ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://www.morspb.ru

    14 июня 2018

    Системный интегратор судостроения

    Развитие собственного производства широкой номенклатуры судового комплектующего оборудования позволит России проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на обеспечение технологической безопасности страны. Для решения столь сложной задачи необходим комплексный системный подход: кооперация государства, бизнеса, научно-исследовательских институтов, позволяющий выстроить оптимальную программу импортозамещения.

    Виталий Ханычев, генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс»; Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс».

    Судостроение является одной из крупнейших машиностроительных отраслей российской экономики, имеющей высокий научный и технический потенциал. Продолжающийся поступательный рост отечественной грузовой базы влияет на подъем судостроительной отрасли в целом, что диктует необходимость вовлечения все большего числа отечественных предприятий в процесс производства судов и комплектующего оборудования.

    Однако ситуация в коммерческом судостроении по-прежнему такова, что объем импортных комплектующих в составе проекта может составлять до 70%. К примеру, отечественные предприятия пока не освоили производство судовых главных двигателей мощностью более 10000 кВт, радионавигационного оборудования и других комплектующих, которые по качеству, цене и срокам изготовления могли бы конкурировать с импортными аналогами.

    Очевидно, что сложность решения проблем импортозамещения заключается в отсутствии необходимой производственной базы и опыта, который был утрачен ввиду использования устаревших технологий. Но в то же время у промышленности имеются реальные резервы, использование которых ограничено отраслевой разобщенностью и отсутствием единой информационной базы о конкурентоспособной продукции отечественного производства. Кроме того, проблемой нынешнего времени стало ведение санкционной политики в отношении России, и в этих условиях еще более актуальной задачей становится системное импортозамещение судового комплектующего оборудования (СКО).

    Импортозамещению быть

    Несмотря на все еще высокую импортозависимость в судостроительной отрасли, прослеживается положительная динамика по использованию СКО отечественного производства в строящихся судах. Например, при строительстве серии речных буксиров-толкачей проекта 32101 согласована замена главных дизельредукторных агрегатов фирмы Cummins Inc. на дизель-редукторные агрегаты АО «Волжский дизель им. Маминых». При строительстве на Выборгском судостроительном заводе двух ледокольных судов обеспечения для ООО «Газпромнефть Шиппинг» проекта «ARC 130 A/IBSV-01» использовано следующее оборудование и материалы отечественного производства взамен импортного:
    -главные и вспомогательные дизельгенераторы (ООО «Русэлпром» совместно с «Вяртсиля»);

    -подруливающее устройство и гребные винты (АО «Центр судоремонта «Звездочка»);

    -электроснабжение, кабеленесущие системы (ООО «Выборгский машиностроительный завод»);

    -элементы модульной зашивки судовых помещений (АО «Гесер»); время, когда отечественная промышлен-теплообменники и ох ладители ность должна заявить о себе и успешно (ООО «Астера»); вписаться в цепочку поставщиков судо-
    установка фильтрации и обеззарастроительных предприятий. Задача сложживания забортной воды для бассейна ная, но выполнимая. Для этого необходим (НПО «ЭНТ»); единый центр сбора и обработки инфоризоляция корпусных конструкций и мации о технических характеристиках и трубопроводов (ООО «Техническая изофункциональных преимуществах и возляция»). можностях отечественных предприятий, Важно отметить, что в рамках существующих мерах господдержки и программы импортозамещения расфинансовых механизмах развития новых ширяются целые производства, так производств. в г. Отрадное Ленинградской обл. В этих целях было принято решение с ти АО «Гесер» открыло вторую очередь о создании на базе АО «ЦНИИ «Курс» (г. предприятия по выпуску судовой мебели, Москва) Центра импортозамещения корабельной обшивки из композитных судового комплектующего оборудования материалов. Новые мощности позволят (Центр СКО), который будет являться клюзаводу нарастить производство на 20%. Проект предприятия по развитию производства получил поддержку Фонда развития промышленности РФ, выделен займ в размере 300 млн рублей на льготных условиях. Запуск нового производства поможет АО «Гесер» увеличить свою долю на рынке СКО, а к 2020 году полностью вытеснить импорт. В части импортозамещения производства судов и объектов морской техники также достигнуты значительные показатели. В последние годы увеличилась серийность грузовых судов «Волго-Дон макс» класса, смешанного река-море плавания проектов RST27, RST54, RSD49, RSD59. Ранее суда подобного типа в основном строились на верфях Китая, Турции, Украины.

    Драйвер развития отрасли

    Повышающийся спрос на новые суда порождает потребность в качественных комплектующих изделиях. Настало чевой структурой по научно-методологическому сопровождению деятельности Департамента судостроительной промышленности и морской техники в части обеспечения реализации государственной научно-технической политики и нормативно-правового регулирования развития импортозамещения СКО (рис. 1). На сегодняшний день деятельность Центра СКО представлена двумя основными направлениями (рис. 2):
    1. Информационно-аналитическая поддержка предприятий судостроительной промышленности, которую осуществляет отдел отраслевого и системного исследования. Специалистами отдела проводится постоянный мониторинг рынка СКО, выявляются технические и организационные проблемы отрасли, разрабатываются актуальные предложения по направлениям дальнейшего развития импортозамещения. А услуга по подготовке аналитической информации и предложений по оптимальным направлениям

    развития производства конкурентоспособного оборудования будет интересна руководителям предприятий судостроительной промышленности.

    2. Экспертная и организационно-методическая работа, которая включает в себя сбор и систематизацию информации о возможностях отечественного производства СКО на предприятиях судостроительной и смежных отраслей, выявление потребности предприятий в научно-технической кооперации и оказание содействия в подборе технологических партнеров, проведение прогнозных исследований в области развития импортозамещения и анализ использования отечественного СКО, в том числе, разрабатываемого в рамках государственных и федеральных целевых программ. Одной из ключевых задач Центра СКО является формирование единой электронной централизованной системы судового комплектующего оборудования (ЕЭЦС СКО), которая содержит информацию об отечественных производителях и технических характеристиках, функциональных преимуществах уже производимого СКО.

    Основными источниками информации о действующих и потенциальных поставщиках и производителях СКО являются отраслевые государственные и федерально-целевые программы, материалы от федеральных органов исполнительной власти, новостные разделы отраслевых изданий, научно-техническая и информационная база АО «ЦНИИ «Курс» (ведется сбор и систематизация данных о производимом СКО, обработано более чем 800 позиций комплектующих изделий), информация от предприятий, отраслевые совещания, конференции, форумы, выставки.

    Интернет-портал дополнительно представляет множество полезных сервисов для пользователей, таких как отраслевой форум и личный кабинет, информационный поиск по параметрам и подбор аналогов оборудования, перечень доступных и перспективных мер господдержки в судостроительной отрасли.

    В дальнейшем ЕЭЦС СКО позволит формировать аналитические отчеты и проводить выгрузку данных по типам оборудования, готовности производителя к серийному выпуску продукции. Такая информация будет размещена в открытом доступе, что обеспечит возможность постоянного оперативного взаимодействия между участниками рынка отечественного судостроения.

    В настоящее время специалистами АО «ЦНИИ «Курс» проводится техническая доработка финальной версии ЕЭЦС СКО, доступной для пользователей по адресу www.c-sko.ru (рис. 3). Запуск и полноценное функционирование портала планируется в III квартале 2018 года.

    Также для расширения функциональных возможностей ЕЭЦС СКО запланирована интеграция портала с существующими отраслевыми системами управления нормативно-справочной информацией в части обмена данными, что позволит расширить группу профессиональных пользователей: службы закупок судостроительных и судоремонтных предприятий, проектные организации, судовладельцы, поставщики и производители комплектующих изделий и материалов.

    В целом портал ЕЭЦС СКО, как электронный информационный ресурс, будет полезен как для заказчика, проектанта, так и для подрядчика судостроительного (судоремонтного) контракта, обеспечивая различные этапы его реализации требуемым объемом информации, включая подтверждающие документы-источники и 3D модели изделий.

    В рамках деятельности Центра СКО предусмотрено проведение экспертиз проектов и их информационно-методическое сопровождение в части разработки бизнес-планов, поиска возможных инструментов и источников финансирования, подготовки предложений по участию предприятий судостроительной промышленности в локализации СКО с высокой долей комплектующих отечественного производства.

    Таким образом, Центр СКО имеет все основания стать отраслевым интегратором по взаимодействию с участниками процесса строительства судов, что будет способствовать закреплению производственных связей, сокращению сроков строительства, техобслуживания и ремонта судов, оперативному планированию и управлению комплектацией и поставками СКО в пользу отечественного производителя.