• 1 февраля 2017

    Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть» Владимир Капустин

    О программе модернизации российских НПЗ и потребностях судов в новых видах топлива

    - Широкая модернизация нефтеперерабатывающей промышленности России осуществляется с 2011 года в соответствии с четырехсторонним соглашением между нефтяными компаниями, ФАС, Минэнерго и Ростехнадзором. Закрепленные соглашением договоренности, позволили существенным образом изменить технологическую структуру производства и ассортимент выпускаемой продукции. В частности, к 2020 году планируется ввести в действие и реконструировать 133 установки по переработке нефтяного сырья.

    Первый этап широкой модернизации, завершившийся в 2015 году, был направлен на выполнение программы производства моторных топлив класса 5. Все вертикально-интегрированные компании России в первой половине 2016 года перешли на выпуск моторных топлив, соответствующих по эксплуатационным и экологическим характеристикам этому классу. Фактически уже к началу  2016 года в российской нефтепереработке была проведена небывалая по масштабам и темпам  модернизация отрасли.  Количество построенных новых и реконструированных к этому сроку установок достигло 58.

    Второй этап модернизации, начавшийся по плану с 2016 года,  направлен на углубление переработки нефти и развитие процессов переработки тяжелых остатков. Эти процессы позволяют получать дополнительное количество ценных продуктов и увеличить рентабельность производства. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года и программой развития нефтеперерабатывающей отрасли в течение последующих 15 лет глубину переработки углеводородного сырья планируется довести до  85%, что особенно важно в условиях падения цен на нефть и ухудшения экономической ситуации в России и мире.

    Отмечу, количество производимого суммарного судового топлива и его компонентов для водного транспорта постоянно растет. Однако наблюдается тенденция уменьшения производства этих продуктов, как товарных на предприятиях отрасли и увеличение доли производства компаундированного бункеровочного топлива непосредственно в местах потребления. Объем выпуска на предприятиях отрасли собственно флотского мазута, как марки топлива, в 2012 году составил 187,2 тыс. т,  а в 2015  всего 57,9 тыс. т в год.

    Между тем, в соответствии со Стратегией развития отрасли до 2035 года предполагается увеличение выпуска бензина (2020 – 47,9 млн т в год; 2035 – 57,0 млн т в год),  дизельного топлива (2020 – 95,3 млн т в год; 2035 – 117,0 млн т в год), а также увеличения производства авиационного керосина (2020 – 15,0 млн т в год; 2035 – 16,0 млн т в год) при уменьшении выпуска топочного мазута.
    Вместе с тем увеличится доля продукции процесса гидрокрекинга, которая может являться компонентом бункеровочного топлива с низким содержанием серы.

    К основным направлениям и технологиям производства низкосернистого судового топлива можно отнести:
    -  производство топлива из нефтей с низким содержанием серы – Ачинский НПЗ, Волгоградский НПЗ, Афипский НПЗ, Новошахтинский НПЗ, АНХК, Омский НПЗ и др. – сера на уровне 1,0 % масс. в тяжелом топливе и 0,1% масс. для легких судовых топлив;
    - производство топлива, полученного из продуктов и остатков процессов каталитического и гидрокрекинга;
    -  использование процесса гидроочистки газойлевых фракций на установках высокого давления;
    - использование преимущественно легкого судового топлива – дизельного – как альтернативы мазуту и вовлечение низкосернистого дизельного топлива в производство судового топлива;
    Альтернативными вариантами удовлетворения требований МАРПОЛа (MARPOL, International Convention for the Prevention of Pollution from Ships) могут являться:
    - использование природного газа, биотоплива;
    - применение специальных технологий улавливания  и очистки от сернистых газов;
    - использование инновационных технологий переработки остатков.

    С подробным докладом на данную тему Владимир Капустин выступит на  X Форуме «Современное состояние и перспективы развития российского бункерного рынка», который пройдет в Санкт-Петербурге 29-30 июня 2017 года. Организатором мероприятия выступает СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков». Дополнительная информация по тел 380-43-88 или по ссылке >>>>


Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link