• Home
  • Relevant Topics
  • Цифра, экология, переориентация грузопотоков: основные отраслевые итоги ПЭФ-2021
  • 8 июня 2021

    Цифра, экология, переориентация грузопотоков: основные отраслевые итоги ПЭФ-2021

    Ключевые тренды современного мира - это цифровизация и борьба за экологию. Россия, оставаясь в эпицентре этих дискуссий, продолжает решать задачу переориентации грузопотоков в собственные порты и развития арктической инфраструктуры. Неудивительно, что на прошедшем на днях Петербургском международном экономическом форуме большое внимание уделялось обсуждению этих вопросов.

    В море цифры

    Как заявил в ходе форума министр транспорта РФ Виталий Савельев, транспортную отрасль в ближайшие годы ждет масштабная цифровизация.

    «В 2019 году количество транспортных документов, в том числе различные накладные и разрешения на провозку опасных грузов, которые были обработаны, составили 3 млрд 10 млн ед. Если мы не будем ничего отцифровывать, то к 2030 году эта цифра достигает 7 млрд документов», - заявил Виталий Савельев.

    По мнению экспертов, перевод документов в электронный вид может положительно повлиять на скорость движения грузов. Кроме того, цифровизация будет касаться и других сфер транспорта. Речь идет о так называемых «беспилотниках».

    «Автономные передвижные транспортные средства – это не только автомобили. Но и морские суда, например. В 2021 году «Совкомфлот» планирует испытания в Баренцевом море танкера, который будет управляться автономно», - рассказал министр.

    Ярким примером того, как цифровизация позволяет существенно нарастить производственные показатели, несмотря на пандемию и соответствующий спад международной торговли, является опыт ОАО «УГМК», которым в ходе форума поделилась директор по портовым и железнодорожным проектам компании Ирина Ольховская.

    «В прошлом году наблюдалось сокращение грузооборота портов, но терминал «Ростерминалуголь» его увеличил, причем сразу с 20 млн тонн до 26 млн тонн в год, без серьезных инвестиций в основные средства, также мы не увеличивали штат... работали именно по технологическому перевозочному процессу, благодаря цифровизации обеспечивая подачу вагонов не по часам, а по секундам... Таких результатов можно было добиться только в интеграции с основным перевозчиком, то есть РЖД. Не обязательно делать отдельную платформу, можно интегрировать существующие»,  - рассказала Ирина Ольховская.

    Также в рамках форума состоялось подписание меморандума о стратегическом партнерстве между АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и ассоциацией участников рынка сферы транспорта и логистики «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), сообщила пресс-служба ГТЛК. Сотрудничество ГТЛК и ассоциации ЦТЛ призвано повысить экономическую эффективность деятельности организаций транспортно-логистического комплекса и способствовать развитию рынка транспортных и логистических услуг для разных категорий потребителей.

    Выход на чистую воду

    Важнейший тренд – борьба за экологию, и российские компании не остаются от него в стороне. И в этой сфере лидерами также являются терминалы УГМК -  «Восточный Порт» и «Ростерминалуголь».

    Так, в рамках форума управляющий директор АО «Восточный Порт» Вадим Байбак и заместитель управляющего ООО «Академия промышленного пылеподавления «Борей» Михаил Дудин подписали договор об изготовлении и поставке оборудования системы пылеподавления круглогодичной эксплуатации для судопогрузочных машин.

    «Экологическую программу в Восточном Порту мы начали реализовывать еще в 2016 году именно исходя из того, что этот терминал специализированный, высокотехнологичный и является одним из звеньев во внешнеторговом партнерстве с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), - пояснила Ирина Ольховская, отвечая на вопрос корреспондента ИАА «ПортНьюс» о преимуществах, которые дают порту масштабные инвестиций в экологию. – Покупатели в АТР обращают большое внимание на экологичность груза и экологичность всей цепочки его поставки. Для нас экология не просто приоритет, это - must have».

    Ирина Ольховская добавила, что реализация экологических программ началась портом еще до принятия справочника о наилучших доступных технологиях (НДТ). Кроме того, одним из звеньев экологической программы Восточного Порта было получение международного сертификата ISO по экологической безопасности.

    «Поэтому сейчас Восточный Порт – это флагман экологической безопасности в портовой отрасли», - отметила она.

    В рамках форума также был подписан договор между АО «Ростерминалуголь» и ПАО «Северсталь» о поставке ветро-пылезащитных экранов и конструкций металлических стоек каркаса для угольного склада. Протяженность конструкции составит почти 2 км, высота – более 20 м. Это будет первый морской терминал в Балтийском регионе, оснащенный такой технологией. Строительство будет завершено к концу 2021 года.

    «В соответствии с вызовами современной реальности, экологическая ориентированность – важнейшая составляющая деятельности предприятий угольной отрасли, -  отметила директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. - Крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал АО «Ростерминалуголь» станет первым стивидорным предприятием в Балтийском регионе, реализующим такой значительный экологический проект».


    Как, в свою очередь, заявил в ходе форума министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, в целом к концу 2022 года 300 предприятий первой категории опасности должны быть полностью переведены на наилучшие доступные технологии (НДТ). Говоря о внедрении в промышленность зеленных технологий, глава Минпромторга России посоветовал обратить внимание на уже имеющиеся технологии. Глава Минпромторга России также отметил, что существующие технологии энергоэффективности должны внедряться на предприятиях для того, чтобы не обременять потребителей, поскольку весь объем инноваций и все новые технологии дороже. Они должны быть адаптированы к экономической модели.

    Помимо внедрения наилучших доступных технологий в портах, экологический тренд проявляется и в сокращении т. н. «углеродного следа» на всей производственной цепочке (декарбонизация). В рамках форума ПАО «НОВАТЭК» и дочерняя компания TotalEnergies SE (TotalEnergies) 3 июня 2021 года подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере декарбонизации, производства водорода и использования возобновляемых источников энергии.

    «Вместе с нашим давним партнером TotalEnergies мы реализуем технические решения для снижения углеродного следа наших проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» и повышения конкурентоспособности нашего СПГ, – отметил председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон. – Наша долгосрочная цель – обеспечение бесперебойных поставок доступного и низкоуглеродного природного газа на мировые рынки, и сотрудничество с TotalEnergies и нашими партнерами является для нас одним из способов внести вклад в декарбонизацию мировой энергетической отрасли».

    Как, со своей стороны, отметил в ходе форума генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, компания к 2030 году планирует снизить углеродную интенсивность своей деятельности на треть.

    «Мы ставим перед собой задачу к 2030 году снизить углеродную интенсивность нашей деятельность на треть. Эта цель, которую мы готовы поставить перед собой в этом году. В следующем году, когда мы здесь соберемся, с учетом технологического развития и, возможно, новых задач, которые поставит перед нами регулятор, мы сможем замахнуться и на большее сокращение» - отметил Александр Дюков.
    Говоря о перспективах развития водородного направления в компании, он отметил, что «водород – для нас новый бизнес».

    «Это перспективный рынок. Россия, российские нефтегазовые компании имеют хорошие шансы занять большую долю на этом рынке. У нас отличный потенциал, поскольку мы уже производим водород», - добавил он.

    По информации Александра Дюкова, в настоящее время ПАО «Газпром нефть»  на двух НПЗ производит 100 тыс. тонн водорода в год, он используется при процессах облагораживания топлива, удаления серы из дизельного топлива и бензина. Объемы производства могут быть резко увеличены. Важно, что у компании есть сырье для производства водорода по технологии паровой реформинг.

    «Проблема – не произвести водород, а транспортировать его. Это тот технологический вызов, который придется решать отечественной промышленности», - сказал председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть».

    При этом Александр Дюков особое внимание обратил на проблему регулирования водородного рынка по отношению к «голубому водороду»  со стороны, в частности, Евросоюза.

    В свою очередь заместитель председателя правительства РФ Александр Новак в ходе форума заявил, что концепция развития водородной энергетики в России может быть утверждена правительством РФ в ближайшие один–два месяца.

    «Россия ставит перед собой задачу создать экспортоориентированное производство водорода и занять определенную нишу на мировых рынках. Мы считаем, что могли бы занять около 20% на мировых рынках. Это примерно тот уровень, который мы сегодня занимаем в торговле газом и нефтью», - отметил он.

    Больше портов, хороших и разных

    Россия продолжит активно развивать портовую инфраструктуру. Так, в ходе форума было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации масштабного инвестиционного проекта на Сахалине, предполагающего строительство нового порта. В соответствии с решением правительства России, многофункциональный грузовой район будет построен в заливе Терпения Охотского моря, в окрестностях села Новое Макаровского района. На первом этапе терминал в год будет обрабатывать 5 млн тонн угля, 2,8 млн тонн газового конденсата, 5,5 млн тонн нефти. До конца 2021 года на территорию будущего объекта будет распространен льготный режим налогообложения в рамках Свободного порта Владивосток.

    Новый терминал появится и в другом конце страны. Так, компания «ЕвроХим» построит в Кингисеппском районе Ленинградской области завод по производству метанола и портовый терминал для отгрузки продукции. Соглашение о сотрудничестве при реализации данного проекта между инвестором и правительством региона было также подписано на форуме. Проект «ЕвроХим Северо-Запад-3» предполагает строительство с нуля современного предприятия с применением наилучших доступных технологий в производстве метанола с максимальной производительностью 2,5 млн тонн в год, а также строительство метанолопровода и портового терминала для отгрузки продукции. Объем инвестиций в проект составит 132 млрд руб., планируется создать около 300 новых рабочих мест. Объект планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году.

    Новые мощности появятся и в Арктике. В рамках форума было подписано соответствующее соглашение между ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Сбербанк» и «Газпромбанк». Стороны намерены сотрудничать в области организации финансирования проекта строительства газохимического комплекса в районе п. Сабетта по производству низкоуглеродного аммиака, водорода, а также других продуктов газохимии, позволяющих снизить выбросы парниковых газов в атмосферу.

    Новые мощности появятся также на юге. В рамках форума ФГУП «Росморпорт», АО «ОЗК» и «Деметра-Холдинг» подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов развития инфраструктуры, необходимой для организации перевалки зерновых грузов в морских портах РФ. Стратегическое партнерство закрепляет намерения сторон взаимодействовать по вопросам развития портовой и припортовой инфраструктуры. В рамках проекта предполагается построить новую пристань в виде двустороннего пирса в голове существующей пристани №3 в порту Новороссийск (используется ООО «НЗТ» и ПАО «НКХП»), что позволит принимать суда класса Panamax, зерновую галерею и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений, а также провести дноуглубление. Работы по проекту планируется проводить на паритетных началах. Строительство новой пристани позволит решить задачу по формированию товаропроводящей экспортной инфраструктуры, а модернизация терминала – увеличить в два раза суммарную мощность перевалки с текущих 13,6 млн тонны (ПАО «НКХП» - 7,1 млн тонн и ООО «НЗТ» - 6,5 млн тонн) до порядка 25 млн тонн (ПАО «НКХП» - 13,1 млн тонн и ООО «НЗТ» - 12,5 млн тонн) к 2025 году, мощность единовременного хранения – с 370 000 до 870 000 тонн.

    Эликсир молодости для флота

    Россия остро нуждается в обновлении флота, строительства новых судов, отвечающих задачам освоения Арктики, развития внутреннего водного транспорта.

    Так, в рамках форума АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и Евразийский банк развития (ЕАБР) подписали соглашение о реализации масштабного проекта в сфере водного транспорта. Отмечается, что заключенное соглашение позволит ГТЛК привлечь дополнительные инвестиции и поддержать отечественное судостроение. Соглашение направлено на финансирование затрат ГТЛК по контрактам на строительство 10 сухогрузных судов проекта RSD59 на АО «Окская судоверфь» для последующей передачи в лизинг ООО «СК «Астрол». Семь судов серии уже спущены на воду, пять из них – переданы лизингополучателю.

    Говоря о морском флоте, следует обратить на объявленные в рамках форума планы «НОВАТЭКа» по доведению общего количества судов до 65 ед. Как сообщил заместитель председателя правления, директор по морским операциям, судоходству и логистике, ПАО «НОВАТЭК» (председатель Арктического экономического совета) Евгений Амбросов, это будет самый мощный флот газовозов в мире.

    «По количеству, может быть, у Катара флот больше, но по стоимости, технической оснащенности, возможностям он будет самым сильным», - отметил Евгений Амбросов.

    Он подчеркнул, что большая часть судов этого флота будет построена в России.

    Как, в свою очередь, рассказал журналистам в кулуарах форума генеральный директор ПАО «Совкмфлот» Игорь Тонковидов, круглогодичная  навигация по Северному морскому пути (СМП) при ледокольной поддержке возможна уже сейчас. Вопрос в другом – в эффективности и экономичности этой навигации и, следовательно, такой перевозки.

    «По нашим совместно с «НОВАТЭКом» оценкам, круглогодичная навигация по Севморпути должна начаться именно в такой модальности, начиная с зимы либо 2023-2024 г, либо 2024-2025.  Это будет зависеть от прогресса со строительством серии газовозов нового поколения,  имеющих большую ледоходкость, на верфи «Звезда» и от графика поступления этого ледокольного флота в эксплуатацию», - отметил глава Совкомфлота.

    Итоги

    Главным итогом обсуждений и подписанных в рамках форума соглашений является, пожалуй, тот факт, что несмотря на пандемические ограничения, санкции и спад международной торговли, Россия остается в мировых трендах, развивая цифровые и экологические технологии, водный транспорт и портовую инфраструктуру.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен