• 6 ноября 2013

    Деньги не мерзнут

    Россия обновляет ледокольный флот, параллельно отменяя обязательный ледокольный сбор. Окупать содержание атомоходов предполагается за счет новых технологий, повышающих их коммерческую эффективность, а также роста количества судопроходов по арктическим трассам.

    Цена вопроса


    На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась закладка головного двухосадочного атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 мВт. Всего планируется построить 3 таких ледокола, стоимость головного судна составляет порядка 37 млрд руб. В ходе торжественной церемонии закладки глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», сообщил, что стоимость услуг атомного ледокола типа «Арктика» с экипажем в 100 человек, для обеспечения независимости от государственной поддержки, должна составлять $120-$140 тыс. в сутки. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в одной из компаний, осуществляющих судоходство по Севморпути,  в настоящее время стоимость сутки работы ледокола примерно в 2 раза меньше. В этой связи также отметим, что новые ледоколы 60 мВт рассчитаны на экипаж в 75 человек.

    Между тем, в соответствии с законом о Северном морском пути отменяется обязательный ледовый сбор, который шел на обеспечение стабильного финансирования атомного флота. Теперь плата за ледовую проводку должна осуществляться за фактически оказанные услуги, при этом максимальный тариф за них должен определяться Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Политика ценообразования разрабатывается, однако со стороны «Атомфлота» уже звучали призывы вернуться к системе взимания сбора со всех судовладельцев, чьи суда проходят по Севморпути, ледового сбора.

    Сейчас перед государством стоит дилемма: либо резко увеличить предельный тариф за проводку, либо дотировать деятельность атомного флота. В первом случае привлекательность Севморпути как транзитного маршрута снизится.

    Впрочем, государство рассчитывает на рост количества арктических рейсов, что должно привести и к окупаемости деятельности «Атомфлота» и к снижению тарифов.

    Так, по подсчетам Росморречфлота и «Атомфлота», потенциал транзитных перевозок Северным морским путем в перспективе до 2030 года прогнозируется на уровне 15 млн тонн в год. К ним может добавиться сжиженный природный газ (СПГ) с проектов «Ямал-СПГ» и «Печора-СПГ». С первого проекта предполагается вывозить через порт Сабетта порядка 15 млн тонн СПГ в год, со второго – не менее 2 млн тонн СПГ в год через терминал в Индиге. Таким образом, общий объем перевозок по Севморпути может вырасти более, чем до 30 млн тонн в год, что, возможно, будет способствовать и снижению стоимости ледокольных проводок.


    Кроме того, со списанием ледоколов советского производства и ввода новых должна увеличиться и экономическая эффективность их работы.

    Технологии на службе экономики


    В настоящее время ФГУП «Атомфлот» оперирует шестью атомными ледоколами. При этом ресурс многих из них уже был продлен (со 100 тыс. до 175 тыс. часов). Все они, кроме ледокола «50 лет Победы», должны быть списаны в 2018-22 годах.

    Чтобы не строить большое количество дорогостоящих судов – отдельно для глубокой воды, отдельно - для работы в устьях рек, было принято решение разработать и построить серию универсальных атомоходов, способных работать как на мелководье, так и на глубине. Такая универсальность будет обеспечена двухосадочной конструкцией, позволяющей менять осадку в зависимости от условий работы.

    На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 5 ноября 2013 года было заложено головное судно в серии из 3-х двухосадочных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 мВт. Госкорпорация «Росатом» также объявила конкурс на строительство двух серийных судов, которые, скорее всего, также будут строиться на Балтийском заводе.

    Важно, что ширина данных ледоколов будет достаточной для проводки танкеров дедвейтом до 100 тыс. тонн, которые предполагается использовать, например, для экспорта сжиженного природного газа с Ямала. Рентабельность проводки танкеров-стотысячников, скорее всего, будет выше, чем менее грузоподъемных судов.

    Кроме того, экипаж одного такого ледокола будет составлять 75 человек, то есть сократится на четверть по сравнению со старыми ледоколами типа «Арктика».

    Еще одним преимуществом ледоколов нового проекта будет повышенный расчетный сроки их эксплуатации, который составляет 40 лет (вместо 25-30 для старых судов) с возможностью продления ресурса до «фантастических» 50-60 лет.

    Головное судно серии планируется сдать в декабре 2017 года, два серийных – в 2018 и 2020 годах соответственно.


    Таким образом, к 2022 году вместо 6 атомоходов атомный флот России будет насчитывать 4 ледокола, из которых 3 – универсальные и более эффективные по затратам. Соответственно, расходы на содержание флота должны уменьшиться. А если судоходство в Арктике будет развиваться интенсивно, то возможно строительство новых универсальных ледоколов – благо, что проект уже разработан и серийные суда обойдутся дешевле.

    Правда, существуют и планы строительства еще более мощного атомохода-лидера на 100 МВт. Объявление конкурса на его проектирование ожидается в 2014 году. Такой ледокол, возможно, будет иметь многокорпусную конструкцию и прокладывать более широкий канал в сравнении с существующими ледоколами. Правда, не очень понятна целесообразность его строительства, особенно с учетом прогнозируемого потепления в Арктике, о котором мы более подробно писали ранее >>>>

    Виталий Чернов.

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен