ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.eastrussia.ru/

    8 сентября 2017

    Свободный порт возмужал

    ИСТОРИЧЕСКИ СВОБОДНЫЙ

    Идея Свободного порта как территории, где можно торговать беспошлинно, будоражит умы человечества давно – как известно, первый свободный порт был создан в XVI веке в итальянском Ливорно, а слова, обозначающие порт без пошлин, есть в большинстве европейских языков: Freeport, Freihafen, Porto Franco. Свою историю подобный режим имеет и в России, где в XIX веке Одесса стала первой «приморской гаванью, пользующеюся правомъ безпошлиннаго ввоза заграничныхъ и всѣхъ туземныхъ товаровъ». Но на российском Дальнем Востоке все было, как и во многом другом, совершенно по-особенному.

    Беспошлинная торговля иностранными товарами на окраине страны впервые была разрешена в 1828 году на Камчатке – на десять лет. И по мере освоения Восточной Сибири и Приамурья похожий режим был введен во многих приграничных портах, в том числе на Амуре: экономику Дальнего Востока поднимать было нужно, а регулярное сообщение с Европой – отсутствовало. Льготным таможенным обложением пользовались огромные территории Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальская область Иркутского генерал-губернаторства.

    Владивосток с середины XIX века стал одним из многих, но, пожалуй, самым знаменитым в России дальневосточным порто-франко, где, как писали современники, американские товары можно было купить дешевле, чем в самой Америке. Однако как только связи с западом страны наладились, сначала за счет регулярных рейсов морем, а затем и по Транссибу, режим стал не столько полезен, сколько вреден: он делал невыгодным развитие новых производств на местах, и поэтому в 1909 году был отменен. Казалось бы, бесповоротно.

    Современная Россия ничего подобного термину порто-франко времен императорской России не знала – вплоть до декабря 2014 года, когда президент Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, сказал: «Предлагаю предоставить Владивостоку статус Свободного порта с привлекательным облегченным таможенным режимом». И далее: «Мы продолжим сотрудничество со странами Азии. Азиатско-Тихоокеанский регион продвигается вперед, и Россия как тихоокеанская страна будет использовать этот потенциал».


    ФРАЗА – В НОВЫЙ ЗАКОН

    Подготовку законопроекта о Свободном порте в Министерстве по развитию Дальнего Востока начали сразу после оглашения послания президента. К обсуждению возможных параметров возрождаемого режима порто-франко привлекли не только представителей администрации Приморского края, но и широкую общественность – от дипломатов до бизнесменов. Специальные общественные слушания были жизненно необходимы: ведь президент сформулировал задачу всего в одной фразе, и какой именно «начинкой» наполнять Свободный порт, никто толком не представлял. Это и был настоящий «мозговой штурм»: первая версия законопроекта родилась к концу января 2015 года, в ее обсуждении приняли участие более 700 экспертов.

    Одной из ключевых проблем, которые предстояло решить с помощью нового режима, была оптимизация работы таможни. «Главная проблема, которую предстоит решить – административные барьеры. Сегодня деятельность портов контролирует большое количество организаций. Все это затягивает процедуры таможенного досмотра, которые мы должны свести к минимуму. То же касается и портовых сборов – они должны быть минимальными», – объяснял в 2015 году полпред президента в Дальневосточном федеральном округе – вице-премьер Юрий Трутнев.

    2 апреля 2015 года «нулевые чтения» законопроекта провела Общественная палата. 6 мая 2015 года проект закона внесен на рассмотрение в правительство РФ. 5 июня он был одобрен. 19 июня проект закона был рассмотрен в первом чтении Государственной думой. 3 июля – принят в третьем чтении. 8 июля – одобрен Советом Федерации, а 13 июля – подписан президентом Владимиром Путиным. На вступление закона в действие было отведено 90 дней – до 12 октября. За это время были приняты поправки различные законы России и нормативно-правовые акты как правительства, так и различных ведомств – для того, чтобы закон заработал. В начале сентября 2015 года Свободный порт был презентован гостям первого Восточного экономического форума, который прошел на острове Русский.


    ОДИН ТАКОЙ – И НЕ ОДИН

    На первый взгляд, режим Свободного порта повторяет режим ТОР: схожие налоговые льготы, таможенные и административные преференции предлагаются тем компаниям, которые подадут заявку на получение статуса резидента Свободного порта Владивосток (СПВ). На льготы имеют право претендовать те компании, которые инвестируют в создание новых производств (или в модернизацию действующих) не менее 5 млн рублей. Инфраструктуру, как в ТОР, государство в Свободном порту не строит, хотя она может строиться на условиях государственно-частного партнерства. В остальном все очень похоже: нулевые ставки налогов на прибыль, имущество и землю в первые пять лет, сниженные страховые взносы за сотрудников, возможность применения режима свободной таможенной зоны – все это есть и в ТОР.

    Однако Свободный порт превосходит все ТОР, вместе взятые, по площади применения льготного режима, и в этом его первая особенность.

    В первоначальной версии законопроекта предлагалось распространить действие льготного режима на семь муниципальных образований Приморского края: кроме Владивостока, города, который исторически развивался вокруг морского порта, под льготы предлагалось внести Артем, Надеждинский и Шкотовский районы, а также муниципалитеты, входящие в международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» – Партизанский, Пограничный и Хасанский районы.

    Затем число муниципальных образований порто-франко выросло до 12, после этого – уже до 15. Масштаб этот сложно оценить, если не посмотреть на карту. Режимом СПВ на первом этапе оказалась охвачена огромная территория вдоль сухопутной границы с Китаем и КНДР, а с Японией – вдоль берега Японского моря.В том числе все морские курорты Хасанского района к юго-западу от Владивостока и прибрежная полоса длиной в несколько сотен километров к востоку от Владивостока, включая важнейший для Приморья порт Находка.

    Затем режим был распространен и на другие субъекты Дальнего Востока. Владимир Путин в ходе первого Восточного экономического форума дал поручение правительству рассмотреть вопрос о распространении режима СПВ на другие гавани. «Я считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу Свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшую зарубежную практику. Поэтому предлагаю правительству рассмотреть вопрос о распространении режима Свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока», – сказал президент.

    Так льготы СПВ с июля 2016 года работают в Ванинском муниципальном районе (Хабаровский край), Корсаковском городском округе (Сахалинская область), Петропавловске-Камчатском (Камчатский край), Певеке (Чукотка) и Лазовском муниципальном районе Приморского края. С 1 июля 2017 года режим был распространен на Углегорский городской округ Сахалинской области. Минвостокразвития также внесло в правительство предложения по распространению режима на международные аэропорты Хабаровск (Новый), Петропавловск-Камчатский (Елизово), а также на Советско-Гаванский муниципальный район. А в августе стало известно о том, что расширение режима возможно и на Благовещенск.

    АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОРЫВЫ

    Вторая особенность Свободного порта – его четкий антибюрократический характер. За прошедшие почти два года применения закона стало понятно, что его удалось перенести с бумаги в реальность в самых разных сферах. Так, в части снижения административного давления и избыточности контрольных процедур режим СПВ стал золотым ключиком к сложнейшему бюрократическому замку.

    Таможня в Свободном порту, предлагали авторы законопроекта, должна начинать работать в круглосуточном режиме, а не по несколько часов в день, как было ранее на российско-китайской границе. И с 1 октября 2016 года пункты пропуска в Свободном порту заработали, как и положено по закону – в круглосуточном режиме. «Теперь при работе на границе введен единый контрольный орган. Кроме того, постановлением правительства России сокращены сроки государственного контроля на таможне. Установлено их предельное значение. Введено электронное декларирование грузов. Это сделано только в Свободном порту Владивосток», – сказал по этому поводу министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

    Еще один пример – из сферы ведения другой контрольной службы, пограничной. В законе была прописана норма об упрощенном визовом режиме Свободного порта Владивосток. На то, чтобы эту норму ввести в действие, ушло значительное время, почти два года. Был принят отдельный закон, благодаря которому был введен новый тип разрешения на въезд – электронная виза. ественник. Была разработана целая система межведомственного взаимодействия, установлено специальное оборудование и программное обеспечение. В результате с 8 августа 2017 года граждане 18 стран могут пользоваться уникальной преференцией – через интернет обращаться в МИД России за электронной визой, получать ответ в четырехдневный срок, и, в случае одобрения, въезжать на территорию Свободного порта на срок до 8 суток. Первые туристы уже оценили это нововведение, и в будущем их поток будет только расти.

    МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

    И так же расти обещает и сам Свободный порт. Ведь главная его цель - это привлечение инвестиций. А их в СПВ устремилось немало – счет идет на сотни миллиардов рублей. По предварительной оценке экспертов, в результате создания Свободного порта Владивосток ожидается существенный рост ВРП Приморского края – в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн рублей). Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 трлн рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. человек – к 2021 году, 108 тыс. человек – к 2025 году, 468,5 тыс. человек – к 2034 году.

    Режим СПВ, говорят инвесторы, помогает им снизить конечную стоимость продукции. А это повышает конкурентоспособность, что для малого и среднего бизнеса критически важно. С начала 2017 года, например, резидентам Свободного порта Владивосток предоставили 18 млн рублей освобождений от уплаты таможенных платежей, сообщили в Дальневосточном таможенном управление. В порту установлен особый правовой режим для предпринимателей, который предусматривает ряд преференций. У резидентов есть право поместить товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), что дает возможность ввоза товаров без уплаты пошлин и налогов и без нетарифного регулирования оборудования и сырья. Применение такой процедуры возможность только в специально оборудованной зоне таможенного контроля на участке резидента. Таких сейчас два: ООО «о. Русский» и ООО «Промышленный парк Уссурийский». За время, прошедшее с начала года, таможенные органы в порту оформили 12 деклараций на товары, которые помещены под таможенную процедуру СТЗ.

    Спустя два года после подписания закона о Свободном порте поступило 396 заявок на получение статуса резидента Свободного порта на общую сумму 374 млрд рублей. Почти половина заявок от потенциальных резидентов рассчитана на реализацию в городе Владивостоке (191 заявка), на втором месте – Артемовский городской округ (37 заявок). Подтвержденные инвестпроекты обещают создание более 30 тысяч новых рабочих мест. «Из итогов работы резидентов за два года: полностью реализованы 10 проектов, сумма вложений в них составила более 10 млрд рублей, создано более 1,5 тысяч рабочих мест. До конца года мы ожидаем, что еще 25-30 инвестпроектов будут завершены», – рассказал генеральный директор «Корпорации развития Дальнего Востока» Денис Тихонов.

    Таким образом, новые предприятия с пропиской в Свободном порту – это уже реальность.

    Первым из резидентов СПВ ввела в эксплуатацию индустриально-промышленный парк «Авиаполис Янковский» в Артеме компания DNS Development. Промпарк строится в несколько этапов на территории 180 га. Его площадками уже пользуются DNS, «Эльдорадо», Kari, «Мир упаковки», «Невада» и Samsung: на объекте введены и вводятся склады, производственно-складские комплексы. Объем уже осуществленных инвестиций – более 700 млн руб., созданных рабочих мест – более 130.

    Реализовала первый этап проекта и компания «Ольгинские лесопромышленники», создающая предприятие безотходной переработки круглого леса в Ольгинском районе Приморья. Статус резидента Свободного порта компания получила в сентябре 2016 года. Объем инвестиций в проект составит 50 млн рублей. Компания запустила производство по изготовлению обрезной и половой доски, паллетной доски и бруса.

    Небольшие проекты запускаются в Свободном порту один за другим. В Уссурийске компания «КБ Пласт» открыла производство трубопроводных систем из полипропилена. Мощность завода составляет 20 тонн готовой продукции в месяц. Производственный процесс автоматизирован, но для его обеспечения нужно 10 рабочих мест. Стройка началась в конце 2016 года, в предприятие вложено около 7 млн рублей, и инвестор намерен развивать проект и дальше: он прорабатывает планы по увеличению мощности до 35-40 тонн готовой продукции в месяц. Уже сейчас трубы, произведенные в Свободном порту, поставляются в полтора десятка регионов России.

    Развивается Свободный порт и в других субъектах Дальнего Востока. Открылся – кирпичный завод в Ванино ООО «Токинский кирпичный завод». Проектная мощность завода – 5 млн штук кирпича в год. Вложения составили 14 млн руб. Сразу два резидента зашли в Свободный порт в чукотском Певеке – один будет производить питьевую воду, а второй – выращивать продукты в теплице. На Сахалине в Корсакове строятся новые портовые мощности, а в Углегорском районе развивается угольный бизнес. Есть первые одобренные заявки и в Свободный порт Владивосток на Камчатке.