ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://polit.info

    13 сентября 2018

    Русско-японский «Шелковый путь» обретает реальность

    Именно такая задача поставлена перед экспериментом по перевозке первой пробной партии японских товаров с использованием возможностей Транссибирской железнодорожной магистрали. Сейчас этот груз уже катит по необъятным просторам Сибири и вот-вот доберется к своей конечной точки назначения. А впереди у японских и российский «логистов» стоят гораздо более амбициозные задачи, прямое железнодорожное сообщение между странами, что сократит врем нахождения грузов в пути еще минимум на неделю и позволит РЖД стать важным игроком на мировом транзитном рынке.

    Все в гости к Путину

    Между тем, все это происходит сегодня абсолютно не случайно. Обкатка нового маршрута приурочена к началу работы IV Восточного экономического форума, открывшегося вчера во Владивостоке. Интерес к этому мероприятию, как и региональному экономическому сотрудничеству азиатских стран растет с каждым годом. Форум посетят примерно 6 тысяч человек из 59 государств — это почти втрое больше, чем три года назад. А еще в рамках форума предполагается подписание соглашений на рекордную сумму в 3,5 триллионов рублей.  

    Успех форума является таким себе своеобразным ответом России на объявление ей американцами экономических санкций и усиление политического давления на нее.

    Причем «к Путину» в гости приехали не только партнеры из Китая во главе с лидером страны Си Цзиньпином, но и ближайшие союзники Вашингтона в Тихоокеанском регионе японцы и южнокорейцы во главе с премьер-министрами своих стран Синдзо Абэ и Ли Нак Ён.

    А еще делегации Франции, Великобритании и … Соединенных Штатов Америки, хоть и в гораздо более скромном составе.

    Круг обсуждаемых проблем очень широк и глобален, от вопросов заключения мирного договора между Россией и Японией до трансконтинентальных транспортных проектов, как перспективных, так и текущих.

    За трансевразийскими магистралями будущее

    Коммуникации между странами всегда являлись двигателем не только торговли, но и лучшим способом налаживания политических отношений. Общие интересы в экономике порождают общие интересы и в политике. А отсюда и интерес России к созданию на своей территории мощных и выгодных для партнеров трансевразийских логистических магистралей. Если разобраться, то это самый лучший, а главное выгодный способ обеспечить собственную безопасность (а еще можно заработать массу денег).

    А еще, сухопутные транспортные коридоры неподконтрольны ВМС США, которые в любой момент и еще очень долго смогут перекрыть любую морскую транспортную артерию.

    Китай давно и упорно продвигает идею создания глобального транспортного коридора «новый шелковый путь», который будет проходить по территории собственно Китая, Казахстана, России и далее через Белоруссию и Польшу в Германию. Он будет включать в себя железнодорожный и автомобильный маршруты, способные переключить на себя значительную часть внутренних грузопотоков, а также даст возможность быстро и относительно недорого доставлять грузы с берегов Тихого океана их европейским потребителям.

    Но у этого проекта есть не только плюсы, но и минусы. Во-первых, стоимость и сроки. Это сотни миллиардов долларов инвестиций и годы ожиданий. Если не будет никаких накладок (что маловероятно), то первые поезда пойдут не ранее чем через десять лет, а на полную мощность новая магистраль заработает лет через 15-20, а вероятнее и позже.

    Во-вторых, это выход для Китая, но не для Японии, которая к тому же очень не хочет зависеть от «доброй воли» своего великого западного соседа и вечного конкурента.

    Идея использования Транссиба в качестве транзитной магистрали бля быстрой доставки грузов из Восточной Азии в Европу не нова. Еще в 2015 году открылась самая длинная в мире грузовая транспортная магистраль Харбин-Гамбург, сроки доставки грузов по которому составляют всего 15 дней. Для японских товаров, с учетом их перегрузки в порту, эти сроки будут на сегодня составлять от 20 до 27 дней, что все равно вдвое меньше, чем доставка их морским маршрутом. Причем по заверениям Российских железных дорог, стоимость железнодорожной транспортировки для потребителя будет даже ниже чем с использованием «традиционных» кораблей.

    А это не только позволяет рассчитывать в будущем на рост объемов перевозки, но и открывает новые горизонты. В свете происходящего гораздо более понятным становится приоритетность строительства Россией нового железнодорожного супермоста между континентом и островом Сахалин. Подсоединение его с одной стороны к БАМу и с одновременной реконструкцией железнодорожных путей на самом острове (которое уже запланировано) «запустит» строительство еще одного моста между Сахалином и японским островом Хоккайдо, после чего завершение создания нового мощного сухопутного транспортного коридора (с объемами перевозок в десятки миллионов тонн) между Японией и Европой будет окончено.

    Да, на сегодня все это выглядит очень дальней перспективой, но как показывает история с Крымским мостом, не успеем мы с вами обернуться, как все это уже станет реальностью.