
- Home
- Press Digest
- Моторная масса: власти поддержат выпуск российских двигателей для судов
ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
-
Источник: https://iz.ru
3 февраля 2023
Моторная масса: власти поддержат выпуск российских двигателей для судов
Вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу, Минтрансу и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) проработать вопрос создания госпрограммы поддержки двигателестроения. Это следует из протокола совещания у чиновника (есть у «Известий»). В ОСК заявили об отсутствии в стране двигателей для крупнотоннажных судов, потребность в них оценивается десятками в год. А разработка может стоить более 100 млрд рублей и занять 10 лет, отмечают эксперты. В Минпромторге отметили, что поддержка двигателестроения будет осуществляться через новый механизм кластерной инвестплатформы в рамках уже сформированной ведомством совместно с производителями двигателей инвестпрограммы, в том числе по локализации различных компонентов — объём инвестиций до 2025 года составит 110 млрд рублей.
Программные установки
Вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу, Минтрансу и ОСК проработать вопрос создания госпрограммы «Развитие двигателестроения» для поддержки импортозамещения в этой сфере за счет федерального бюджета. Это следует из протокола заседания Морской коллегии при правительстве РФ под председательством чиновника от 21 декабря. С документом ознакомились «Известия».
В нем указано, что российская промышленность столкнулась со сложностями в производстве высокомощных двигателей для крупных судов, поэтому профильным ведомствам необходимо организовать производство их деталей — коленчатых валов, топливной аппаратуры, турбокомпрессоров и других. При этом в качестве поддержки кабмин изучит возможность дополнительных налоговых льгот для отечественных производителей.
— Объединенная судостроительная корпорация поддерживает создание отдельной государственной программы, направленной на развитие двигателестроения в целом и судового дизелестроения в частности. С введением в 2022 году тотальных санкций российское судостроение, прежде всего гражданское, утратило возможность приобретать за рубежом судовые двигатели от ведущих производителей, — заявили в ОСК.
В корпорации добавили, что санкции лишили производителей российских агрегатов возможности использовать зарубежные комплектующие — коленчатые валы, топливную аппаратуру, элементы шатунно-поршневой группы, блоки цилиндров.
— В настоящее время российские предприятия производят двигатели максимальной мощностью 7,5 МВт, которые подходят для комплектации основной линейки строящихся гражданских судов. Однако для строительства крупнотоннажных судов необходимы малооборотные двигатели большой мощности. В РФ в настоящее время они не производятся, — добавили в ОСК.
Потребность в двигателях большой мощности оценивается в десятки в год, новая программа должна способствовать развитию в стране производства комплектующих изделий, выпускавшихся в зарубежных странах, добавили в ОСК.
По состоянию на сентябрь 2022 года в России ожидалось завершение строительства 128 судов, сообщали СМИ. Но тогда из этого количества с рисками несдачи к концу года эксперты отнесли более 70 единиц.
Сегодня в России есть проблемы во всех отраслях машиностроения, а в производстве высокомощных поршневых двигателей и поршневых компрессоров — особенно, отметил зампредседателя правления Ассоциации компрессорных заводов Михаил Крюков.
— Быстро проблему не решить, потому что нет квалифицированных кадров: технологов, станочников. Есть нехватка механообрабатывающего оборудования. Есть проблема с крупногабаритным точным литьем. Проблемы возможно решить в течение пяти лет. Но при условии создания стабильного и предсказуемого спроса на продукцию для заводов, производящих двигатели, — считает специалист.
В госкорпорации «Ростех» сообщили «Известиям», что морская тематика в Объединенной двигателестроительной корпорации представлена производством газотурбинных агрегатов для ВМФ, которые являются полностью импортозамещенными.
— В настоящее время в связи с актуальными внешними геополитическими и экономическими условиями и введением антироссийских санкций со стороны недружественных государств, крайне актуальным становится вопрос ухода от импортозависимости в различных отраслях, и в частности в судостроительной промышленности, — заявили в Минпромторге.
Сегодня для обеспечения продукции двигателестроителей отечественными комплектующими и увеличения производственного потенциала требуется модернизация. Минпромторг совместно с отечественными производителями двигателей сформировал инвестиционную программу в том числе по локализации различных компонентов, отметили в ведомстве.
Планируемый объем инвестиций на 2022-2025 годы составляет 110 млрд рублей — программа осуществляется с государственной поддержкой через Фонд развития промышленности в форме возвратных длинных льготных займов, добавили там. Стоит отметить, что в настоящий момент принято решение оказывать поддержку именно в рамках данного механизма, а не в рамках отдельной госпрограммы, заключили в Минпромторге.
В министерстве также отметили, что будет доступна и кластерная инвестиционная платформа: этот механизм должен укрепить технологический суверенитет за счет создания крупных производств необходимой номенклатуры.
— Одним из ключевых элементов платформы являются длинные и дешевые кредиты до 100 млрд рублей на инвестиционные проекты в промышленности, направленные на производство приоритетной продукции. На инвестиционной фазе и еще два года после нее будет действовать льготная ставка в размере 30% ключевой ставки ЦБ плюс 3%. Например, сегодня это около 5,2%. В рамках платформы также предусмотрена проработка гарантированного спроса. Отметим, что кредиты могут выдаваться под поручительство ВЭБ.РФ – их размер составляет 50%-70%. При этом получение такого поручительства не зависит от размера компании. Что будет доступно и этим проектам (в сфере двигателестроения) в том числе, - подчеркнули в Минпромторге России.
Цена вопроса
Создание программы по развитию двигателестроения логично по ряду причин: она позволит объединить усилия различных производителей, что ускорит создание как самих агрегатов, так и комплектующих к ним, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
— Это позволит создать и выбрать наилучшие технические решения, с помощью которых можно будет разработать передовые двигатели различного назначения с отличными характеристиками. Кроме того, создание программы позволит сконцентрировать различные ресурсы в единое целое, облегчит контроль использования денежных средств, которые будут выделены на нее, — добавил аналитик.
На обеспечение планируемого властями производства двигателей большой мощности в рамках госпрограммы понадобится более 100 млрд рублей, сказал «Известиям» источник в отрасли. Эта сумма будет включать конструкторские работы, изготовление, испытания и доводку опытного образца, закупку станочного парка и освоение необходимых комплектующих для серийного производства таких двигателей, добавил собеседник издания.
В целом такая работа может занять 10 лет и потребует участия целого ряда предприятий, каждое из которых будет специализироваться на выпуске отдельных компонентов. Поэтому идея госпрограммы, в рамках которой можно было бы координировать работу российской промышленности, заслуживает поддержки, но важно, чтобы полномочия и контроль за финансами получили специалисты, имеющие практический опыт работы в производстве, заключил собеседник в отрасли.
По словам директора по развитию информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Надежды Малышевой, помимо затрат непосредственно на разработку двигателей, необходимо будет обеспечить для них сервисные услуги по всему миру, чтобы суда могли останавливаться на ремонт в ходе своих маршрутов.
— Если сравнивать с другими государственными программами по развитию промышленности, на которые правительство в прошлом году выделяло сотни миллиардов рублей, то можно предположить, что средств на развитие двигателестроения может уйти еще больше, так как список производства необходимых компонентов по данной программе финансово затратный, — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Он допустил, что на реализацию такой госпрограммы может потребоваться 0,5–1,0 трлн рублей.
В России уже действует госпрограмма гражданского судостроения до 2030 года. Как заявлял в ходе ВЭФ-2022 замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, объем средств на нее может достигнуть 477 млрд рублей.
По словам Владимира Чернова, дополнительной поддержкой российским производителям может стать снижение налоговой нагрузки на определенный промежуток времени и сокращение объемов страховых взносов.
2023 May 23
Aspects hindering the Far East direction development
Russia is deficient in at least three aspects crucial for smooth logistics in the Far East direction: railway capacity of the Eastern Polygon, icebreaker support on the NSR as well as shipbuilding and repair facilities in the Far East. Aspects hindering the Far East direction development