• Home
  • Relevant Topics
  • Главные дороги Сибири: Енисей - люди и грузы
  • 1 апреля 2021

    Главные дороги Сибири: Енисей - люди и грузы

     

    17 марта 2021 года состоялся второй в новом сезоне вебинар «Главные дороги Сибири: Енисей - люди и грузы», посвященный проблемам развития водного транспорта России, организаторами которого выступают ИАА «ПортНьюс» и Морское Инженерное Бюро.

    Генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров представил в качестве базиса для дискуссии свой доклад.

    Этим вебинаром был открыт цикл встреч, посвященный восточным водным бассейнам России.

    В on-line мероприятии приняло участие более 135 специалистов отрасли.

    Вебинар открыл заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.

    В дискуссии приняли участие:

    - руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Владимир Байкалов;
    - заместитель министра транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин;
    - генеральный директор судоходной компании Транзит СВ Сергей Руденко;
    - председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов;
    - директор по судоходству на внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анна Исаева;
    - директор по работе с судостроительными и судоремонтными предприятиями АО «Волжское пароходство» Денис Самсиков;
    - первый заместитель генерального директора Российского Речного Регистра Николай Ефремов;
    - заместитель генерального директора по персоналу ООО «ВодоходЪ» Юрий Костин;
    - генеральный директор КБ «Си Тех» Петр Ежов;
    - руководитель проектов компании «Морстройтехнология» Софья Каткова;
    - главный инженер проекта ООО ДПИ «Востокпроектверфь» Ирина Полукарова.

    Доклад профессора Геннадия Егорова


    Общая характеристика Енисейского бассейна


    Енисей, как и Обь, Иртыш и Лена, является в своей части Сибири единственной транспортной артерией, соединяющей в меридиональном направлении великие широтные пути России - Транссибирскую железнодорожную магистраль и Северный морской путь.

    Суда водного транспорта обеспечивают выполнение важнейшей государственной задачи по снабжению северных регионов Российской Федерации, занимающих 12 млн. кв. километров или 70% территории страны, где расположены все запасы алмазов, платины, молибдена, кобальта, 80% запасов нефти, 93% газа, 60% золота, меди и никеля.

    Тем не менее, начиная с 1992 года, флот северных речных судоходных компаний неуклонно уменьшается и стареет. В Енисейском бассейне средний возраст транспортного судна составляет 40,3 года. Суда, построенные в 50-80-е годы прошлого столетия, морально устарели (отсутствует второе дно, второй борт, не автоматизированы, применяется оборудование, для которого уже давно нет неконтрафактных запчастей и т.п.).

    Первые кочи поморов дошли до Енисея еще в конце XVI века, В 1607 году мангазейские казаки по реке Турухан выходят в Енисей, и основывают при впадении Нижней Тунгуски в Енисей Туруханск. В 1619 году уже тобольские казаки начинают строить Енисейск, который потом стал центром провинции, а сейчас является жемчужиной речного туристического маршрута. К 400-летию города восстановили около сотни исторических памятников (только старинных храмов - 18).

    Северный морской путь активно использовался в XIX веке для перегона речных пароходов на реки Сибири. В 1878 году на Енисей по морю прибыл колесный пароход "Москва", в 1882 году - "Дельман". В 1905 году с целью завоза на Енисей материалов для железнодорожного строительства по северному пути туда прибыли два паровых лихтера грузоподъемностью по 750 тонн и четыре буксира, а также девять несамоходных барж.

    Одна из крупнейших рек в мире, река Енисей судоходна на всем протяжении от истока до устья на общей длине 3390 км. По величине стока (624 км?) занимает первое место среди рек России.

    Не случайно, что одной из достопримечательностей Красноярска, является пароход-музей "Святитель Николай", построенный в Енисейске в 1886 году и работавший на линии Енисейск - Красноярск - Минусинск.

    А сегодня, уже в 2020 году ВодоходЪ запустил экспедиционный круиз по Енисею на круизном судне проекта Q-040 "Максим Горький" - первый в своем роде на российском рынке. Маршрут: Красноярск - Галанино - Енисейск - Ярцево - Ворогово - Бахта - Канготово - Туруханск - Ермаково - Игарка - Тыяха - Дудинка.

    Енисей и притоки


    Рейс по Енисею до Дудинки представляет собой уникальный маршрут протяженностью более 2000 километров, пролегающий через четыре климатические зоны - от субтропиков Саянских гор до заполярной тундры.

    Одна из особенностей Енисея, выгодно отличающего его от других рек Сибири, заключается в том, что бары и мели в устье реки невелики, а русло на протяжении около 700 км имеет большие глубины. Благоприятный для судоходства приморский участок реки делает Енисей доступным для плавания морских судов до порта Игарка, расположенного на расстоянии 681 км от устья. Поэтому взаимодействие море-река в силу наличия на реке двух морских порта носит в регионе естественный характер.

    Протяженность внутренних водных путей, которыми управляет ФБУ "Администрация "Енисейречтранс", составляет 8375 км. На Енисее и его главных судоходных притоках - реках Ангара, Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность гарантированных габаритов пути составляет 5440 км.

    Бассейн Енисея резко асимметричен - подавляющее большинство притоков правобережные, правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной.

    Среднее падение реки составляет 37 см/км, в то время как на участке ниже устья р. Ангары, длиной 2087 км - 3 см/км. Соответственно, Верхний и Средний Енисей характеризуются высокими скоростями течения - в межень 5,6 км/ч, в паводок - 6,9 км/ч.

    На наиболее известном Казачинском пороге (235 км от Красноярска) скорость течения достигает при проектном уровне - 18 км/ч, а при различных колебаниях уровня воды - 20-22 км/ч. Ширина русла сужается с 650 до 350 м (ширина судового хода - 70 м). Общее падение высот составляет 3,8 м (практически до 100 см/км). Гребни волн достигают 2 м. Поэтому проводка многих судов и составов вверх по реке осуществляется специальным судном-туером - дизель-электроходом "Енисей". Подъем судов проводится мощной лебедкой с применением туерного троса, проложенного по дну фарватера реки. Скорость подъема судов на тросе 2,3-4,7 км/ч, скорость спуска на туерном тросе - 7,9 км/ч.

    Уникальное гидротехническое сооружение - Красноярский подъемник, фото Геннадия Егорова

     


    На Енисее расположен уникальный и единственный в России Красноярский судоподъемник - гидротехническое сооружение, позволяющее судам подниматься на 104 м, преодолевая разницу в уровнях воды между Енисеем и Красноярским морем (водохранилищем длиной 388 километров и площадь зеркала 2 тысячи кв. км). Расчётная грузоподъёмность до 1500 тонн, полезные габариты судовозной камеры: длина - 90 м, ширина - 18 м, глубина - 2,2 м. Может совершать 3-3,5 полных цикла в сутки.

    Крупнейший приток Енисея, в том числе и с точки зрения хозяйственного использования - река Ангара протяженностью 1 779 км и годовым стоком в 143 км?. Как отмечает сайт Енисейского речного пароходства, развитие регулярных речных перевозок по Ангаре осуществлялось медленно и трудно из-за тяжелых путевых условий: низкий уровень воды (река достаточно мелкая), наличие порогов и многочисленных шивер. Основной флот составляют специализированные мелкосидящие буксиры-толкачи проектов Р96А, Р14, Р14А типа "Ангара", а также сухогрузные и нефтеналивные баржи грузоподъемностью 200 и 600 тонн.

    Следующий большой и многоводный приток Енисея - это Нижняя Тунгуска протяженность 2 989 км. Ледостав с октября по май. Весеннее половодье в верхнем течении реки в мае-июне, в низовьях - в мае-июле. Судоходство здесь становится возможным только в паводковый период - до Туры, столицы Эвенкии. И лишь иногда суда пароходства поднимаются до водораздела с Ленским бассейном. Весной вода здесь доходит до отметки 28 м и в течение 35-40 суток падает до такого уровня, что судоходство даже самыми мелкими судами делается невозможным. В большую воду до Туры поднимаются суда грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Главным препятствием для судоходства по Нижней Тунгуске является Большой порог (Орон), который находится в 128-130 км от ее устья. При сильно большой воде, когда ее горизонты превышают 25 м, суда не могут подниматься в пороге из-за больших скоростей течения.

    Другой важный для хозяйственного использования приток Енисея Подкаменная Тунгуска имеет длину 1865 км. Половодье продолжается с начала мая до конца июня, в низовьях до начала июля. С июля до октября летняя межень, прерываемая подъёмом уровня до 5,5 м во время паводков, которых может быть от одного до четырёх в год. Ледовые явления с середины октября, осенний ледоход 7-16 суток сопровождается образованием зажоров. Ледостав с конца октября до середины мая. Ледоход продолжается 5-7 суток в верховьях и до 10 суток в низовьях, проходит бурно, при заторах уровень поднимается на 30 м. Реальная продолжительность навигации от 12 до 15 дней (конец мая - начало июня). Скорость течения на скальных перекатах - до 16-18 км/ч. Наблюдается 14 опасных участков, 6 из которых доступны только с помощью дополнительной помощи буксиров типа ОТ-2000. Фактически продолжительность в 2 недели работы флота связана с подходящими для этих самых мощных на бассейне буксиров-толкачей глубин.

    Значимый левобережный приток Енисея Большая Хета длиной 646 км впадает в Енисей севернее Дудинки, примерно в 190 км от устья. Берега реки большей частью крутые, течение довольно быстрое. Замерзает в середине сентября, вскрывается в конце мая - начале июня. Река судоходна до поселка Тухарт (41 км от устья), а до Сузунского и Ванкорского нефтегазовых месторождений (437 км от устья) только с середины июня по начало июля в виде экспедиционного завоза караванами судов. В прочее время глубины позволяют работать только малым баржам грузоподъемностью до 200 тонн.

    Особенность судоходства по бассейну Енисея - поэтапный запуск навигации, по мере освобождения рек ото льда. На участке Енисея от Красноярска до Ангары и Большого Пита старт перевозок начинается в середине мая. Порт Дудинка для речных судов открывается в начале июня. Навигация на Диксон становится возможной со второй половины июля.

    Окончание судоходства на Енисее из-за процесса ледостава происходит в обратном порядке - с севера на юг. Дудинка закрывается для речного судоходства в начале октября, среднее течение Енисея во второй половине октября. В начале ноября навигация на Енисее завершается полностью.

    Базовые ограничения по путевым условиям и волновой обстановке

    Расчетные путевые условия по реке Енисей сегодня - это глубина 290 см (в перспективе 300 см) при ширине судового хода 70 м и радиусе поворота 600 м. Продолжительность навигации от 112 до 164 дней.

    Есть следующие особенности: на участке от Красноярска до устья реки Ангара продолжительность навигации в 164 дня при ширине хода 90 м, далее до Ярцево - 151-146 дней глубина 300 см, до устья реки Подкаменная Тунгуска - 146 дней, до Туруханска - глубина 320 см, ширина судового хода 150 м, радиус поворота 1000 м, продолжительность навигации - 126 дней, далее до порта Дудинка - глубина 320 см, ширина судового хода 150 м, радиус поворота 1000 м, продолжительность навигации - 112 дней.

    Расчетные путевые условия по реке Ангара - глубина 110 см при ширине судового хода 50 м и радиусе поворота 250 м, продолжительность навигации от 144 до 118 дней (конец мая-октябрь). Скорость течения - в межень 3,5 км/ч, в паводок 6,1 км/ч.

    Расчетные путевые условия по реке Подкаменная Тунгуска - глубина 240 см при ширине судового хода 40 м и радиусе поворота 200 м, продолжительность навигации от 12 до 15 дней (конец мая - начало июня). Скорость течения на скальных перекатах - до 16-18 км/ч. Наблюдается 14 опасных участков, 6 из которых доступны только с помощью дополнительной помощи буксиров типа ОТ-2000. Фактически продолжительность в 2 недели работы флота связана с подходящими для этих самых мощных на бассейне буксиров-толкачей глубин.

    Расчетные путевые условия по реке Нижняя Тунгуска - глубина 270 см при ширине судового хода 40 м и радиусе поворота 200 м, продолжительность навигации максимум до 35 дней (июнь - начало июля).

    Расчетные путевые условия по реке Кас - глубина 80 см при ширине судового хода 30 м и радиусе поворота 150 м, продолжительность навигации 8 дней (май).

    Расчетные путевые условия по реке Сым - глубина 80 см при ширине судового хода 30 м и радиусе поворота 150 м, продолжительность навигации 9 дней (конец мая - начало июня).

    Большая Хета, по которой доставляются грузы для Ванкорнефти, судоходна для флота с достаточной грузоподъемностью только 2 недели в июне.

    Основная часть водных путей бассейна относится к разряду "Р" ("речной") с допускаемой высотой волны для судов 1,2 м, в том числе сама река Енисей от плотины Красноярской ГЭС до порта Игарка и Красноярское водохранилище. К разряду "О" ("озерный") с допускаемой высотой волны 2,0 м - от Игарки до Усть-Порта, дальше до северной оконечности Бреховских островов уже разряд "М" ("морской") с допускаемой высотой волны 3,0 м.

    Грузовая база

    Благодаря значительным запасам руд, наличию энергетических ресурсов, и развитой промышленности, Красноярский край является одним из ведущих регионов России по выработке промышленного продукта на одного жителя (3,2 % всего объёма промышленной продукции, произведённой на территории России).

    По данным Росморречфлота, потенциальная грузовая база речных перевозок по Енисейскому бассейну оценивается в 7,2 млн тонн (4,6% от общей грузовой базы по России). Основная номенклатура грузов - это строительные грузы - 29,1%; прочие - 26,8%; каменный уголь и кокс - 14,5%; лес в плотах - 13,5%; лес в судах - 6,5%; нефтеналивные грузы - 4,1%; контейнеры - 2,4%.

    Фактический объем перевозок в 2010 году составлял 6,034 млн тонн, 2011 году - 6,36 млн тонн, 2012 году - 5,52 млн тонн, 2013 году - 5,41 млн тонн, 2014 году - 4,58 млн тонн, 2015 году - 5,34 млн тонн, 2016 году - 6,03 млн тонн, 2017 году - 5,50 млн тонн, 2018 году - 5,84 млн тонн, 2019 году - 5,44 млн тонн.

    Средняя дальность перевозок леса - 790 км, строительных грузов - 1670 км, нефтепродуктов - 1900 км, сухогрузов - 1300 км, каменного угля - 750 км.

    В навигацию 2020 года перевезено 5,68 млн тонн грузов, в том числе в районы Крайнего Севера - 4,8 млн тонн (84%). Объем перевозок увеличился по сравнению с навигацией 2019 года на 4,4%. По грузам 2020 года: нефтеналивные - 3,1%, сухогрузы - 53,2%, включая грузы в контейнерах - 3,4%, каменный уголь - 3,8%, лес в плотах - 21,4%, прочие грузы - 15,1%.

    Основной перевозчик бассейна - Енисейское речное пароходство, перевезло в 2011 году 3,517 млн тонн груза, 2012 году - 3,402 млн тонн груза, 2013 года - 3,940 млн тонн груза, 2015 году - 3,946 млн тонн груза, 2016 году - 4,160 млн тонн груза (нефть и нефтепродукты - 236 тыс. тонн груза, строительные грузы - 2,125 млн. тонн, каменный уголь - 937 тыс. тонн, кокс - 33 тыс. тонн, химия - 230 тыс. тонн, в том числе сера - 182 тыс. тонн, сода - 34 тыс. тонн, промышленное сырье - 118 тыс. тонн, огнеупоры - 65 тыс. тонн, лес в судах - 116 тыс. тонн), 2019 году - 3,22 млн тонн груза, 2020 году - 3,66 млн. тонн груза.

    Базовыми грузообразующими портами бассейна являются Красноярский и Лесосибирский порты, расположенные на пересечении с Транссибирской железнодорожной магистралью и ее ответвлении на Ачинск, а также с основными автомобильными трассами (федеральными трассами Р255 "Сибирь" и Р257 "Енисей" и региональной дорогой 04К-044 "Енисейский тракт" Красноярск - Лесосибирск - Енисейск), а также морской (и речной) порт Дудинка, от которого идет железнодорожная ветка и автомагистраль до Норильска, Кайеркана, Талнаха и Оганера.

    Красноярский речной порт - один из основных перевалочных узлов будущего Красноярского мультимодального транспортно-логистического центра. Пропускная способность порта составляет около 4 млн тонн, в последние годы объемы перевалки около 1 300 тыс. тонн в год.

    Расположенный на Енисее на 40 км ниже впадения Ангары Лесосибирский порт является системообразующим элементом Лесосибирского транспортного узла для обработки грузопотоков Среднего Енисея и Нижнего Приангарья. Пропускная способность порта составляет около 1 200 тыс. тонн в год. Лес, прибывающий в Лесосибирск, в основном направляется на один из крупнейших в России производителей пиломатериалов, древесноволокнистых плит и пеллетов Лесосибирский ЛДК N1. Общая расчетная лесосека комбината составляет 3,1 млн куб. м/год. Производственные мощности - 1,5 млн куб м по распилу круглого леса в год. Продукция предприятия отправляется контейнерами, в том числе в Европу и Китай.

    Основной грузопоток на реке Енисей из Красноярска и Лесосибирска в направлении порта Дудинка обеспечивает снабжение грузами ПАО "ГМК Норильский никель" (примерно 1,8 млн. тонн груза, в том числе 1,5 млн песка и 150 тыс. тонн генеральных грузов). В этом же направлении идет доставка грузов для Ванкорского месторождения нефти на реке Большая Хета и населенных пунктов вдоль реки Енисей.

    В период навигации суда ЕРП отходят рейсом на Дудинку из Красноярского порта не реже, чем раз в 3-4 дня, а при наличии большого количества груза, предъявленного к перевозке, и чаще - по несколько судов в день. Перевозка грузов речным транспортом от Красноярска до Дудинки занимает от 5 до 14 дней. Прямое водное сообщение Красноярск - Дудинка является основным звеном транспортной схемы по доставке грузов в Норильск и Норильский промрайон. В Норильский промрайон практически все грузы доставляются морским и речным транспортом.

    Основные перевозки по реке осуществляются от Красноярска до Дудинки - магистральное направление - в период навигации с середины мая до середины октября.

    По Енисею в районы Крайнего Севера идет доставка материалов, оборудования, строительных грузов в адрес предприятий, осуществляющих разведку, добычу нефти и газа, лесных грузов в адрес предприятий лесного комплекса, угля.

    Ярким примером экспедиционного завоза является работа речных судоходных компаний на реку Большая Хета, ориентированную на потребности и заказ Ванкорской группы нефтегазовых месторождений Роснефти (Ванкорское - 430 км от устья, Лодочное, Сузунское - 205 км от устья и Тагульское). Для Ванкора речной транспорт является практически безальтернативным (не считая зимников). Учитывая очень сжатые сроки экспедиции (две недели), требуется четкое планирование завоза: накопление грузов зимой в Красноярском и Лесосибирском портах, загрузка барж, формирование и отправка весьма большого каравана судов и, наконец, выгрузка в сжатые сроки на причалах Роснефти. Например, в 2011 году был использован караван из 200 судов ЕРП, в том числе 130 барж, 10 сухогрузных судов, 51 буксира-толкача (ОТ-2000 - 12 единиц, ОТА-800 - 7 единиц, РТ-600 - 12 единиц, типа Ангара - 20 единиц), а также 20 плавкранов. Объем груза - 210-400 тыс. тонн по году.

    Кроме того, ЕРП осуществляет прием грузов с перевалкой через морские суда или причалы в порту Дудинка с последующей доставкой судами до конечных пунктов назначения на реке.

    По реке Ангара в период всей навигации осуществляется сплав леса в плотах, вывоз каменного угля (примерно 260 тыс. тонн), магнезита (примерно 150 тыс. тонн) и других полезных ископаемых. Так же производится завоз горюче-смазочных материалов и угля для обеспечения населенных пунктов.

    По данным ЕРП, основные заказчики на Ангаре - это лесозаготовительные, деревообрабатывающие и лесохимические предприятия Приангарья и Лесосибирска. Поэтому основной тип перевозимых грузов - круглый лес и лес в плотах. Кроме того, осуществляется доставка местным предприятиям такелажа, горюче-смазочных и строительных материалов, угля, крупногабаритной техники и вывоз готовой продукции добывающих предприятий Нижнего Приангарья (Кокуйское угольное месторождение, Горевское свинцово-цинковое месторождение и др.). Северный завоз по Ангаре - это каменный уголь и нефтепродукты в Енисейский, Мотыгинский, Богучанский, Кежемский и Казачинский районы края.

    Для обеспечения жизнедеятельности поселков, расположенных на берегах рек Подкаменная и Нижняя Тунгуски и других притоков Енисея, в период паводка проводится экспедиционный завоз горюче-смазочных, строительных и продовольственных грузов.

    Подкаменная Тунгуска - река со сложными условиями судоходства. Навигация и доставка грузов потребителям в Эвенкии (строительных материалов, топлива, техники, цемента, ЖБИ, контейнеров) по Подкаменной Тунгуске возможна только в период весеннего паводка: конец мая - начало июня. В 2018 году экспедиция на эту реку включала 23 буксира, 30 барж, 6 сухогрузов и 5 танкеров. Условия там таковые, что, например, танкер смешанного река-море плавания проекта Р-77 может пройти вверх по течению в районе порога Дедушка только с помощью с буксира типа "ОТ-2000" проекта 428. Объем перевозок достигает 40 тыс. тонн грузов по году.

    Нижняя Тунгуска относится к числу рек трудных для судоходства. Навигация большегрузных судов на Нижней Тунгуске осуществляется в период весеннего паводка: конец мая - середина июня. В отдельные годы, при наличии обильных атмосферных осадков, возможен период кратковременной навигации в конце лета - начале осени. Объем перевозок в Эвенкию достигает 70 тыс. тонн грузов в год. Караван также использует помощь мощных ОТ-2000.

    Большой Пит, Кас, Сым, Дубчес, Елогуй и другие малые притоки Енисея - тоже реки с экспедиционным завозом. Навигация на них возможна только в период весеннего половодья (май-июнь) в течение 1-3 недель.

    Большой Пит впадает в Енисей на 510 км от Красноярска вниз по течению. Навигация до поселка Брянка (184 км) начинается в мае и длится максимум до 23 дней. Груз - примерно 20 тыс. тонн песка и щебня золотодобывающей компании "Полюс".

    По реке Кас флот поднимается за лесом на 202 км до Александровского Шлюза, реке Сым - на 218 км. Также в мае суда осуществляют снабжение староверов по реке Дубчес (67 км вверх).

    Основной река-море маршрут: Енисей - Карское море - Обская губа - Тазовская губа позволяет грузоотправителям наиболее эффективно доставлять или вывозить грузы из северных районов Западной Сибири (Ямало-Ненецкий АО) на Таймыр и Красноярский край. Грузоперевозки в морские районы также экспедиционные. Суда ЕРП имеют возможность работать в Гыданском заливе до селения Гыда. Через Тазовскую губу до рек Пур и Таз суда река-море могут осуществлять доставку и вывоз грузов для геологоразведочных экспедиций Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна (Тазовский, Уренгой). Сроки грузоперевозок по данному маршруту определяются ледовой обстановкой в Карском море. Обычно навигация в данном районе проходит с августа до конца сентября.

    Перспективные направления развития водного транспорта в Енисейском бассейне


    А. Увеличение объемов перевозок водным транспортом для проекта "Восток Ойл" Роснефти

    Запуск проекта "Восток Ойл" Роснефти [Нефтегазовая Вертикаль], в том числе продолжение освоения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское) на реке Большая Хета, а также начало освоения Пайяхского месторождения, Западно-Иркинского участка, а также месторождения Восточно-Таймырского кластера.

    Строительство порта мощностью 115 млн. тонн в бухте Север на полуострове Таймыр, куда должен быть проведен нефтепровод от Пайяхского месторождения.

    В рамках проекта "Восток Ойл" планируется построить 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, магистральные трубопроводы длиной примерно 800 км, внутрипромысловые трубопроводы протяженностью порядка 7 тыс. км, 3,5 тыс. км электросетевого хозяйства, 2 тыс. МВт электрогенерации.

    Б. Увеличение объемов перевозок водным транспортом для проекта "Северная звезда" Корпорации АЕОН

    Строительство на базе Сырадасайского каменноугольного месторождения, которое расположено в 105 км от Диксона, аэропорта, автодороги, закрытого конвейера протяженностью 61 км, глубоководного морского порта, угольного разреза мощностью 5 млн тонн/год, обогатительной фабрики, морского угольного терминала, жилого городка, а также угольно-пыльевой станции с системой очистки выбросов.

    Председатель Cовета директоров Корпорации АЕОН Роман Троценко сказал: "Это уникальный и сложный проект, ведь никто ещё не решал задачу - производить уголь в таких климатических условиях в большом объеме. Все элементы проекта необходимо завезти на место отдельно, и они должны работать в экстремальных арктических условиях без вреда для окружающей среды. К примеру, будет создан самый длинный защищенный от ветра конвейер протяженностью 61 км, который не даст углю разлетаться по ветру при его транспортировке в порт. Будут построены современные электростанции, которые позволят не завозить дизельное топливо северным завозом. Появится и новая обогатительная фабрика" [Ведомости].

    В. Дальнейшее освоение месторождений полезных ископаемых и перевозка лесных грузов на реке Ангара.

    Г. Дальнейшее развитие предприятий ГМК "Норильский Никель".

    Д. Дальнейшее развитие лесного комплекса по переработке древесины в Красноярском крае.

    Для этого требуется увеличение объемов перевозок рекой и судами смешанного река-море плавания практически в два раза по сравнению с сегодняшней ситуацией.

    Кроме того, потребуется единая транзитная глубина 300 см на реке Енисей от Красноярска до Дудинки (необходимы дноуглубительные работы ориентировочно в объеме 1 200 тыс. куб. м).

    Транспортный флот

    По данным Российского Речного Регистра, действующие документы в бассейне имеют 1200 транспортных судна средним возрастом 40,3 года, в том числе самоходные - 582 единицы средним возрастом 40,7 года и 618 несамоходных средним возрастом 44,8 года (51,5% флота).

    Самоходные сухогрузные суда - 87 единиц и 40,7 года, нефтеналивные - 20 единиц и 49,8 года, буксиры и толкачи - 419 единиц и 40,7 года, пассажирские суда - 56 и 26,6 года.

    Несамоходные сухогрузные суда - 551 единиц и 40,4 года, нефтеналивные - 67 единиц и 35,6 года.

     


    В среднем по всему бассейну на 2 толкача-буксира приходится примерно 3 баржи.

    В составе флота Енисейского речного пароходства 561 судно, в том числе 13 сухогрузных судов (6 - проекта 21-88, 4 - проекта 936, 3 - проекта 573Б), 13 танкеров (3 - проекта Р-77, 10 - проекта 866), 220 сухогрузных барж (101 - проекта Р-29, 20 - проекта 183, 20 - проекта Р - 56, 31 - проекта РВ-1800, 5 - проекта 16801, 3 - проекта Р-171А, 5 - проекта 81106, 4 - проекта 0150/2907, 2 - проекта Р-93/2065, 20 - проекта 82260, 9 - проекта 1960), 45 наливных барж (23 - проекта Р-63, 10 - проекта 1369, 4 - проекта Р-93/1855, 4 - проекта H-147/1655, 4 метанольные проекта 942В/885, 6 - проекта 459Н/1939А), 95 буксиров-толкачей и буксиров (3 - типа ОТ-2400, 16 - типа ОТ-2000, 9 - типа ОТА-800, 15 - проекта 1741А, 25 - проекта Р-96А, 3 - проекта 758Б, 19 - проекта Р-14А, 4 - проекта Р-33Б, 1 - проекта Н-3181), 58 служебно-вспомогательных судов, 19 рейдовых судов, 13 судов технического флота. На 1 толкач-буксир приходится примерно 2,8 баржи, что свидетельствует о более рациональном составе флота, чем в среднем по бассейну.

    В составе флота ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» 115 судов, включая 66 самоходных судов.

    В составе флота компании "Транзит СВ" - 66 судов, в том числе один толкач типа ОТ-2400, один буксир проекта 758, 10 толкачей типа РТ-600, один буксир проекта Р-14А, один рефрижератор-контейнеровоз проекта Фин500/70, один танкер проекта 866, две нефтеналивные баржи, 4 плавкрана, 7 барж-площадок проекта 942, 2 баржи-площадок проекта 81108, 25 барж-площадок проекта Р56 и одна баржа-площадка проекта 16801. На один толкач-буксир приходится примерно 2,8 баржи, что свидетельствует о более рациональном составе флота, чем в среднем по бассейну.

    В составе флота компании "РечТрансЛогистик" - 68 судов.

    Новые грузовые суда в Енисейском бассейне

    В XXI веке ЕРП построило 20 барж-площадок грузоподъёмностью 2100/1873 тонн проекта 82260 и 9 барж-площадок грузоподъёмностью 2905 тонн проекта 1960.

    Для порта Дудинка судостроительный завод "Нижегородский Теплоход" построил два ледокольных буксира мощностью 442 кВт проекта Морского Инженерного Бюро TG04 и TG04M типа "Портовый".

    В 2015 году Сосновский судостроительный завод построил Енисейречтрансу танкер-экологическое судно дедвейтом 207 тонн "Эколог - 1" проекта RT29. Экологическое судно предназначено для приема и выдачи сточно-фановых и подсланевых вод, загрязненных нефтепродуктами с температурой вспышки не ниже 60°С, а также сухого мусора.

    Модернизации судов в Енисейском бассейне

    В силу крайне незначительного объема поставок новых судов (23 значимых судна или всего 2% от общей численности), решение задач по изменению функций и назначение происходило путем модернизации.

    Примером могут служить переоборудования судов-площадок в нефтеналивные и метанольные, которые выполнялись в ЕРП - 4 судна по проекту 1855, 4 по проекту 1655, 4 метанольные по проекту 885, 6 по проекту 1939А.

    Аналогичные работы выполнялись "Транзит СВ" - 2 баржи по проекту Р56/208.01. Эта же компания переоборудовала сухогруз Тип Фин-1000 в рефрижератор-контейнеровоз - демонтировали компрессорные холодильные установки, теплоизолирующие крышки холодильных трюмов, доработаны комингсы люков вновь оборудованных грузовых трюмов. Судно получило возможность размещения 46 TEU рефрижераторных контейнеров с возможностью их подключения к источникам питания.

    Морское Инженерное Бюро выполнило проект 003RST06 модернизации судов типа "Ленанефть" (пр. Р77) для приведения этих судов в соответствие с экологическими требованиями современных Правил Российского Речного Регистра. После модернизации и реновации суда получили класс М-ПР2,5 (ЛЁД30) А. По этому проекту КБ Енисейского речного пароходства переоборудовало три танкера проекта Р-77 (проект Р-77/1840, 1901, 1902Б). Первый их них был "Василий Суриков".

    Главными целями при модернизации были:

    - приведение судна в соответствии с требованиями нормативных документов по экологической безопасности за счет создания ранее отсутствовавшего второго дна;
    - рационализация использования грузового пространства за счет ликвидации балластного диптанка;
    - улучшение условий погрузки-выгрузки, зачистки и мойки грузовых танков (установка второго дна, т.е. организация "гладкой" поверхности внутри грузовых танков). Всего было демонтировано и переустановлено около 80 тонн конструкций и вновь изготовлено около 140 тонн новых элементов корпуса.

    Заключение по грузовому флоту

    Экспертные оценки практиков и исследования, проведенные в СГУВТ, вполне убедительно показали, что существующий речной флот Енисейского бассейна сегодня вполне достаточен для обработки той грузовой базы, которая была в регионе, исходя из привычных представлений (без учета резкого роста потребностей во флоте в связи с развитием проектов "Восток Ойл" и "Северная звезда").

    Однако возраст этого флота, особенно это уже касается самоходных танкеров, а также примерно через 5 лет сухогрузных барж, толкачей и самоходных сухогрузных судов, когда он превысит 45 лет, требует как минимум запуска программы обновления флота, что достаточно не просто в связи с отсутствием на Енисейском бассейне судостроительных мощностей.

    Следует отметить, что такие подходящие речные концепты были уже разработаны по заказу Росморречфлота Морским Инженерным Бюро. Был создан современный эффективный модульный проект мелкосидящего толкаемого состава с ограниченной осадкой (1,40-2,35 м) для сибирских рек в сухогрузном (сухогруз-толкач проекта RD63 плюс сухогрузная баржа проекта RDB21) и "двухкорпусном" наливном (танкер-толкач проекта RT63 плюс наливная баржа проекта ROB21) вариантах (а также в комбинированном варианте - танкер-сухогруз), характеристики которого соответствуют условиям эксплуатации на сибирских реках и значительно превосходят существующие ныне схожие транспортные системы (имеют большую грузоподъемность, при увеличении стандарта прочности и выполнении всех современных требований по экологии, безопасности, обитаемости и сокращении численности экипажей).

    Особо надо сказать, что флот судов смешанного плавания в Енисейском бассейне явно не достаточен для работы в рамках новых проектов "Восток Ойл" и "Северная звезда".

    Например, имеются в классе "М-СП" 7 сухогрузных судна средним возрастом 52,5 года, 2 танкера возрастом 38,1 года, 2 буксира возрастом 24,8 года; в классе "М-ПР" - 7 сухогрузов возрастом 51,5 года, 2 танкера возрастом 42,3 года, 4 буксира возрастом 48,3 года. То есть всего 24 грузовых судна смешанного плавания, причем с достаточно значительным сроком службы, некоторые вернулись после интенсивной работы в западных морских регионах, например, сухогрузные суда проекта 21-88.

    Как тут не вспомнить о разработанных по заказу Росморречфлота специальных сибирских (с рабочим диапазоном осадок от 2,5 м до 3,5 м) "сверхполных" сухогрузов смешанного река-море плавания с существенно увеличенной речной грузоподъемностью проекта RSD62 c достаточным для сезонной работы по Северном морскому пути классом Регистра по району плавания и хорошими (для того, чтобы вернуться на базу уже в условиях ледообразования и льда до 40 см толщиной) ледовыми качествами, некий симбиоз "Сибирского" и "Волго-Дона", размерами "Волго-Дон макс" класса, но с более высоким, чем у RSD44 классом по району плавания ("М-СП 3,5" против "М-ПР 2,5") и ледовой категорией ("Лед 40" против "Лед 20").

    Трансляция вебинара с докладом профессора Геннадия Егорова на youtube канале "ПортньюсТВ" - перейти .

    * - в презентации доклада представлены фотоработы авторов: Александр Конов, Александр Лифатов, Александр Петренко, Арсений Маркелов, Валерий Мазин, Василий Мостовой, Виталий (tuhart), Владимир Владиславлев, Владимир Денисов, Георгий Мешков, Глеб Майоров, Дмитрий Фролов, Евгений Устинов, Константин Барбашов, Максим Власов, Михаил (E69), Николай Югалов, Николай (umavin), Павел Емельянов, Павел Феклистов, Павел (Hydrofoiler), Родион (Е705ЕН), Роман (romik80), Сергей Завалишин, Сергей Коротченко, Сергей Кривоносов, Сергей Лутов, Сергей Мельников, Сергей Морозов, Сергей (s.ermakov.63), Эдуард Саркисов, (Игорь), (кот 999), (KJC), (var) и др.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен