ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://realty.interfax.ru/

    16 ноября 2018

    Главный экономист ВЭБа раскритиковал проекты Северного широтного хода и ВСМ Москва-Казань

    Заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач раскритиковал проект по созданию железнодорожной линии Северный широтный ход (СШХ).

    "Кроме вывоза сжиженного газа и пугания оленей, на людях реализация проекта никак не отразится. Скорее, наоборот. (...) Деньги, которые в этот проект инвестируют РЖД и "Газпром", собраны с других регионов", — заявил он в четверг на конференции "Российские регионы в фокусе перемен".

    Критике А.Клепача в четверг подвергся и проект создания железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. По его мнению, в рамках проекта невозможно получить необходимую скорость передвижения.

    "Трудно под это привлечь иностранные инвестиции, потому что предполагалось, что основной источник — это китайские, либо какие-то другие деньги", — добавил он.

    Создание Северного широтного хода пропускной способностью 23,9 млн тонн грузов в год призвано сократить протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Баренцева и Карского морей, а также обеспечить развитие Арктики. Основные участники — ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Газпром" и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) — должны профинансировать реконструкцию собственной ж/д инфраструктуры, строительство новых объектов выполнит концессионер.

    В частности, газовая монополия создаст "дочку", которая завершит прокладку и обеспечит ввод в эксплуатацию своей железнодорожной линии Надым-Пангоды (104 км). "Российские железные дороги" должны реконструировать 188-километровый участок Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги, а также примыкающую линию Коноша — Котлас (Архангельская обл.) — Чум (Коми) — Лабытнанги (ЯНАО) на Северной железной дороге (включая станцию Обская).

    В свою очередь, концессионер должен построить железнодорожную часть моста через Обь и подходы к ней, новый ж/д участок Салехард-Надым, а также ж/д часть моста через Надым и подходы к ней (353 км). Концессионером выбрано ООО "Управляющая компания "СШХ" — фирма экс-замглавы министерства регионального развития РФ (позднее занимал пост замминистра строительства и ЖКХ) Юрия Рейльяна. Она создала совместное предприятие с РЖД, получив в нем 50,1%.

    ВСМ Москва-Казань предполагается проложить по территории семи регионов, на которых проживает более 25 млн человек. В 2015 году в Москве был подписан меморандум о формах сотрудничества, модели финансирования проекта как приоритетного участка евразийского транспортного коридора Москва-Пекин.

    Строительные работы предполагается начать в 2019 году — с участка Железнодорожный (Подмосковье) — Гороховец (Владимирская обл.) — он позволит запустить движение между Москвой и Нижним Новгородом. Общая потребность в финансировании оценивается в 621,5 млрд рублей в ценах соответствующих лет (без учета НДС), из которых 200 млрд рублей ожидаются из федерального бюджета, говорилось в проекте финансового плана РЖД.