• Home
  • Relevant Topics
  • Сергей Барышников: «Наша задача – оставить выпускников в отрасли»
  • 7 октября 2013

    Сергей Барышников: «Наша задача – оставить выпускников в отрасли»

    О планируемых событиях с участием парусника «Мир» на 2014 год, а также о первых результатах объединения двух крупных вузов отрасли: Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (ГМА) и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (СПГУВК) в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Сергей Барышников.

    - Сергей Олегович, расскажите, пожалуйста, как прошел набор 2013 года в ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова? Оцените качество подготовки абитуриентов.

    - Особенностью набора 2013 года стало то, что это наш первый набор в объединенный вуз. Это накладывало особый отпечаток и при подготовке к приемной кампании и, конечно, ее исполнении. Мы взяли за основу те наработки, которые были в СПГУВК. Таким образом, при подаче документов для абитуриентов и их родителей были созданы максимально комфортные условия. Хочу отметить, что из года в год растет интерес к инженерным, техническим специальностям, которые являются нашими профильными специальностями.

    Когда к нам приходят абитуриенты, мы прекрасно понимаем, что они подали документы в несколько учебных заведений. Наша задача состоит в том, чтобы подлинники документов они принесли именно в наш вуз. Для этого во время приемной комиссии работают дежурные преподаватели, заведующие кафедрами, даже начальники факультетов, которые разговаривают с абитуриентами, их родителями, показывают им учебную базу.


    Считаю, что такой подход коллектива и руководства факультетов к организации работы приемной комиссии сработал положительно. Мы полностью выполнили план по набору, в этом году было заполнено 2 тыс. 200 бюджетных мест. Кроме того, мы набрали достаточное количество студентов и курсантов на внебюджетные места. Вуз набрал столько внебюджетников, сколько было у одного СПГУВК раньше. Учитывая, что вуз стал крупнее, хотелось бы, чтобы внебюджетников стало больше.   

    Отмечу, что проходной балл ЕГЭ в этом году был на достаточно высоком уровне и составил 63,3 балла.     

    Однако мы видимы некоторые свои недочеты, которые могли проявиться только в ходе работы приемной комиссии. Учитывая их, коллектив вуза направит усилия, чтобы следующий год отработать еще более продуктивно.   

    - Известно, что вуз проводит работу по подготовке новых учебников. Расскажите, на какой стадии находится данная работа?

    -  В соответствии с поручением Минтранса РФ мы проводим работу по подготовке новых учебников базовых курсов эксплуатационных специальностей, которые требуют обновления. В издании этих учебников участвуют такие крупные компании отрасли, как Совкомфлот, Газпром, а также ряд других. Сейчас основная часть учебников находится в большой степени готовности, а некоторые учебники уже на выходе. Хочу отметить большую работу, проделанную при подготовке учебников проректором по учебно-методическому объединению по образованию в области эксплуатации водного транспорта Еленой Лаврентьевой.

    - Как обстоит дело в вузе с научной работой?

    - В результате объединения наша научная деятельность активизировалась, увеличились объемы финансирования научных работ совместного университета. Сейчас мы работаем над тем, чтобы повысить эффективность работы аспирантуры. Также сейчас идет переоформление диссертационных советов в соответствии с новыми требованиями ВАК.

    - Расскажите, какие мероприятия с участием парусника «Мир» запланированы университетом на 2014 год?

    - Следующий год, в первую очередь, является годом десятилетия Росморречфлота. Вуз уже сейчас все проводимые мероприятия посвящает этому событию.

    Руководством Росморречфлота принято решение о том, что парусник «Мир» во время Олимпийских игр будет стоять в порту Сочи. Также наши курсанты будут выступать в качестве волонтеров Олимпийских игр. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы парусник находился в Сочи во время Паралимпийских игр. Мы планируем организовать на «Мире» ряд мероприятий, в том числе прием на борту судна олимпийцев и паралимпийцев. Участие курсантов университета и парусника «Мир», безусловно, послужит популяризации морского образования.

    Кроме того, в 2014 году отмечается 300-летняя годовщина Гангутской победы российского флота (июль, 1714 год). Это не только первая победа регулярного российского флота, но и мать всех морских побед в дальнейшем. В связи с этим у нас прорабатывается отдельная программа. Так, в Пантелеймоновской церкви в Санкт-Петербурге, которую еще называют Гангутской, построенной в ознаменование побед российского флота при Гангуте и Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день - день памяти святого Пантелеймона). Для иконостаса церкви будет написана икона святого Владимира. Далее икона будет доставлена на парусник «Мир», на котором ее перевезут в Афон (Греция). В Афоне планируется освятить икону в Пантелеймоновском соборе. Затем планируется пройти с иконой по местам наиболее значимых сражений российского флота, таким как остров Корфу, Синоп, Наварин. Необходимо отметить, что все это будет происходить одновременно с выполнением задания по плавательной практике курсантов.

    Отмечу что, в начале августа 2014 года в Финляндии также будет отмечаться 300 лет со дня Гангутского сражения, и мы планируем участие парусника «Мир» в этом празднике. По нашим данным, на праздник должны прийти по два корабля от каждой страны, которая участвовала в Северной войне (Англия, Финляндия, Швеция, Россия).

    Затем парусник с иконой святого Владимира прибудет в Санкт-Петербург, где при участии курсантов нашего университета икона святого Владимира, освященная в Афоне и прошедшая легендарные места боев, будет установлена на иконостас Пантелеймоновской (Гангутской) церкви.

    Мы планируем, что во время этого рейса состав курсантов будет меняться. Также на паруснике «Мир» будут проходить плавательскую практику студенты и курсанты других учебных заведений нашей отрасли, в том числе юные учащиеся морских классов и школ юнг.

    - В продолжение разговора о практике курсантов, расскажите, планируете ли Вы развивать практику для начальных курсов на учебно-береговой базе?

    - Наш вуз обладает учебно-береговой базой «Западный березовый»  (Приморск, Санкт-Петербург), которая обеспечивает первое знакомство курсантов с работой в море. Это и шлюпочная практика, и первые опыты ходить под парусом и так далее. Сейчас мы планируем провести реконструкцию этой учебной базы. Кроме того, хотелось бы повысить ее эффективность. Пока она используется два месяца в году и наша задача состоит в усовершенствовании базы таким образом, чтобы она использовалась более длительное время.

    - Университет занимает лидирующую позицию в сфере дополнительной подготовки кадров отрасли. Как объединение вузов повлияло на эту часть работы?

    - Спецификой нашей отрасли является необходимость регулярной переподготовки кадров и у нас есть мощная тренажерная база и достаточно много программ подготовки и переподготовки, по которым мы успешно работаем.   

    Отмечу, что ГМА имени адмирала С.О. Макарова обладала очень мощной тренажерной базой. Можно сказать, что тренажерная база СПГУВК присоединилась к мощной базе академии. СПГУВК был знаменит своей лабораторной базой, например, крупнейшим среди учебных заведений опытовым бассейном для испытания корпусов судов. Очень хорошо, что в результате слияния вузов объединились также и их тренажерные и лабораторные базы. Нас это взаимно обогащает.

    - Появились ли первые результаты объединения вузов? Оцените плюсы и минусы.

    - Единственным минусом объединения считаю то, что эти процессы являются волнительными для коллектива. Во избежание волнений среди преподавателей мы приняли мораторий на прием совместителей со стороны до тех пор, пока штатные преподаватели не будут полностью обеспечены работой.

    Среди первых результатов объединения вузов мы ожидаем повышения качества образования и укрепления дисциплины. Это главные задачи, которые мы перед собой ставим. Также мы работаем над тем, чтобы наши выпускники оставались работать в отрасли водного транспорта. Считаю, что объединение ресурсов двух вузов позволит нам выполнить задачи, которые перед университетом ставят руководство Росморречфлота и Минтранса РФ.

    Беседовала Маргарита Бабкова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен