• 13 ноября 2008

    Ростов и Азов – морские порты?

    Правительство России планирует в 2009 году перевести устьевые речные порты Ростов-на-Дону и Азов в категорию морских для повышения уровня безопасности судоходства и совершенствования системы управления. Порты и  судоходные компании уже готовятся к изменениям условий работы, а эксперты расходятся во мнениях - насколько значительными будут перемены.

     

    Зачем реке становиться морем

    В случае изменения статуса к руководству портов и компаний, работающих на данной акватории, будет предъявлен ряд новых требований. Порты Ростов и Азов подпадут под действие Кодекса торгового мореплавания и ряда международных конвенций, что подразумевает более жесткие требования к безопасности перевозок.

    Реформа подразумевает изменение системы управления портами. Функция координации торгового мореплавания в Ростове и Азове, осуществляемая сейчас ФГУ «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», будет передана Администрации порта Таганрог. Таким образом, Ростов и Азов станут филиалами этого морского порта. Подразумевается, что в дальнейшем этим портам будут переданы самостоятельные административные функции.

    Интересы государства в Ростове и Азове будет представлять создаваемый филиал ФГУП «Росморпорт». Службы капитанов Ростовского и Азовского портов при этом перейдут в состав "Таганрога", а имущество будет распределено между его администрацией, «Азово-Донским бассейновым управлением»  и Росморпортом.

    Когда именно вступят в силу новые правила, пока неизвестно. Представители портов ожидают издания ключевого постановления правительства в конце 2008 – 2009 году.

    Капитан порта Азов Олег Гашников уверен, что статус порта будет официально изменен еще до конца текущего года, а  в течение следующих нескольких месяцев будут определены границы акватории.  Представитель порта Таганрог отметил ИАА «ПортНьюс», что в данный момент готовится к обновлению Реестр морских портов РФ, в новое издание которого, скорее всего, будут включены и Ростов, и Азов.

     

    Идею изменения статуса портов высказало руководство Росморречфтола еще в январе этого года, после анализа причин аварий в Керченском проливе в ноябре 2007. Министерство транспорта тогда предложило ряд мер, направленных на усиление контроля за выполнением правил безопасности мореплавания, среди которых – изменение статуса портов Азова и Ростова-на-Дону.

    В мае 2008 было принято первое решение в этом направлении: Правительство РФ подписало распоряжение № 623-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. № 1800-р», согласно которому участок реки Дон ниже притока Аксай считается морской акваторией. Но это только начало работы:для фактического изменения статуса портов необходимо разработать механизм перевода портов в категорию морских, подготовить постановление правительства об изменении границ внутренних водных путей, установить границы портов и морской акватории.

     

    Эволюция¸ а не революция  

    Эксперты предполагают, что реформа не только поднимет уровень безопасности, но и откроет перед бывшим речными портам новые возможности для привлечения инвестиций. В связи с более высокими тарифами и портовыми сборами для входящих судов в морских портах по сравнению с речными, увеличатся и доходы порта. Но возможны и некоторые трудности – в первую очередь, для речных судоходных компаний, которые не могут отправлять суда в море, но будут вынуждены соответствовать всем новым требованиям.

    Представители портов считают планируемые изменения вполне логичными, и отнюдь не радикальными. «Разрабатываемая структура управления портом более упорядочена. А в целом для нас практически ничего не изменится. Порт Азов уже 13 лет работает в соответствии с нормами морского законодательства, и будет точно так же работать в составе новой организации. Сокращения штатов не произойдет, после закрытия администрации порта Азов, которая предполагается в ближайшие месяцы, все сотрудники перейдут в состав новой структуры в составе порта Таганрог», - рассказал ИАА «ПортНьюс» капитан порта Азов Олег Гашников. В порту Ростов-на-Дону комментировать вопрос отказались, заявив, что он далеко не решенный. 

    Представитель порта «Таганрог» отметил ИАА «ПортНьюс», что изменение статуса портов – закономерный шаг на пути их «эволюционного развития». «Границы портов Азов и Ростов установлены еще постановлением СССР от 1929 года. В рамках реформы сейчас ведется крайне актуальная работа по уточнению их границ. Кроме того, наконец, появится ясность, по какому законодательству работать. До сих пор порты разрывались между Кодексом внутреннего водного транспорта и нормами морского законодательства. На данные порты также будет распространены международные обязательства и конвенции. Все это необходимо, чтобы небольшие речные порты выросли в крупные международные», - рассказали ИАА «ПортНьюс» в Таганроге.

     

    Мария Фаворская

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram и канале в Яндекс.Дзен