• Home
  • Relevant Topics
  • Алексей Рахманов: «Гидрографические знания делают судоходство безопасным»
  • 21 июня 2019

    Алексей Рахманов: «Гидрографические знания делают судоходство безопасным»


    О «синей экономике», гидрографической науке, строительстве научно-исследовательского флота и платформы «Северный Полюс» в интервью ИАА «ПортНьюс» во Всемирный день гидрографии рассказал президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов.

    - Алексей Львович, 21 июня отмечается Всемирный день гидрографии. Корабелы чувствуют себя причастными к нему?

    - Гидрографические знания делают судоходство безопасным. Страны мира, имеющие речной или морской флот, имеют и гидрографическую службу. Но флот не появляется сам по себе – его строят корабелы. Так что мы органично связаны.

    Кстати, гидрографическая наука и соответствующая служба зародились у нас почти в то же время, что и флот – то есть во времена Петра Первого. А отсчет истории государственного судостроения ведется со дня подписания царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра, указа о строительстве фрегата «Орел». Корабль строился в подмосковном селе Дединово, и в этом году исполняется 350 лет, как он отправился в свое первое плавание. Есть все основания полагать, что именно на «Орле» был впервые поднят российский триколор – в архивах сохранились свидетельства, что «на знамена и еловчики» были выданы ткани трех цветов: «червчатой, белой и лазоревой». Видите, как все взаимосвязано.

    А июнь вообще морской месяц: 8-го числа отмечался Всемирный день океанов, сегодня – Всемирный день гидрографии, а 29 июня, в день подписания Указа о строительстве «Орла» – День кораблестроителя.
                           
    - В последнее время мы все чаще слышим словосочетание Мировой океан. И гидрографы изучают то, что принадлежит всему человечеству…

    - Это действительно так. И мы уже дважды провели панельную сессию, посвященную исследованиям и ресурсам Мирового океана,  на Петербургском международном экономическом форуме. На сессии выступило много видных экспертов и представителей бизнеса, и крайне важно, что свое видеообращение к ее участникам  прислал исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО Владимир Рябинин.

    Владимир Эдуардович привел цифры, которые говорят сами за себя: «Синяя экономика, или экономика Мирового океана, составляет более $3 трлн, и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана — около $1 млрд, то есть в 3 тысячи раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта». Он рассказал также о грядущем Десятилетии наук об океане, объявленном ООН с 2021 по 2030 годы, и подчеркнул, что человечество должно объединиться как для изучения Мирового океана, так и для его защиты.

    Особо отмечу, что вчера на «прямой линии» президент России также уделил внимание вопросам, связанным с Мировым океаном, особенно в части экологии. Уверен, со временем интерес ко всем этим темам в мире будет только расти.

    - Недавно вместе с Музеем Мирового океана вы проводили в Калининграде экспертную сессию. Что там обсуждалось?

    - 2019 год у нас в ОСК объявлен Годом науки, и мы провели довольно много мероприятий, в том или ином виде связанных как с фундаментальной, так и с прикладной наукой.

    На экспертной сессии в Калининграде обсуждался широкий круг вопросов – от экологии Мирового океана до перспективного облика и оснащения оборудованием научно-исследовательских судов будущего. Ни для кого не секрет, что морские просторы изучены еще мало, а наш исследовательский флот нуждается в серьезном обновлении. Мы рассказали ученым о своих перспективных проектах НИСов и будем двигаться дальше совместно.

    Кроме того, вместе с Музеем Мирового Океана и ГТРК «Калининград» мы начали работу над интересным культурно-просветительским телевизионным проектом «Понятная наука». Это серия небольших документальных фильмов про особенности устройства кораблей, научные исследования Мирового океана и другие сферы деятельности человека, имеющие отношение к судостроению.

    - Это все очень интересно, но как движется строительство научно-исследовательского флота и другой морской техники?

    - Сейчас строятся два океанографических судна: на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и на северодвинской «Звездочке». Готовятся концептуальные проекты целой линейки исследовательских судов «завтрашнего дня», среди которых большой морской арктический НИС и многоцелевой НИС для геологоразведочных работ в Мировом океане.

    Хочу также упомянуть об уникальном проекте, который реализуется на «Адмиралтейских верфях» – о ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». Это будет плавучая обсерватория для научных исследований и мониторинга природной среды. Ее строительство направлено на закрепление российского присутствия в Арктике и позиций России как мирового лидера полярной науки.

    Кстати, девиз Всемирного дня гидрографии в этом году: Hydrographic information driving marine knowledge. И это действительно так: без гидрографической науки мы мало что знали бы о Мировом океане. Любой флот – и гражданский, и военный – нуждается в ней. И, пользуясь случаем, я хочу поздравить всех, кто имеет отношение к этой важной составляющей морских знаний: ученых, инженеров, капитанов, судоводителей и др. Поздравляю также моих коллег, корабелов, которые скоро будут отмечать свой профессиональный праздник. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов в профессиональной деятельности.

    Беседовала Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен