• 6 февраля 2008

    Грузы уводят в тыл

    Необходимость в создании тыловых терминалов для портов возникла уже давно, но до сих пор на практике в России практически не развивались. Однако в последнее время началась реализация целого ряда проектов. Причем, строительством логистических комплексов занимаются как непосредственно компании, которым принадлежат морские терминалы, так и напрямую с портовым бизнесом не связанные. По мнению экспертов, строительство «сухих портов» позволит увеличить объемы переработки грузов в порту за счет уменьшения времени нахождения их непосредственно на территории терминалов.


    Последним из заявленных проектов стал контейнерный терминал компании «Евразия логистик», который входит в большой логистический комплекс площадью 188 га, который компания возводит на территории Колпино. В контейнерный терминал площадью 4 га будет инвестировано в 2008 году $5 млн. Всего же компания намерена построить контейнерные терминалы на территории 28 индустриальных парков, которые компания намерена построить на территории России, Украины, Казахстана и Турции. Проект «Евразии Логистик» связан с развитием международного транспортного коридора «Восток-Запад» (из Китая через Россию в Европу) – комплексы компании располагаются на пути его следования.


    В непосредственной близости от порта располагаются сейчас несколько тыловых терминалов, не принадлежащих стивидорным компаниям. Так, у группы «Интертерминал» на улице Кубинской действует логистический комплекс «Интертерминал-Предпортовый», в который входит . У компании «Евросиб» также работает терминал «Предпортовый», связанный шаттл-трейнами с Первым контейнерным терминалом. Сейчас «Евросиб» завершает строительство еще одного логистического центра в Шушарах.


    То, что развитие Петербургского порта без тыловых логистических комплексов, стало очевидным и для стивидорных компаний. Особенно это касается контейнерных перевозок – по мнению экспертов, именно отсутствие сухопутных терминалов сегодня является сдерживающим фактором развития контейнерного рынка России. Поэтому уже сейчас компании-операторы морских терминалов прилагают усилия к тому, чтобы обеспечить себе «надежный тыл». Так, Национальная контейнерная компания (НКК) уже в конце 2008 года планирует ввести первую очередь логистического комплекса в Шушарах, инвестиции в которую составят $85 млн. После окончания строительства ожидается, что комплекс даст возможность перерабатывать на Первом контейнерном терминале дополнительно 200 тыс. TEU в год. Это станет возможно в том случае, если удастся реализовать план по организации таможенного коридора между ПКТ и тыловым терминалом, чтобы грузополучатель мог получать товар не в порту, а за его пределами. При этом заботиться о доставке груза в Шушары не придется – эту задачу также возьмет на себя НКК.


    Группа «Н-Транс» тоже намерена организовать подобный сервис за счет терминала в Янино (Ленинградская область), совладельцем которого она стала, приобретя 50% акций компании Container Depot, ранее полностью принадлежавшего финской Container Finance. Правда, доставлять грузы из «Петролеспорта» по железной дороге в Янино будет немного сложнее и дольше, чем из ПКТ в Шушары.


    Отметим, что строительство сухих портов ведется не только в Петербурге. Так, на Дальнем Востоке в 40 км от Владивостока должен быть построен «Южный приморский терминал». По планам властей Приморского края, он должен стать крупнейшим транспортно-логистическим центром региона, приняв на себя грузопотоки, идущие во Владивостокский морской торговый порт. Мощность комплекса составит около 13 млн тонн грузов в год, в том числе 1,5 млн TEU. Комплекс также должен быть включен в разрабатываемую Минтрансом целевую программу «Развитие транспортной системы России».


    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен