• 20 мая 2022

    Без большой четверки

    Без большой четверки
    Подрядчики из европейских дноуглубительных компаний отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах. 
    Как стало известно Портньюс, подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах. 
    На сегодняшний день российский рынок дноуглубления зависим от участия иностранных компаний. В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС.
    Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры. Крупнейшие операторы российского морского флота самоотвозных землесосов — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному – ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО

    Как стало известно «ПортНьюс», подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах. 

    На сегодняшний день российский рынок дноуглубления зависим от участия иностранных компаний. В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС.

    Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры. Крупнейшие операторы российского морского флота самоотвозных землесосов — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному – ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО

    Участники рынка отмечают, что в сравнении с Deme Group (основатель компании «Мордрага»), где емкость трюмов дноуглубительного флота составляет 210 тыс. кубометров, весь российский флот — это до 39  тыс. кубометров суммарно. Подобным флотом ни один масштабный проект на Северном морском пути в поставленные сроки не сделать.
    На мобилизиацию дноуглубительных судов китайской компании СССС рассчитывать не приходится — переход даже одного судна из Азии через Суэцкий канал в Арктику обойдется слишком дорого. Кроме того, цены китайской компании на работы в разы выше тех цен, которые были заложены в российские проекты в 2021 году. 
    При этом решение вопроса с дноуглублением по проектам не может быть отложено — инфраструктура Севморпути находится на особом контроле у правительства и президента страны. Капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн куб. м вплоть до 2025 года. Сюда входит дноуглубление в проекте реконструкции Морского канала в Обской губе, у нефтяного терминала «Порт бухта Север», развитие терминала «Утренний», дноуглубительные работы при строительстве морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения и универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын.
    Невозможно отказаться и от задач ремчерпания. Так, только в Обской губе (Морской канал, морской порт Сабетта и терминал Утренний) ремонтное дноуглубление в 2022 году составит до 1 млн куб. м., а в 2023 году – уже не менее 3 млн куб. м, с учетом завершения проектных дноуглубительных работ. После 2024 года для обеспечения безопасного движения судов ежегодно в Обской губе необходимо будет поднимать более 5 млн куб. м грунта, наносимого подводными течениями.
    Ответственное за развитие инфраструктуры Северного морского пути ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в ГК «Росатом») рассматривает вопрос   создания собственной дноуглубительной компании.  В прошлом году Гидрографическое предприятие подготовило, а сейчас уточнило потенциальную инвестпрограмму, которая завязана на технический флот, необходимый для решения собственных задач на Севморпути. На первом этапе с 2023 по 2028 год рассматривается возможность строительства не менее четырех различных вспомогательных судов оценочной стоимостью около 140 млн евро (оценка была сделана на основании предложений европейских верфей).  В дальнейшем технический флот потребует увеличения. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций может составить более 200 млн евро.

    Участники рынка отмечают, что в сравнении с DEME Group (основатель компании «Мордрага»), где емкость трюмов дноуглубительного флота составляет 210 тыс. куб. м, весь российский флот — это до 39  тыс. куб. м суммарно. Подобным флотом ни один масштабный проект на Северном морском пути в поставленные сроки не сделать.

    На мобилизиацию дноуглубительных судов китайской компании СССС рассчитывать не приходится — переход даже одного судна из Азии через Суэцкий канал в Арктику обойдется слишком дорого. Кроме того, цены китайской компании на работы в разы выше тех цен, которые были заложены в российские проекты в 2021 году. 

    При этом решение вопроса с дноуглублением по проектам не может быть отложено — инфраструктура Севморпути находится на особом контроле у правительства и президента страны. Капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн куб. м вплоть до 2025 года. Сюда входит дноуглубление в проекте реконструкции Морского канала в Обской губе, у нефтяного терминала «Порт бухта Север», развитие терминала «Утренний», дноуглубительные работы при строительстве морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения и универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын.

    Невозможно отказаться и от задач ремчерпания. Так, только в Обской губе (Морской канал, морской порт Сабетта и терминал Утренний) ремонтное дноуглубление в 2022 году составит до 1 млн куб. м., а в 2023 году – уже не менее 3 млн куб. м, с учетом завершения проектных дноуглубительных работ. После 2024 года для обеспечения безопасного движения судов ежегодно в Обской губе необходимо будет поднимать более 5 млн куб. м грунта, наносимого подводными течениями.

    Ответственное за развитие инфраструктуры Северного морского пути ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в ГК «Росатом») рассматривает вопрос создания собственной дноуглубительной компании.  В прошлом году Гидрографическое предприятие подготовило, а сейчас уточнило потенциальную инвестпрограмму, которая завязана на технический флот, необходимый для решения собственных задач на Севморпути. На первом этапе с 2023 по 2028 год рассматривается возможность строительства не менее четырех различных вспомогательных судов оценочной стоимостью около 140 млн евро (оценка была сделана на основании предложений европейских верфей).  В дальнейшем технический флот потребует увеличения. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций может составить более 200 млн евро.

    Рассматривается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке. «Мы изучаем рынок. Нельзя приобретать сам по себе земснаряд, — рассуждает генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт. — Надо решать вопросы, связанные с компетенциями не только строительства, но и управления дноуглубительным флотом. Это вопрос подготовки специалистов, тренажерной базы. Скорее всего, надо собирать всю тему в периметре Росатома».

    Рассматривается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке. «Мы изучаем рынок. Нельзя приобретать сам по себе земснаряд, — рассуждает генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт. — Надо решать вопросы, связанные с компетенциями не только строительства, но и управления дноуглубительным флотом. Это вопрос подготовки специалистов, тренажерной базы. Скорее всего, надо собирать всю тему в периметре Росатома».

    Рассматривается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке. «Мы изучаем рынок. Нельзя приобретать сам по себе земснаряд, — рассуждает генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт. — Надо решать вопросы, связанные с компетенциями не только строительства, но и управления дноуглубительным флотом. Это вопрос подготовки специалистов, тренажерной базы. Скорее всего, надо собирать всю тему в периметре Росатома».
    Эксперты пока скептически относятся к идее создания на базе арктического «Гидрографического предприятия» новой дноуглубительной компании. Глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что «для проведения дноуглубительных работ на стадии строительства терминалов целесообразно привлечение иностранных компаний. Создание собственного дночерпательного флота имеет задачу обеспечение ремчерпания, в этом случае потребности в мощностях такой компании будут значительно ниже».Рассматривается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке. «Мы изучаем рынок. Нельзя приобретать сам по себе земснаряд, — рассуждает генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт. — Надо решать вопросы, связанные с компетенциями не только строительства, но и управления дноуглубительным флотом. Это вопрос подготовки специалистов, тренажерной базы. Скорее всего, надо собирать всю тему в периметре Росатома».
    Арбитражный суд Мурманской области в мае 2022 года наложил арест на суда под российским флагом, принадлежащие ООО «Боскалис» https://portnews.ru/news/329210/   (российская дочерняя структура голландской компании Boscalis) - земснаряд «Нордик Джиант» и понтон «Арктик Скрэйдвэй». Данная мера стала обеспечением по заявлению ООО «Арктик СПГ 2». По договору от 2018 года подрядчик — ООО «Боскалис» — должлен был оказать услуги по проектированию и изготовлению трех оснований гравитационного типа. Однако с 4 марта 2022 года «Боскалис» без объяснения причин и фактически остановил ведение работ, оставил суда в порту Мурманск и направил извещение об одностороннем прекращении действия договора.

    Арбитражный суд Мурманской области в мае 2022 года наложил арест на суда под российским флагом, принадлежащие ООО «Боскалис» (российская дочерняя структура голландской компании Boskalis) - земснаряд «Нордик Джиант» и понтон «Арктик Скрэйдвэй». Данная мера стала обеспечением по заявлению ООО «Арктик СПГ 2». По договору от 2018 года подрядчик — ООО «Боскалис» — должлен был оказать услуги по проектированию и изготовлению трех оснований гравитационного типа. Однако с 4 марта 2022 года «Боскалис» без объяснения причин и фактически остановил ведение работ, оставил суда в порту Мурманск и направил извещение об одностороннем прекращении действия договора.

    Эксперты пока скептически относятся к идее создания на базе арктического «Гидрографического предприятия» новой дноуглубительной компании. Глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что «для проведения дноуглубительных работ на стадии строительства терминалов целесообразно привлечение иностранных компаний. Создание собственного дночерпательного флота имеет задачу обеспечение ремчерпания, в этом случае потребности в мощностях такой компании будут значительно ниже».

    Однако, если технический флот использовать и на других российских проектах, то его окупаемость становится более очевидной. «Затраты на покупку и содержание дноуглубительного судна окупаются, когда оно работает более 300 дней в году, при этом дноуглубительные работы в портах СМП можно проводить лишь 60–70 дней в году, с августа по октябрь, в безледовый период. В остальное время будем искать дополнительные заказы, чтобы загрузить флот работой», — добавляет Александр Бенгерт.
    Напомним, что крупными заказчиками дноуглубительных работ в морских акваториях РФ, помимо «Гидрографического предприятия»,  в настоящее время являются ФГУП «Росморпорт», ряд судостроительных предприятий и ПАО «Газпром».

    Однако, если технический флот использовать и на других российских проектах, то его окупаемость становится более очевидной. «Затраты на покупку и содержание дноуглубительного судна окупаются, когда оно работает более 300 дней в году, при этом дноуглубительные работы в портах СМП можно проводить лишь 60–70 дней в году, с августа по октябрь, в безледовый период. В остальное время будем искать дополнительные заказы, чтобы загрузить флот работой», — добавляет Александр Бенгерт. Напомним, что крупными заказчиками дноуглубительных работ в морских акваториях РФ, помимо «Гидрографического предприятия»,  в настоящее время являются ФГУП «Росморпорт», ряд судостроительных предприятий и ПАО «Газпром».

    Медиа-группа «ПортНьюс» ежегодно проводит международный конгресс «Гидротехнические сооружения и дноуглубление». Подробнее о результатах работы форума в 2022 году >>>>

Author

Nadegda Malysheva

mn@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен