квартале 2019 года закончим этот этап. Таким образом, растущий грузооборот АО «Восточный Порт» будет полностью обеспечен соответствующими мощностями по железнодорожной инфраструктуре.

    - Каков объем инвестиций в ваши новые перевалочные мощности и связанную с ним инфраструктуру?

    - Общий объем инвестиций в проект создания Третьей очереди АО «Восточный Порт» за период с 2012 года по настоящее время уже превысил 32 млрд руб. На эти средства мы строим высокотехнологичные портовые мощности, которые обеспечат прирост грузооборота на 20 млн тонн в год. Из вложенных средств примерно 5 млрд руб. — это  инвестиции в объекты железнодорожной инфраструктуры.

    Вообще портовые проекты очень капиталоемки и долго окупаются. Портовый инвестор прежде всего оценивает грузовую базу - насколько она прогнозируема, долгосрочна. В целом, российская угледобывающая отрасль показывает устойчивый рост, что подтверждает наши инвестиционные решения.

    - А какие риски обычно принимаются во внимание портовым инвестором?

    - Риски можно разделить на две большие категории: риск грузовой базы и риск провозной способности РЖД.

    По грузовой базе мы предприняли максимум усилий и свели этот риск к нулю, потому что начали подписывать соглашения на перевалку угля через строящие мощности Третьей очереди АО «Восточный Порт» еще в 2012-2014 годах.

    Дополнительно мы осуществляем прогнозный анализ всего угольного мирового рынка и угольного рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности. Видим, что текущий прогноз и прогноз на ближайшие 5-10 лет – это стабильный рост.  Немаловажным фактором является и то, что когда в 2014 году объемы мирового угольного рынка падали, российская угольная отрасль увеличила объемы добычи и поставки угля на экспорт. Наши российские угольщики конкурентоспособны по сравнению, например, с индонезийскими поставщиками угля, Австралией и другими странами-производителями.
     
    Второй риск для портового инвестпроекта - пропускные и провозные способности РЖД. Мы достаточно системно подошли к этому вопросу. Решение по строительству Третьей очереди было четко синхронизировано с решением государства развивать железнодорожную отрасль через увеличение пропускной способности восточного железнодорожного полигона.  

    Наше инвестиционное решение было принято сразу, как только президент России дал старт реконструкции БАМа и Транссиба (этап I) после совещания в Кузбассе в 2012 году.  Это и называется синхронизация инвестиционных процессов различных отраслей – железнодорожной, портовой, добычной.

    Затем российский грузоотправитель показал новый большой рывок в добыче угля и в возможности его поставки на экспорт. 27 августа 2018 года прошло второе большое совещание в Кемерово  (Комиссия по ТЭК – примечание редакции). Очень важно, что президентом России было принято решение по второму этапу развития Восточного полигона, что дополнительно подтверждает синхронизацию портового и железнодорожных проектов и принятые инвестиционные решения.

    - Кто сегодня грузоотправители для АО «Восточный Порт»?
        
    - Сейчас грузоотправителей у АО «Восточный Порт» более двадцати. Это добывающие компаний Кузбасса, Хакассии, Якутии. Среди них - КРУ и СУЭК, Кузбасская топливная компания, Промугольсервис, а также разрез Майрыхский, Бунгурский, Аршановский и многие другие.

    Мы рады всем  грузоотправителям!

    Беседовала Надежда Малышева.