Мнения

19 апреля 2019

(Президент ОСК Алексей Рахманов - О проблемах развития гражданского сегмента судостроения.)

- Для того, чтобы выполнить задачу, которую поставил президент страны, нам нужно за десять лет увеличить оборот судостроения в пять раз.  Достичь этой амбициозной цели невозможно без развития экспорта, без внедрения инноваций и без планомерной поддержки государства. Мы действительно научились строить хорошую технику, но для того, чтобы успешно выходить с нею на внешний рынок, необходимо иметь конкурентоспособные цены и сервисы. Даже если мы создадим нечто совершенное инновационное по приемлемой цене, потребуется не один год для того, чтобы убедить не только зарубежных, но и отечественных клиентов, таких, например, как «Совкомфлот» или «Атомфлот», в целесообразности заказа, притом что одним из решающих факторов будет наличие сервисного обслуживания в России и за рубежом, - того сектора услуг, который широко развит у зарубежных производителей, и над которым нам еще предстоит работать. Безусловно, диверсификации отрасли способствуют различные государственные программы поддержки, однако без существенных государственных субсидий вряд ли можно говорить о промышленной революции в отечественном гражданском судостроении. Можно взять в пример Китай, где правительство выделяет верфям субсидии объемом порядка трети стоимости судна. Влияние морового рынка сказывается также на проблематике локализации судостроительного производства. Если не учесть сложностей в области крупнотоннажного судостроения, которые мы видим на Дальнем Востоке, стратегия тотальной локализации, применимая к сегментам приборостроения или производства судового оборудования, может привести к появлению убыточных предприятий. По сути главное, что нам нужно сегодня и что лежит в основе развития отрасли и ее экспортного потенциала – это понятный государственный руль, определяющий направление процесса.

Сказано на совместном заседании экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа и комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, состоявшемся 17 апреля в Москве.