
-
30 июля 2018
Меры преткновения
Масштабные планы обновления рыболовного флота требуют дополнительных мер господдержки. Росрыболовство выступило с радикальным предложением субсидировать 25% стоимости нового судна, однако Минпромторг считает данное предложение слишком смелым и призывает использовать уже имеющиеся меры, которые, впрочем, могут корректироваться.
Умерить рыбный аппетит
В рамках механизма предоставления инвестквот «под киль», по данным Росрыболовства, в России строятся 17 рыболовных судов, еще 33 судна предполагается заложить в 2018 году. Всего планируется строительство около 100 крупно- и среднетоннажных судов на общую сумму 200 млрд руб.
Помимо крупно- и среднетоннажных рыболовных судов необходимо обновление флота маломерных, которые из-за особенностей региональных рыболовных бассейнов не подпадают под механизм инвестквот и потому нуждаются в других мерах господдержки. Всего необходимо построить от 70 до 150 маломерных рыболовных судов.
В ходе заседания межведомственной рабочей группы по вопросам строительства судов рыбопромыслового флота в Москве заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук высказал предложение субсидировать 25% от стоимости строительства такого судна. Предложение, фактически, является революционным, поскольку применяемые в настоящее время меры господдержки при строительстве флота имеют совершенно иные параметры и условия предоставления. На этот факт указал присутствовавший на совещании заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николай Шабликов. Он отметил, что ставка в 25% значительно превышает объемы, предоставляемые по программе субсидирования процентных ставок по кредитным и лизинговым платежам для транспортного и пассажирского флота (10% и 15% соответственно), что создает преференции для рыболовной отрасли. Кроме того, действующие меры господдержки, такие как субсидирование процентных ставок или судовой утилизационный грант привязаны к конкретным обязательствам тех, кто их получает: это обязательства перед банком или лизинговой компанией, либо обязательство построить судно определенного типа и параметров. В случае же простого выделения финансирования в объеме 25% от стоимости строительства нового судна возникают коррупционные риски и бюджетная неопределенность, поскольку верхняя планка помощи ничем не ограничивается.
Со своей стороны, Николай Шабликов призвал рыболовные компании пользоваться уже существующими мерами господдержки, которые доказали свою эффективность в транспортном и пассажирском сегментах.
Тем не менее, если говорить о судовом утилизационном гранте, то у рыбаков здесь возникли сложности. Дело в том, что по действующим условиям предоставления гранта валовая вместимость нового рыболовного судна, которое строится взамен утилизируемого, не должна отклоняться более чем на 15% от вместимости старого судна. Так как обновление рыбопромыслового флота целесообразно осуществлять по новым проектам с существенно большей валовой вместимостью, то такое ограничение делает невозможным получение гранта. В настоящее время Минпромторгом подготовлен проект корректировки условий предоставления гранта, в котором вместо валовой вместимости устанавливаются требования по размерности судна.Что касается лизинговых схем строительства рыболовных судов то, как пояснил ИАА «ПортНьюс» Петр Савчук, их оказалось невозможно совместить с механизмом предоставления инвестквот под киль, поскольку последние выделяются не лизинговой компании, а рыбохозяйственному предприятию. Однако в Росрыболовстве рассчитывают на применение лизинга при строительстве рыболовного флота, не подпадающего под программу инвестквот, т. е. как раз для программы строительства маломерного рыболовного флота.
Еще одна дискуссионная мера господдержки – это создание типового проекта малого рыболовного судна за государственный счет. Представители рыбопромысловой отрасли усомнились в целесообразности разработки такого проекта, поскольку, по их мнению, он может оказаться неэффективным. С ними согласился и Петр Савчук, который указал на то, что многие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРЫ) оказались «пустыми» и неприменимыми на практике. В то же время он отметил, что НИОКРы проводить, все же, нужно для тестирования различных новых технологий. Вопрос о целесообразности разработки типового проекта рыболовного судна будет прорабатываться дополнительно.
К относительно новым технологиям, применяемым в судостроении, можно отнести применение современных композитных материалов. Впрочем, их применение в России может иметь лишь ограниченные сферы, поскольку, как пояснил в ходе совещания заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев, корпус судна из композитных материалов не приспособлен к плаванию во льдах, а также имеет сложности с ремонтопригодностью.
Впрочем, применение композитных материалов возможно, например, при создании судовых надстроек. Петр Савчук не исключил, что надстройка нового научно-исследовательского судна, которое предполагается эксплуатировать различными госструктурами, будет создана именно из них.
Если говорить в целом, то конечной целью всех мер господдержки является локализация проектирования, строительства рыболовных судов на территории России, равно как и производства комплектующих для них. В настоящее же время рыболовные суда строятся по западным проектам и с применением, по большей части, иностранных комплектующих. При этом, если говорить о проектировании, то Россия обладает достаточным количеством проектных бюро и институтов, однако они проигрывают конкуренцию норвежским и исландским коллегам. По мнению Николая Шабликова, одна из причин этого – в низкой маркетинговой активности россиян на собственном рынке.
Еще большую проблему представляет локализация судовых комплектующих. Это касается не только сегмента рыбопромыслового флота, но и всего судостроения. Для решения этой проблемы на базее ЦНИИ «Курс» создается координационный центр и информационный портал для производителей и потребителей отечественных судовых комплектующих, а Минпромторгом готовится законопроект о преимущественной эксплуатации судов российской постройки в российских водах.
Виталий Чернов.

-
2021 April 16
https://www.maritimeprofessional.com
Baltic Dry Index scales over 1-year peak
The Baltic Exchange's main sea freight index, which tracks rates for ships ferrying dry bulk commodities, rose to its highest level since September 2019...Baltic Dry Index scales over 1-year peak
-
2021 April 16
https://splash247.com
World Bank urges governments to stop spending on LNG bunkering infrastructure
The World Bank has a new report out this week on decarbonising maritime transport in which it specifically recommends countries pull back from investing in further LNG bunkering infrastructure...World Bank urges governments to stop spending on LNG bunkering infrastructure
-
2021 April 16
https://www.offshore-energy.biz
PXGEO buys Vyacheslav Tikhonov vessel from Polarcus
PXGEO Seismic Services has entered into binding agreement to acquire Vyacheslav Tikhonov vessel from its current owner Polarcus...PXGEO buys Vyacheslav Tikhonov vessel from Polarcus
-
2021 April 16
https://splash247.com
Russia closing Kerch Strait for six months
Russia’s Ministry of Defense has reportedly announced it will close the waters leading to the Kerch Strait, which connects the Black Sea and the Sea of Azov, for warships and non-commercial vessels...Russia closing Kerch Strait for six months
-
2021 April 15
https://www.reuters.com
Lebanon to ask Russia for help restoring port, building power plants
Lebanese Prime Minister designate Saad al-Hariri intends to ask Russia for economic assistance during a visit to Moscow later this week...Lebanon to ask Russia for help restoring port, building power plants
-
2021 April 15
https://www.neweurope.eu
Russia’s Delo Group and Rosatom switch Novorossiysk port terminals to wind power
Delo Group, Russia’s largest transport and logistics holding, and Atomenergoprom, a company of state atomic corporation Rosatom consolidating all Russian civil assets, signed on April 13 an agreement for joint actions to promote switching of logistics terminals to low-carbon energy sources...Russia’s Delo Group and Rosatom switch Novorossiysk port terminals to wind power