
- Home
- Press Digest
- Поддержкой ИТ-систем для судов займутся россияне из уходящей Wartsila
ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
-
Источник: https://www.rbc.ru
15 июля 2022
Поддержкой ИТ-систем для судов займутся россияне из уходящей Wartsila
Российские сотрудники принадлежащего финской корпорации Wartsila ИТ-разработчика систем навигации и управления судов создают новую компанию — ЭМЦТ. Она займется поддержкой ранее внедренных решений и созданием новых для их замены.
После ухода из России финской компании Wartsila, одного из мировых лидеров в области производства оборудования для морской и энергетической отраслей, команда одного из ее местных бизнесов создала новую компанию — «Эволюция Морских Цифровых Технологий» (ЭМЦТ). Об этом РБК рассказал один из участников рынка, знакомый с планами новой компании, и подтвердил директор по развитию ЭЦМТ Владимир Пономарев.
Wartsila долгое время поставляла судовые двигатели и иное оборудование для российских судов, в том числе ледокольного класса, а в 2018 году приобрела в России ИТ-компанию «Транзас Технологии» (впоследствии была переименована в «Вяртсиля Цифровые Технологии»). Сумма сделки составляла €210 млн. Финны при ее анонсировании называли «Транзас» мировым лидером на рынке морских навигационных решений и в сфере профессиональных услуг по обучению и моделированию судовождения, а также управлению движением судов. В Wartsila рассчитывали, что сделка позволит ускорить создание экосистемы «умных» решений для моря.
Технологии и медиа
Однако после начала специальной военной операции на Украине Wartsila прекратила поставки, продажи и прием заказов в России. По итогам первого квартала компания списала около €200 млн в связи с прекращением операционной деятельности в России. Wartsila также предупредила о негативном эффекте этого решения на свои общие результаты, указав, что по итогам 2021 года на Россию приходилось около 5% продаж компании, в том числе €40 млн — на продажу сервисных услуг.
По данным СПАРК, выручка российской «Вяртсиля» в 2021 году составляла 1,6 млрд руб., чистая прибыль — 125,96 млн руб. Общая выручка Wartsila в 2021 году составила около €4,8 млрд.
По словам источника РБК, финская компания предлагала ключевым российским сотрудникам релоцироваться за границу, но они решили остаться и создать ЭМЦТ. Эта компания будет работать под торговой маркой Evolution Marine Digital. Совладельцами ЭМЦТ в СПАРК указаны принадлежащая Наталье Клименко компания «РБР-Фактор» (90%), Владимир Пономарев (5%) и Андрей Ситков (5%).
Владимир Пономарев был гендиректором «Транзаса» с 2013 года до момента покупки компании финским холдингом, Андрей Ситков — операционным директором ее международного бизнеса и и.о. гендиректора сразу после продажи. Наталья Клименко, как пояснил РБК Пономарев, «представляет интересы российских финансовых партнеров и инвесторов». Детали партнерства он не раскрыл, но подчеркнул, что «все учредители ЭМЦТ — российские физические и юридические лица».
Чем займется ЭМЦТ
Компания «Транзас» была основана в начале 1990-х годов. Ее первым флагманским продуктом стала морская навигационная система NaviMaster, которая объединяла электронные карты со спутниковой навигацией и специальным программным обеспечением. Эта система была установлена на космической станции «Мир». Также компания создавала электронные карты, навигационные тренажеры, системы управления судов, разрабатывала технологии безэкипажного судовождения. Помимо морского судоходства «Транзас» работала в сферах авиации, железнодорожного транспорта, нефтегазовой отрасли, городского хозяйства и обороны. Офисы и дистрибьюторская сеть «Транзас» располагались в нескольких десятках стран, штаб-квартира — в Великобритании. Среди ее заказчиков были мировые машиностроительные холдинги — Boeing, Airbus, Maersk Line, Eurocopter, Hyundai Heavy Industries и др.
По словам Владимира Пономарева, обучающие тренажеры компании «Транзас» установлены в 230 центрах образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного образования водного транспорта, ее бортовые электронные картографические навигационные системы и электронные карты использует большинство российских судовладельцев, системы управления движением судов установлены в 22 основных портах. «Уход Wartsila из России в марте 2022 года фактически лишил пользователей квалифицированной экспертной поддержки и возможности развития программно-аппаратных решений под изменяющиеся требования и стандарты. В большинстве случаев данная ситуация может быть критичной, по крайней мере, на горизонте 6–12 месяцев», — указал Пономарев.
По его словам, сотрудники ЭМЦТ «готовы взять на себя задачи экспертной и технической поддержки текущих пользователей Wartsila, а также в сжатые сроки разработать и вывести на рынок отечественные программно-аппаратные решения, которые смогут заместить продукты Wartsila». Он напомнил, что последние «фактически были созданы в Санкт-Петербурге», и сказал, что ЭМЦТ рассчитывает обеспечить их «бесшовное замещение».
На международном рынке новая компания планирует развиваться «прежде всего в дружественных странах», уточнил Пономарев. На эти рынки она намерена выйти с «собственными, вновь разработанными программными продуктами». Пономарев напомнил, что программно-аппаратные решения «Транзаса» были внедрены более чем в 50 странах, в том числе в Китае, Индии, Турции, ОАЭ, Сингапуре и др. По его словам, ЭМЦТ уже начала работать над первыми международными заказами.
Директор по развитию ЭМЦТ рассчитывает, что в течение трех-четырех лет компания сможет достичь 40–50% оборота «Вяртсиля».
Какие перспективы у новой компании
Пресс-секретарь Росморречфлота Алексей Кравченко сказал РБК, что в агентстве знают о создании ЭМЦТ, но не стал комментировать, видели ли в ведомстве проблему в связи с уходом Wartsila с российского рынка и готовы ли работать с ЭМЦТ. Представитель «Морсвязьспутника» отметил, что они «получили от ЭМЦТ заявки на одобрение типа морских навигационных тренажеров» и что по ним «ведутся работы».
Глава пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Татьяна Ганьжина сообщила, что в корпорации не в курсе инициатив ЭМЦТ. Уход Wartsila с российского рынка в ОСК не считают проблемой, поскольку «есть отечественные предприятия и корпорации, которые полностью закроют это направление», добавила она.
Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что сейчас российские судоходные компании «очевидно, находятся в крайне непростой ситуации, так как поддержка всех зарубежных программ прекращена, а ситуация с отечественными — неоднозначна». «Учитывая объем поддержки, который есть для тех или иных ИТ-решений, учитывая, что они [ЭМЦТ] могут доделать те программные продукты, которые Wartsila объективно просто бросила, — это идеальное решение. И кому как не им [ЭМЦТ] этим заниматься — они понимают, как это сделано, у них достаточно сильная команда», — полагает Бурмистров. По его мнению, у новой компании «есть все возможности, чтобы это сделать максимально бесшовно, с наименьшими издержками для всех». В то же время Бурмистов считает, что на первом этапе усилия ЭМЦТ будут сосредоточены не на международных рынках, а на России. «То, что российские разработки не будут использоваться в зарубежных странах, это очевидно. С другой стороны, даже охватить наш рынок — это уже большая задача», — пояснил он свою точку зрения.
В каких еще сферах может появиться ЭМЦТ
До вхождения в Wartsila компания «Транзас» в том числе занималась разработкой обучающих игровых программ под брендом «Транс-форс», которые представляли собой мультимедийные комплексы, позволяющие пользователям погрузиться в виртуальную реальность, и 5D-аттракционов. Они использовались в научно-технических музеях, планетариях, океанариумах, школах и выставочных центрах.
Как пояснил Владимир Пономарев, это бизнес-направление было свернуто несколько лет назад. «Однако сегодня в стратегии компании рассматривается развитие направления информационно-развлекательных систем, исходя в том числе из значительного интереса рынка к киберспорту, цифровому образованию. Существующие наработки в области искусственного интеллекта, машинного обучения, 3D-моделирования и VR-приложений позволяют рассматривать этот сегмент рынка для компании как перспективный», — сказал он.
2023 February 7
Domestic companies cope with marine engineering tasks
In late 2022, Russian companies performed a high-precision deep-water operation on replacement of buoyancy tanks at the Single Point Moorings of CPC terminal in Novorossiysk. Previously, foreign companies were contracted for such works. General contractor of the project was Alliance LLC. Aleksey Milovantsev, General Director of the company tells IAA PortNews about the specifics of that sophisticated operation and shares the company’s plans on expansion of its activities and on entering the market of dredging. Domestic companies cope with marine engineering tasks