• Home
  • Relevant Topics
  • ”Москва” на службе порта Санкт-Петербург
  • 12 декабря 2008

    ”Москва” на службе порта Санкт-Петербург

    Балтийский завод 11 декабря передал заказчику, ФГУП “Росморпорт”, первый дизель-электрический ледокол, построенный в Российской Федерации. «Москва» - головное судно проекта 21900, в рамках которого в 2009 году будет сдан еще один ледокол. Как отмечают руководители транспортного сектора страны, это событие означает возрождение российского ледоколостроения и в дальнейшем ведет к усилению позиции России в Арктике.

    Первый дизель-электрический ледокол

    Церемония подписания приемо-передаточного акта Генеральным директором ОАО “Балтийский завод” (Санкт-Петербург) Алексеем Фомичевым и Генеральным директором ФГУП “Росморпорт” Юрием Парфеновым состоялась на вертолетной площадке ледокола 11 декабря 2008 года. Тогда же на судне был поднят российский флаг. Порт приписки ледокола – Санкт-Петербург. Планируется, что "Москва" приступит к ледовой проводке судов в Финском заливе уже в зимнюю навигацию 2008 года. Как заявил на церемонии член Совета федерации Олег Толкачев, российская столица возьмет шефство над ледоколом, и судно получит также флаг этого города.
    Все морские бассейны России – замерзающие, и судоходство в них немыслимо без ледокольной проводки. По данным Федерального агентства морского и речного транпорта Минтранса РФ, в России имеется порядка четырех десятков действующих ледоколов, находящихся в доверительном управлении,  аренде или хозяйственном ведении ООО “Мурманское морское пароходство”, ОАО “Дальневосточное морское пароходство”, ФГУП “Росморпорт”. Средний возраст большинства из них уже превышает нормативный срок эксплуатации (25 лет). Дефицит ледоколов ощущается и сейчас, но к 2015 год, когда начнется массовое списание устаревших судов, а объемы перевозок по замерзающим бассейнам возрастут более чем в два раза, дефицит может стать критическим. Для обеспечения роста грузоперевозок в России, равномерного распределения грузов в течение года и безопасности судоходства необходимо строительство новых мощных ледоколов.
    Именно потому создание “Москвы”, первого за последние 34 года дизель-электрического ледокола, построенного на Российских верфях, - событие знаковое. Ранее Россия заказывала все неатомные ледоколы за рубежом, в основном в Финляндии.
    Ледокол мощностью 16 МВт многофункционален: он может использоваться для проводки крупнотоннажных танкеров шириной до 50 метров, буксировки судов во льдах и на чистой воде, перевозки грузов, выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи судам, борьбы с разливами нефти и химикатов в открытом море и тушения пожаров.
    Судно представляет собой двухпалубный ледокол, на котором предусмотрена площадка для приема вертолета. Обладает следующими техническими характеристиками: водоизмещение - около 10 тысяч тонн, длина - 116 метров, ширина - 26,5 м, осадка - 8,5 м, скорость хода на чистой воде - 17 узлов. Корпус ледокола рассчитан на толщину проходимого льда более 1 метра. Команда судна - 25 человек. Как отмечают представители завода, форма корпуса судна спроектирована с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшение эксплутационных качеств судна. Две полноповоротные винторулевые колонки обеспечили повышенную маневренность судна.

    В ожидании “Санкт-Петербурга”

    Международный тендер на строительство ледоколов новой серии в 2004 году выиграл лидер российского ледоколостроения ОАО “Балтийский завод”. Технический проект судна разработали специалисты завода при участии ЦКБ ”Балтсудопроект”.
     В 2004 году, пока решение о государственном финансировании проекта еще не было принято, ФГУП “Росморпорт” приступил к финансированию строительства за счет собственных и привлеченных средств.
    В настоящее время создание серии ледоколов на Балтийском заводе полностью обеспечивается за счет средств государственного бюджета Российской Федерации по программе “Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы), а с 1 января 2010 года по программе “Развитие транспортной системы России (2010 -2015 годы)”. Стоимость двух ледоколов серии составляет около 6 миллиардов рублей.
    Кроме того, программы предусматривают создание трех линейных дизельных ледоколов  мощностью 25 МВт,  начало строительства которых запланировано на 2009 год.
     В 2005 году “Москва” была заложена на стапеле, в мае 2007 – спущена на воду. В ноябре 2008 прошли ходовые испытания судна. Государственная комиссия, в состав которой вошли представители Российского морского регистра судоходства, Роспотребнадзора, ФГУП “Росморпорт” и Балтийского завода, отметила строгое соответствие всех механизмов судна отечественным стандартам и международным нормам. До конца 2008 года ледокол будет оформлен в собственность РФ и зарегистрирован в морском регистре судоходства.
    Второе судно проекта 21900, ледокол “Санкт-Петербург”, сейчас проходит ходовые испытания. Его предполагается предать заказчику в 2009 году. Как отметил руководитель Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта  РФ Александр Давыденко, “Москва” и “Санкт-Петербург”, полностью закроют потребность порта Санкт-Петербург в ледокольной проводке.
    Депутат Госдумы РФ Артур Чилингаров, 10 декабря назначенный специальным представителем Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, отметил, что данная серия продолжится. И, возможно, в ближайшее время будет утверждена официальная программа развития ледокольного флота.

    Справка:
    ФГУП “Росморпорт” создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 705 от 25.09.2002 года. В системе ФГУП “Росморпорт” образовано 19 филиалов во всех морских бассейнах на территориях 15 субъектов РФ. За предприятием закреплено 1634 объекта недвижимости, в том числе 521 причал в 43 портах страны. Флот предприятия насчитывает 222 судна различного назначения, в том числе 22 ледокола.
    ОАО “Балтийский завод” (входит в состав Объединенной промышленной корпорации) - одно из крупнейших предприятий судостроительной отрасли России. Компания специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса (с ядерными энергетическими установками и дизельных), крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей; выпускает широкий спектр изделий машиностроения, энергетического оборудования; является поставщиком цветного и стального литья.
    ОАО “Балтийский завод” (входит в состав Объединенной промышленной корпорации) - одно из крупнейших предприятий судостроительной отрасли России. Компания специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса (с ядерными энергетическими установками и дизельных), крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей; выпускает широкий спектр изделий машиностроения, энергетического оборудования; является поставщиком цветного и стального литья. В период с 1974 по 1990 годы на заводе  построена серия атомных ледоколов поколения типа “Арктика”. В 2007 году построен самый большой в мире атомный ледокол “50 лет Победы”.

     

    Мария Фаворская

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен