Актуальные темы

6 марта 2017

С мира по зернышку



В последний год наметилась тенденция на переориентацию зерновых грузов в порты России из портов сопредельных государств. Появился экспорт на Дальний Восток, а на Юге растет конкуренция между терминалами. Риском для рынка является укрепление рубля.

Портовый пророст

Объем перевалки зерна через морские порты России по данным Ассоциации морских торговых портов за 2016 год вырос на 3,3% - до 35,5 млн тонн. Особенность заключается в том, что объем перевалки зерна через порты Северо-Западного бассейна выросла на 16,5% - до 1,2 млн тонн (почти весь объем экспортный), а также появился экспорт из порта Владивосток кукурузы и муки на Китай, Японию и Северную Корею (объем перевалки зерновых на экспорт через Дальневосточный бассейн составил около 30 тыс. тонн).

Как объяснил на Международной конференции ShippingRu 2017 директор по фрахтованию компании NitroShipping Андрей Никитин, перевалка на Северо-Западе активизировалась за последние два сезона. По его словам, это не носит пока массовый характер, но является  тенденцией. «В первую очередь, речь идет о транзитных грузах. Идет смещение перевалки  грузов, которые в последние 10 лет переваливались в районе портов Прибалтики. В первую очередь, это латвийский порт Лиепая», - пояснил Андрей Никитин.

Отметим, что объем перевалки зерновых через порт Лиепая, по данным его администрации, в 2016 году снизился на 0,8% - до 2,88 млн тонн. В Северо-Западном бассейне перевалка зерна осуществляется, преимущественно, за счет порта Калининград, где расположен крупнейший по меркам бассейна терминал «Содружество Соя» (всего через порт Калининград в 2016 году было перевалено более 1 млн тонн зерновых) и в меньшей степени за счет  Большого порта Санкт-Петербург.


Таким образом, в данном регионе тенденция на переориентацию грузопотока в российские порты, о чем мы писали ранее >>>> , не обошла стороной и зерновые грузы. Более того, по мнению Андрея Никитина, полностью на российские порты Северо-Запада переключатся и казахстанские грузы.

Если говорить о Дальневосточном бассейне, то, хотя объемы перевалки зерновых через порты Дальнего Востока по абсолютным значениям пока весьма скромны, тем не менее, при определенной благоприятной конъюнктуре рынка он имеет свои перспективы. В настоящее время зерно переваливается здесь, в основном, через порт Владивосток и немного через Петропавловск-Камчатский. Однако имеется проект создания зернового терминала в порту Зарубино. Предполагается, что до 2020 года будет реализован первый этап проекта, в рамках которого будет построен зерновой терминал мощностью 10 млн тонн в год с последующем поэтапным развитием до мощности 33,5 млн тонн в год. По мнению генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» (АО «ОЗК») Марата Шайдаева, «Дальний Восток и Сибирь имеют огромный потенциал роста в сфере производства зерна, реализации которого сдерживается недостаточно развитой инфраструктурой и нехваткой каналов сбыта. Этот потенциал составляет до 3 млн тонн к 2020 году и 5 млн тонн к 2030 году».

Как бы то ни было, Южный бассейн был и остается главными зерновыми воротами страны. По мнению Андрея Никитина, в ближайшие сезоны будет сохранять свою актуальность рейдовая перевалка в районе порта Кавказ. Строительство новых портов (зернового терминала в Тамани) и модернизация  существующих мощностей (НКХП и НЗТ) будут стимулировать конкуренцию между большими портами за клиента. «Собственники перевалочных мощностей должны будут увеличивать складские мощности и улучшать технологии перевалки», - полагает эксперт.

Если говорить о малых и речных портах, то ввод в эксплуатацию нескольких портовых терминалов в портах Азов, Ростова-на-Дону, Астрахань, а также на р. Волга и Дон в последние зерновые сезоны позволяет держать ставки на конкурентном уровне и говорить о достаточном количестве перевалочных мощностей. «Стареющий состав флота «река-море» под российским флагом будет иметь большое значение для обеспечения вывоза экспортных грузов из речных портов», - полагает Андрей Никитин. Кроме того, порты Волги и Дона непосредственно тяготеют к производителям. На развитие перевозок зерновых грузов по рекам окажет ключевое влияние и строительство гидроузлов (Багаевского, Городецкого, Нижне-Свирского).


Рынок зерна, впрочем, сильно зависит от малопредсказуемых факторов, таких как урожайность и курсы валют. Экспортеры уже сейчас жалуются на чрезмерно укрепившийся рубль, способный свести на нет все достигнутые результаты.

Как заявил недавно министр сельского хозяйства России Александр Ткачев, страна в ближайшие 10 лет должна увеличить производство зерна более чем на четверть - до 150 млн тонн в год.

«Для нас реальная задача на ближайшие 10 лет – стратегически наращивать объемы до 150 млн тонн зерна. Мы должны, прежде всего, заниматься повышением урожайности. То, что многие сидят без удобрений, со слабой квалификацией и без взаимодействия с наукой нас не радует. В этом есть огромный потенциал», - процитировали в СМИ главу министерства.

Александр Ткачев также отметил, что стратегической задачей является развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке с целью освоения рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По данным министерства, этот рынок оценивается в 27 млн тонн зерна в год и Россия на нем практически не представлена.

Виталий Чернов.