• 20 августа 2021

    Кадровый вопрос в логистике

    О вопросах логистики, связанных с персоналом, своим мнением с ИАА «ПортНьюс» поделился руководитель «Лидер КонсалтРекрутинг» Сергей Лукьяненко. Материал подготовлен в рамках партнерства по конференции «Транслогистика Санкт-Петербург».

    Логистика, как и любая другая сфера деятельности, имеет свою проблематику, связанную с персоналом. Логистика и транспорт – довольно обширные отрасли как по своему функционалу, так и по составу задействованного персонала. Попробуем выделить тенденции, формирующиеся в вопросах кадрового обеспечения в этом сегменте экономики.

    Какова проблематика последних лет?

    1. Дефицит низкоквалифицированного персонала. Это проблема всех масс-ориентированных сегментов рынка. Работнику, задействованному на низкоквалифицированных специальностях свойственно чаще, чем персоналу более высокой квалификации, менять не только само место работы, но и в принципе отрасль, в которой он трудится. Как правило, на подобные специальности довольно низкий порог входа в профессию, что обуславливает вероятность ротации/текучки персонала в любой сфере, и в транспортной логистике, в том числе.

    Учитывая, данный факт, мы понимаем, что на самом деле конкуренция за подобный персонал идет не только по отрасли, в которой работает компания, а по всему рынку в целом. Например, подсобный рабочий может трудиться на складе логистической компании, в магазине продовольственных товаров, на стройке, на заводе и т.д. Тем самым, дефицит такого персонала становится общерыночным. В допандемийные времена такой вопрос решался (часто в ущерб качеству услуг/товаров) привлечением мигрантов, которые осуществляли демпинг на рынке труда. Сейчас же мигрант зачастую «стоит» дороже, чем коренное население.

    2. Оптимизация образовательных программ. Проблема касается персонала всех областей. Особенно больно она ударила по средне-специальному образованию. Чаще всего в транспортно-логистических компаниях именно такие линейные специалисты составляют основной «костяк». Это водители, экспедиторы, логисты, диспетчеры, специалисты, обслуживающие технику, и т.д. Постепенное планомерное закрытие колледжей/техникумов в моменте способствует уменьшению расходной части бюджета, но в перспективе порождает дефицит квалифицированного персонала.

    Сейчас, по сути, мы пожинаем плоды ошибок минувших лет. Например, дефицит профессиональных водителей является не только проблемой в России, но и в мире в целом.

    3. Программы подготовки специалистов – еще одна боль. Почти всегда они не успевают за быстроразвивающимися сферами и обучают новых специалистов, используя материалы и методики более чем 5-ти летней давности, в то время как сама отрасль видоизменяется ежегодно. Цифровизация плотно окутала все сферы жизнедеятельности человека и в конечном итоге на рынке лидируют те компании, которые смогли максимально качественно преобразовать в цифру свои бизнес-процессы. А уже с этими глобальными цифровыми системами в рамках индустрии 4.0 должны работать специалисты, и вот этому их и надо учить. В идеале взращивать персонал под себя.

    4. Сокращение инвестиций в человеческий капитал. Ведущие мировые компании уже отметили для себя, что сокращение расходов на персонал – последняя ступень оптимизации, когда уже оптимизировать что-либо еще
    не представляется возможным. Любая организация – это общество, совокупность людей, занимающихся единым делом. Чем профессиональнее команда – тем лучше результат. Профессиональные игроки рынка формируют свою команду, приглашая ведущих заграничных тренеров, инвестируя в человеческий капитал. К сожалению, не все компании следуют современным тенденциям, а пандемийная неопределенность заставляет топ-менеджмент принимать необдуманные решения. Стоит отметить, что на сегодняшний день развитие интернет-технологий позволяет персоналу развиваться и в удаленном формате.

    5. Рост агрегаторных площадок. Безусловно, уберизация значительно упрощает ряд ежедневно происходящих процессов, однако, есть риск усиления скрытой монополизации ряда сфер. На мой взгляд, обычно возникает следующая цепь событий. Крупные инвестиции в новую отрасль, отвечающую запросам потребителей. Стремительный рост компании, оптимизация бизнес-процессов, инвестиции в человеческий капитал. Лоббирование своих интересов в стране зарождения компании. Выход на международный рынок, выдавливание конкурентов. Достижение статуса монополии де-факто. Стагнация, акцент на максимизации прибыли, оптимизация человеческого капитала. Грязные игры – выдавливание конкурентов, использование госресурса, переход к скрытой монополии (дробление бизнеса, создание компаний-номиналов, диктование своих условий новым участникам рынка). Сильная монополия не нуждается в квалифицированных специалистах, развивающих рынок, её нужда в огромном количестве исполнителей на простейшие базовые задачи.

    Что важно?

    Давайте же вспомним, что на самом деле важно. Не так давно состоялся примечательный мировой инцидент с огромным контейнеровозом EverGiven тайваньской компании Evergreen. Сев на мель и застопорив
    в буквальном смысле очень важный с логистической точки зрения Суэцкий канал, он сбил на определенный период отлаженные процессы, выстроенные специалистами по управлению цепями поставок(УЦП). Сама ситуация, по имеющейся информации, возникла не из-за каких-либо технических факторов, а из-за ошибок команды, человеческого ресурса компании Evergreen. И человеческий же ресурс в виде «смелого Египтянина на экскаваторе» решил данную проблему.

    Закончить хочу советом: развивайте человеческий капитал, и он впоследствии кратно преумножит капитал финансовый.

    Выводы

    Какие выводы можно сделать из вышеизложенного? Единого решения никогда и нигде не бывает, и плох тот специалист, который точно знает, что надо делать. Мы можем лишь попытаться спрогнозировать вероятность наступления тех или иных событий от того или иного решения.

    1. Полагаться на миграционный ресурс, как основной, восполняющий возникающую потребность на рынке труда, на мой взгляд, не стоит. Нужна более жесткая миграционная политика, упор на визовое привлечение, либо организованный формат. В конечном итоге дефицит низкооплачиваемого и низкоквалифицированного персонала не будет вечен. Рынок труда сам себя отрегулирует и сможет предоставить достойное предложение

    2. Тяжелый и обстоятельный вопрос, над которым годами ломают головы лучшие умы РФ. Универсального решения нет, однако программы сокращения количества учебных заведений или же слияние с целью укрупнения, на мой взгляд, ничем хорошим закончиться в принципе не могут. У нас есть свежие примеры негативного влияния оптимизации отрасли здравоохранения, которые особенно почувствовались в период пандемии.

    3. И если проблемы здравоохранения видны практически сразу, то проблемы в дефиците квалифицированного персонала в транспорте и логистике ощущаются через годы. Когда подходит очередь прилива свежей крови в виде квалифицированных выпускников, ее все чаще в последнее время не поступает. Потому что доноров сократили и оптимизировали.

    4. Здесь, на мой взгляд, должна присутствовать вовлеченность в процессы обучения будущих работодателей, особенно, крупных игроков рынка. Зачастую именно они разбираются во всех современных тенденциях
    и могут помочь выпускнику быстрее адаптироваться и не обучаться по неактуальным программам.
    Например, есть такая методика как дуальное обучение. По этой методике студент и учится, и работает одновременно. Например, 3 дня в неделю обучается и 2 дня работает. Часть затрат на обучение компенсирует работодатель, а студент после выпуска некоторое время работает на этом предприятии. Это позволяет находиться всегда в курсе актуальных тенденций, лучше погружаться в профессию, подрабатывать во время учебы действительно в том месте, в которое хочешь попасть.

    5. Однозначно подсказать, как сделать хорошо сможет опыт ведущих мировых компаний. Необходимо отслеживать их позитивные тенденции и пытаться часть из них внедрять у себя. Это могут быть программы обучения и повышения квалификации персонала, удобные коворкинги, внедрение систем, позволяющих переводить часть процессов в удаленный формат, внедрение программ материального и нематериального стимулирования персонала, повышение лояльности бренду и т.д.

    6. Здесь вступает в игру одна из функций государства – обеспечить здоровую конкуренцию. У нас есть регуляторный механизм в лице ФАС, которая занимается данными вопросами. Работа данного органа напрямую влияет на рынок в целом, и его задача ограничивать монополизацию. Можно, например, проводить и заказывать от лица государства больше исследований рынка с целью выявления скрытых монополий и пресекать их при обнаружении.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен