• Home
  • Press Digest
  • Флотный график: на поддержку судостроения хотят выделить 65 млрд рублей


ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://iz.ru

    10 ноября 2022

    Флотный график: на поддержку судостроения хотят выделить 65 млрд рублей

    Власти планируют выделить на поддержку российского флота 65 млрд рублей, выяснили «Известия». Вице-премьер Денис Мантуров поручил профильным ведомствам предусмотреть такие расходы в федеральном бюджете на 2023–2025 годы, следует из протокола совещания, с которым ознакомились «Известия». В Минпромторге пояснили: в проекте казны на ближайшую трехлетку уже предусмотрели финансирование в 15 млрд рублей, остальные средства могут быть включены в проекты на 2024–2026 годы. Деньги хотят направить на разработку российского судового оборудования, модернизацию производственных мощностей, субсидирование строительства крупнотоннажных судов и развитие рыболовного флота. Эксперты говорят, что на эти средства можно построить 20 нефтяных танкеров или атомный ледокол для развития Северного морского пути.

    Вопрос на миллиарды

    На поддержку отечественного флота предложили выделить 65 млрд рублей. Вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров поручил предусмотреть такие расходы в федеральном бюджете на 2023–2025 годы, следует из протокола совещания у чиновника от 4 августа. «Известия» ознакомились с копией документа.

    Из этой суммы 27 млрд предложено выделить на программу лизинга гражданских судов, 15 млрд — на создание и внедрение судового комплектующего оборудования, сказано в протоколе. Еще 8,69 млрд составят субсидии на строительство крупнотоннажных судов, 6,5 млрд планируют направить на инвестпроекты по модернизации мощностей гражданского судостроения, а 6,02 млрд — на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота в верфях Дальневосточного федерального округа.

    В протоколе совещания также указано, что дополнительно 1,62 млрд рублей могут быть выделены на возмещение процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов судостроительных комплексов, и еще 0,6 млрд — на возмещение части затрат морских перевозок в Азово-Черноморском бассейне.

    Верфь

    — В проекте закона о бюджете на 2023–2025 годы было принято решение дополнительно предусмотреть средства на субсидию в 15 млрд рублей на финансовое обеспечение затрат на разработку, создание и внедрение судового комплектующего оборудования в 2023–2024 годах, — сказали «Известиям» в Минпромторге.

    Что касается остальных средств, идет проработка нормативной базы и источников финансирования для включения в последующие проекты бюджета на 2024–2026 годы, добавили в ведомстве.

    В Минфине отметили, что параметры финансирования поддержки отечественного судостроения сформированы на основании консолидированной позиции с Минпромторгом. Кроме того, ведомства прорабатывают возможность реализации программы льготного лизинга гражданских судов с учетом привлечения средств Фонда национального благосостояния, добавили в Минфине.

    Сейчас в России на 63 предприятиях идет строительство около 300 судов, указано в протоколе совещания. Потенциальные потребности страны до 2035 года — более 1 тыс. единиц.

    По данным члена экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрия Тортева, сейчас в стране насчитывается порядка 3,5 тыс. гражданских судов. Но некоторых видов морского транспорта в России не хватает. В первую очередь собственного контейнерного, который обеспечивает транспортировку больших объемов грузов на дальние расстояния, считает он.

    По оценке эксперта, на 65 млрд рублей РФ могла бы построить более 15 контейнеровозов (сейчас у России около 20).

    — Предложения Минпромторга по дополнительному субсидированию развития отечественного судостроения являются своевременными и способствуют преодолению сложностей, с которыми сталкиваются предприятия отрасли в связи с неблагоприятной внешней конъюнктурой, — сказали «Известиям» в Объединенной судостроительной корпорации.

    Там добавили, что сейчас важно обеспечить госфинансирование разработки и переработки проектов гражданских судов под отечественное судовое комплектующее оборудование (СКО).
    Самостоятельное плавание

    Как следует из протокола совещания, вице-премьер поручил «Роснефти» проработать вопрос замены импортного СКО на отечественные аналоги, а если это невозможно — рассмотреть варианты поставок из недружественных стран с применением измененной логистики и параллельного импорта, сказано в протоколе. «Росатому» необходимо представить расчеты финансирования строительства 5-го и 6-го серийных атомных ледоколов проекта 22220, следует из документа.

    По словам члена комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустама Танкаева, указанные компании играют особую роль в развитии российского флота, поэтому большое внимание к их работе на высоком правительственном уровне предсказуемо.

    Например, как указано в материалах «Росатома», сейчас РФ — единственная страна с собственным атомным ледокольным флотом (шесть ледоколов, атомный контейнеровоз, три судна технологического обслуживания и судно-контейнеровоз). Поэтому без компании невозможно строительство таких судов, отметил Рустам Танкаев.

    «Роснефти» принадлежит гражданская часть самой большой российской верфи «Звезда», которая, вероятно, обеспечит строительство крупнотоннажной техники (ледоколов, платформ, танкеров ледового класса), сказал эксперт. Для обеспечения работы Северного морского пути (СМП) на верфи будет построено 200 судов, которые будут перевозить товары и обслуживать другие суда, добавил Рустам Танкаев.

    «Росатом» и «Роснефть» — ключевые участники развития СМП, поэтому их проекты стратегически важны для страны, согласен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Хотя эти компании — одни из лидеров в России по доле отечественного оборудования, отдельные комплектующие или расходные материалы в производстве могут быть зарубежными, поэтому власти обращают внимание на обеспечение полной самостоятельности проектов, добавил эксперт.

    «Известия» направили запросы в «Росатом» и «Роснефть».

    Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов ранее сообщал, что планом развития инфраструктуры СМП предусмотрено строительство 37 судов (восемь ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов), включая ледоколы проекта 22220. Последние — самые большие и мощные ледоколы в мире, главная их задача — экспедиции в Арктике. Два ледокола проекта 22220 — «Арктика» и «Сибирь» — уже построены и работают на трассе Севморпути, в этом году планируется сдача атомного ледокола «Урал», сообщал Виктор Евтухов.

    В портфеле «Звезды» сейчас свыше 60 заказов — в том числе атомные ледоколы проекта «Лидер», танкеры нового поколения, арктические челноки, газовозы, многофункциональные суда снабжения, указано в материалах «Роснефти». Как ранее сообщал «Известиям» вице-президент компании Андрей Шишкин, на ССК «Звезда» с нуля создается сверхсовременный судостроительный кластер, не имеющий аналогов в России.

    — Учитывая растущую роль Арктики, нам необходимы суда высокого ледового класса. Средства, которые направляются в судостроение сегодня, необходимы не только для решения текущих задач, но и для развития Северного морского пути, — сказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

    На 65 млрд рублей можно построить атомный ледокол проекта 22220 (стоит около 50 млрд рублей), четыре-пять танкеров ледового класса или около 20 обычных с крупной вместимостью, отметил Дмитрий Гусев. Эта техника может быть полезна России для наращивания объемов грузопотоков по СМП, а также поспособствует энергоснабжению отдаленных арктических территорий РФ. По мнению эксперта, важно проработать программу на государственном уровне, где будут четко определены транспортные мощности и потребности страны.