• Home
  • Relevant Topics
  • АО «Ленгипроречтранс» о повышении роли государственного управления транспортным комплексом России
  • 23 декабря 2020

    АО «Ленгипроречтранс» о повышении роли государственного управления транспортным комплексом России

    В современных условиях на транспорте недопустима межвидовая конкуренция отдельных подотраслей единой транспортной сети страны, возможна лишь внутривидовая конкуренция между отдельными производственными образованиями.

    С целью повышения эффективности регулирования деятельности транспортного комплекса возникла острая необходимость разработки вместо кодексов отдельных видов транспорта единого «Транспортного кодекса РФ», считают специалисты АО «Ленгипроречтранс». Для восстановления роли речного транспорта необходимо выявить и закрепить за ним постоянные грузопотоки насыпных и навалочных грузов, которые ранее перевозились по внутренним водным путям. Распределение грузопотоков между видами транспорта, входящими в единый транспортный комплекс России и управляемый Министерством транспорта РФ, желательно проводить специальным государственным органом. При распределении грузопотоков между видами транспорта государственные органы управления в качестве критерия могли бы использовать не рыночные цены, а себестоимость доставки. В этом случае возможно снижение затрат на перевозку с выбором оптимального вида транспорта для перевозки определенных грузопотоков, что может способствовать сдерживанию инфляции.

    Отрасль инфраструктуры

    На протяжении тысячелетий внутренние водные пути играли важную роль в создании и укреплении Российского государства. Обширная территория, разветвленная сеть речных путей сообщения, удобные выходы в морские бассейны и отсутствие наземных видов транспорта способствовали развитию водных перевозок. Особенно это относится к Европейской части страны, где многоводные реки протекают с небольшими скоростями течения в меридиональном направлении.

    В любой стране транспорт повышает возможности товарообмена, создает условия для роста объемов производства, снижения цен и повышения качества товаров. Поэтому совершенно обоснованное отношение к транспорту как к самостоятельной отрасли материального производства в послевоенное время способствовало созданию мощной материальнотехнической базы транспорта.
     
    Однако в настоящее время транспортный комплекс безосновательно стали относить к отраслям инфраструктуры, что привело к финансированию его содержания и развития по остаточному принципу. В состав инфраструктуры речного транспорта входят внутренние водные пути со знаками навигационного ограждения (и входящая в их состав Единая глубоководная сеть), расположенные на них судопропускные и портовые гидротехнические сооружения, грузовые и пассажирские причалы. Внутренние водные пути обеспечивают транспортные связи субъектов РФ и внешнеэкономические связи России с иностранными государствами.

    Созданная дорогостоящая инфраструктура речного транспорта в настоящее время недостаточно используется. Проблема необходимости обновления  судов для частных собственников является невыполнимой задачей, учитывая дороговизну их постройки и ограниченную продолжительность навигации. В результате обновление основных производственных фондов на транспорте происходит в минимальной степени по сравнению с другими отраслями экономики нашей страны. Недопустимо высок уровень износа активной части основных фондов на всех видах транспорта. Учитывая постоянный рост цен на подвижной состав, выделяемых инвестиций не хватает даже для простого их воспроизводства.

    Управление и конкуренция

    Использование для перевозок устаревшего подвижного состава создает не только технологические, но и значительные экономические проблемы. Транспорт во многом определяет уровень и динамику развития отдельных регионов и страны в целом.

    В период перехода к рыночным отношениям система управления транспортным комплексом включала шесть автономных министерств, руководящих деятельностью каждого вида транспорта. Для государственного управления всеми видами транспорта с целью использования каждого из них с наибольшей экономической эффективностью в 1990 году было создано федеральное Министерство транспорта РФ функционального типа, объединившее функции управления морским, речным, воздушным, автомобильным, городским пассажирским и промышленным транспортом, а также дорожным хозяйством. В 1990 г. впервые в России вместо пяти транспортных министерств, кроме Министерства путей сообщения, был создан Федеральный орган государственного управления – Министерство транспорта РФ. Учитывая исключительное значение железнодорожного транспорта в обслуживании народного хозяйства, было принято решение сохранить МПС как орган Федерального управления железнодорожным транспортом на период создания цивилизованных рыночных отношений в России.

    В период управления транспортным комплексом двумя министерствами в результате неконтролируемой со стороны государства конкуренции большая часть грузопотоков насыпных и навалочных грузов была переключена с речного на железнодорожный транспорт.

    Нерациональное распределение перевозок между видами транспорта постоянно приводит к увеличению расходов на содержание подвижного состава транспортных средств, повышению расходов грузовладельцев на перевозку грузов и вызывает необходимость повышения тарифов. Модернизация и развитие речного транспорта должны проводиться с позиций не только улучшения условий судоходства, но и решения водохозяйственных, энергетических, экологических и других проблем. Необходимость государственного управления транспортным комплексом вызвана тем, что исторически существует тесная взаимосвязь транспорта со всеми отраслями экономики и социальной сферы (в т.ч. с энергетикой, теплоснабжением и связью), которые при любой экономической системе контролируются государством.

    Что повезем по рекам?

    В настоящее время (по данным 2019 года) основной объем перевозок грузов, которые можно было перевозить речным транспортом с меньшими затратами, выполняют автомобильный (почти 70%) и железнодорожный (15%) транспорт. На внутренний водный транспорт приходится всего 1,3% от объема перевозок всеми видами транспорта.

    К числу перевезенных железнодорожным транспортом грузов относятся: каменный уголь и кокс (30%), нефтяные грузы (18%), строительные грузы и цемент (12%), руда (11%), металлы и металлолом (7%), удобрения (4%), лесные грузы (3%), зерно и комбикорма (2%). Внутренний водный транспорт в 2019 году, в основном, занимался перевозкой строительных грузов и цемента, удельный вес которых составил 51% в общем объеме перевозок этим видом транспорта.

    Для сравнения, в 1985 году речной транспорт использовался, как и железнодорожный, на перевозке металлов, руды, каменного угля, удобрений, зерна, нефтяных и лесных грузов.

    В 1990 г. на первом месте по количеству перевозимых грузов также находился автомобильный транспорт (43%), на втором – железнодорожный (31%), на третьем трубопроводный (16%). Внутренний водный транспорт выполнил перевозку более 8% всего объема грузопотока, далее следуют морской (1,6%) и воздушный (менее 0,5%).

    Транспортная система должна доставлять грузы с минимальными затратами, используя преимущества каждого вида транспорта. Исторически автомобильный транспорт занимался перевозками грузов мелкими партиями на небольшие расстояния во внутригородском, пригородном и междугородном сообщении, а также подвозом грузов к другим видам транспорта. Внутренний водный транспорт - перевозками массовых насыпных, наливных, навалочных, лесных грузов, контейнерных и штучных, не требующих срочности доставки, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

    В условиях стабилизации рыночных отношений традиционный метод, основанный на независимом решении задач товародвижения и работы транспорта, целесообразно заменить на логистический подход, который на системной основе сможет учитывать экономические и технологические показатели всех видов транспорта. При этом возрастет полезность транспортного комплекса, так как он будет ориентирован на оптимизацию и рациональное распределение грузопотоков между видами транспорта. Это приведет к сокращению затрат на доставку грузов в заранее оговоренные сроки.


    Новый рыночный механизм

    В условиях рынка возникла необходимость создания совершенно нового механизма управления всеми видами транспорта России, рассматривая их не как отдельные подотрасли транспортной системы, а как единое целое в составе транспортного комплекса страны и управляемое единым государственным органом – Министерством транспорта РФ. Для дальнейшего улучшения работы транспорта в 2004 году Указом Президента было ликвидировано Министерство путей сообщения, и в составе Министерства транспорта были образованы Федеральные агентства железнодорожного, морского и речного, воздушного транспорта и дорожного агентства. Трубопроводный транспорт в состав Министерства транспорта не вошел.
     
    Согласно Указу Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 24.12.1993 №2284 транспортная сеть наземных, водных и воздушных путей сообщения, являясь наиболее фондоёмкой частью транспорта, не подлежит приватизации и оставлена в государственной собственности. В то же время подвижной состав и перегрузочные средства находятся в различных формах негосударственной собственности (индивидуальные владельцы, арендные, акционерные и совместные предприятия, иностранные компании). Вместе с тем регулирование рыночных отношений между видами транспорта должно обеспечиваться государственными органами в интересах всего общества, существенно ограничивая отрицательные проявления стихийного нерегулируемого рынка.

    Следует иметь в виду, что в условиях цивилизованного рынка государство должно выступать торговым партнером владельцев перевозочных и перегрузочных средств всех форм собственности. Появление большого количества независимых собственников на транспорте привело к децентрализации их управления, поэтому необходимо создать однообразную структуру управления на всех его видах для совместимости выполнения технических процессов. Для практической реализации главной идеи управления транспортом, основанной на органичном сочетании принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования, было необходимо создать две ветви управления транспортом: государственную и коммерческую.

    При распределении грузопотоков между видами транспорта государственные органы управления в качестве критерия могут использовать не рыночные цены, а себестоимость доставки. Если отсутствует необходимость срочной доставки груза, то целесообразно передать его на тот вид транспорта, который позволит обеспечить его перевозку с минимальными транспортными расходами. Речной транспорт должен выполнять перевозки насыпных и навалочных грузов сезонного производства и равномерного потребления (зерно), а также равномерного производства и сезонного потребления (минерально-строительные материалы). Это позволит снизить затраты грузовладельцев на перевозку, поддержит предприятия и будет способствовать сдерживанию инфляции.

    В связи с этим недопустима межвидовая конкуренция внутри транспортного комплекса страны, возможна лишь внутривидовая конкуренция между предприятиями разных собственников. С целью снижения затрат на перевозки Министерство транспорта РФ комплексно в рамках проведения единой политики с учетом провозной и пропускной способности отдельных видов транспорта в отдельных регионах может выявить и закрепить за ними грузопотоки конкретных грузов. Это позволит создать постоянную связь на отдельных направлениях между транспортными предприятиями, поставщиками и потребителями продукции, совершенствовать технологическое и техническое обслуживание транспортных средств на линиях.

    В настоящее время возникла необходимость разработки «Транспортного кодекса РФ», так как современное регулирование правоотношений в сфере транспорта осуществляется с помощью принятых в разное время многочисленных нормативных актов: отдельных кодексов, уставов, федеральных законов и подзаконных актов по видам транспорта, регулирующих достаточно узкий круг вопросов. Поэтому важно систематизировать все нормы, регулирующие правоотношения в сфере транспорта, сформировать единые и прозрачные правила работы, учитывая при этом специфику каждого вида транспорта. В этом случае возможно снижение затрат на перевозку с выбором оптимального вида транспорта для перевозки определенных грузопотоков, что имеет большое значение и может способствовать замедлению инфляции.

    Селезнёва А.В. к.э.н., доцент руководитель проекта АО «Ленгипроречтранс».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен