• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • В ГТЛК состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития...
  • 22 августа 2017 12:46

    В ГТЛК состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта

    В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта. Как сообщает пресс-служба Морского Инженерного Бюро, сессия была организована Институтом экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (директор Михаил Блинкин) с привлечением экспертов отрасли, ведущих специалистов ГТЛК, Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Центра экономики транспорта, Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского, Российской палаты судоходства.

    ГТЛК - одна из ведущих организаций на рынке лизинговых услуг России, общий объем инвестиций которой в транспортную отрасль России за период 2009-2016 годы составил более 300 млрд руб., из них в водный транспорт - более 47 млрд руб. Только в 2016 году ГТЛК заключила договоры лизинга на поставку 18 судов, в основном сухогрузов, танкеров и танкеров-химовозов, а также комбинированных танкеров - сухогрузов смешанного река-море плавания.

    Подавляющее большинство российских коммерческих заказчиков проявляет интерес к лизингу именно грузовых судов смешанного река-море плавания, поэтому для формирования стратегии компании необходимо достоверно представлять потребность российского рынка в таких объектах - сухогрузных, нефтеналивных, комбинированных судах и судах-химовозах смешанного (река-море) плавания.

    На заседании с докладом «Потребность в грузовых судах для водного транспорта РФ» выступил профессор, доктор технических наук, генеральный директор Морского Инженерного Бюро Геннадий Егоров.

    Доклад был выполнен на основе специального исследования Морского Инженерного Бюро и ЦНИИ морского флота (генеральный директор Сергей Буянов) «Анализ рынка водного транспорта России», выполненного по заказу ГТЛК.

    Было показано, что водный транспорт России, в который входят, в том числе суда смешанного река-море плавания и ограниченных районов плавания в силу особых путевых условий сильно отличается от мирового флота.

    По сути, суда, которые интересуют российских заказчиков, это суда, привязанные по своим размерам к габаритам внутренних водных путей (например, «Волго-Дон максы» - танкеры проектов RST25, RST27, RST27M, сухогрузы проектов RSD49, RSD59, RSD62, комбинированные суда проекта RST54) либо к мелководью портов Азовского и Каспийского морей (проект RSD32M).

    Парадокс состоит в том, что на открытом морском рынке этим судам делать нечего (они не смогут быть конкурентоспособными с судами существенно большего размера - хендисайзами, панамаксами, суэцмаксами, кэпсайзами) - это эффект размера (5-7 тысяч тонн против 50-300 тыс. тонн груза). Но и, наоборот, на мировом рынке нет морских судов, которые могли бы «заместить» суда смешанного река-море флота.

    Для сведений, и речные суда из Европы тоже не могут быть конкурентоспособными на водном рынке России - опять же из-за эффекта размера (у них типовая грузоподъемность европейского судна смешанного река-море плавания 1700-2500 тонн против наших 5000-7000 тонн), а европейские суда ограниченных морских районов плавания имеют дедвейты около 4500 тонн при осадке 5-6 м (предел наших портов на Азовском и Каспийском море - 4,5 м).

    Именно в этом и состоит особенность флота большинства постсоветских компаний.

    Рынок водного транспорта отечественных клиентов, которым нужны RST25, RST27, RST27M, RSD49, RSD59, RSD62, RST54, RSD32M, а также некоторые особые типы судов, начиная с рейдовых накопителей и заканчивая паромами под российские терминалы с их малыми глубинами и ледовой обстановкой.

    В целом же, для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на реке и прибрежных перевозок, потребуется построить до 2020 года около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго Дон макс» класса (проекты RSD49, RSD44 и их аналоги, сухогрузные вариант RST27), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей в европейской части.

    Общая потребность в танкерах «Волго-Дон макс» класса смешанного река-море плавания оценивается минимум в 100 единиц.

    Из исследованных 2195 построенных с 1956 по 1999 годы судов самоходных смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий на сегодня списано 812 судов (37%). Потеряно в катастрофах 98 (12%) со средним возрастом 29,7 года. Утилизировано 714 со средним возрастом сдачи на металлом 35,2 года, причем 342 (48%) при этом имели флаг не России.

    Работает 1179 единиц со средним возрастом 37,5 лет (из них с флагом России - 948).

    В отстое 204 судна со средним возрастом 40,6 года.

    Поэтому через 5-10 лет вполне объективно будут списаны более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

    Основными критериями грядущего массового списания судов внутреннего и смешанного река-море плавания в РФ являются:

    - крайний физический износ;
    - моральное старение, в том числе по экологическим требованиям и по характеристикам самого судна;
    - большие капиталовложения в поддержание должного технического состояния судов для прохождения классификационного освидетельствования Регистром (документы действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения). В результате затраты на ремонт и подтверждение классификационных документов не окупаются в течение 4-5 лет на тех направлениях и грузах, где работает судно, т.е. ремонт и подтверждение класса экономически нецелесообразно;
    - в случае, когда дальнейшая эксплуатация судна угрожает безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии;
    - в случае, когда рост эксплуатационных затрат, связанных с поддержанием судов в рабочем состоянии (топливо, масло, запчасти, материалы, страхование и др.), делает его дальнейшую эксплуатацию нерентабельной.

    По результатам анализа списания по отдельным проектам судов смешанного плавания можно сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов смешанного плавания:

    - классическое списание (1 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, 25-30 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда списываются по фактическому состоянию (по убывающей);
    - списание из-за морального старения (2 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних экономических обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка). При этом средний возраст списаний судов серии может и не достигать расчетного эксплуатационного срока (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191), а может быть и значительно выше (суда типа «Волго-Балт» проекта 2-95A/R);
    - списание по совокупности причин (3 модель), при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца.

    Списание из-за морального старения характерно для судов смешанного плавания, строившихся в своё время под определенные задачи, которые потеряли сейчас актуальность или «выпавших» из рынка судов - «трехтысячников» (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191, 037, типа "Волго-Балт" проекта 2-95A/R, проектов 326, 326.1 типа «СТК», проекта 1570 типа «Нефтерудовоз», проектов 285, 289, 787 типа «Ладога», проектов 1810двт, 1814двт типа «Морской», проектов Д-080, Д-080М типа «Славутич», проекта 1557 типа «Сормовский»).

    Классическое списание характерно для судов смешанного плавания, работающих / работавших преимущественно на реке (например, проекты 21-88, 21-89 типа «Калининград», проект 576 типа «Шестая пятилетка»), а также исключительно в морских районах (проект 566 типа «Олег Кошевой» (1 серия), проект 1588 типа «Василий Шукшин», проект 1572 типа «Кишинев»).

    Усредненное списание характерно для судов смешанного плавания, которые являются актуальными и сегодня, но списываются по ряду причин - техническое состояние, аварии, банкротство судовладельца и т.п. (суда проектов 781, 781э, 613, 620 типа «Балтийский», проектов 550, 558, 550А, 1577 типа «Волгонефть», проектов Р-77, 621 типа «Ленанефть», проектов 507А, Б, 1565 типа «Волго-Дон», проекта 05074 типа «Волжский», проектов 1743, 1743.1 типа «Омский», проектов 292, 0225 типа «Сибирский», проектов 19610, 1961 типа «Волга»). При этом многие из таких судов могут потерять актуальность в будущем, и модель списания будет соответствовать второй. К примеру, танкеры, не соответствующие Правилам МАРПОЛ, с 2018 года или суда, не дооборудованные системой обработки балластных вод в соответствии с Балластной конвенцией BWM 2004.

    Прогнозировать выбытие судов смешанного река-море плавания можно в целом для всего флота, но это будет очень грубой оценкой, так как зависимости выбытия для судов различных проектов значительно отличаются друг от друга.

    Прогноз - на 2020 год будет в работе примерно 835 судов, на 2025 год - примерно 362 самоходных грузовых судна классических серий, построенных до 2000 года.

    Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота судов смешанного река-море и ограниченного морского плавания и соответственно рост ставок на перевозки грузов, примерно в два раза, что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.




2024 March 28

12:53 United European Car Carriers UECC spearheads collaboration with industry leaders to advance CNSL as a sustainable marine fuel
12:26 Ocean Network Express announces Transpacific service
11:48 Yang Ming announces 2025 Trans-Pacific service network
11:24 Fincantieri signs contract for the supply of two PPAs to Indonesia
10:42 Maersk transported more than 660,000 TEU using clean fuel in 2023
10:23 Documentation delays push industry costs to $3bn
09:48 PONANT and FARWIND Energy partner to develop green hydrogen refueling solutions

2024 March 27

18:22 Bureau Veritas awards world’s first prototype certification for SolarDuck’s floating offshore solar solution
17:58 The recently converted Allseas's shallow water pipelay barge starts preparations for its first commercial project
17:38 The Port of Rotterdam calls on the European Commission and Parliament to focus on actively promoting green energy
15:23 SEFE to become sole shareholder of WIGA
14:53 Ocean Installer secures yet another SLM contract with Equinor
14:23 Cadeler signs offshore wind turbine installation contract for the vessel Wind Scylla
13:42 Carnival Cruise Line orders 5th Excel-class cruise ship
13:11 Maersk and MSC overcharging cargo owners for EU ETS, says T&E
12:52 The Port Authority of Valencia launches the ZAL project in the Port of Valencia
12:11 Clarkson Port Services and Peak Group collaborate to deliver Port Agency services across the North Sea
11:42 Wan Hai Lines holds ship naming ceremony for new vessels
11:24 Consolidated shipping lines EBIT loss was $1.44 billion in Q4 2023: Sea-Intelligence
10:49 Seaspan Shipyards receives long-term contracts for the pre-construction work of the the Canadian Coast Guard's first six multi-mission vessels
10:14 Woodside completes sale of 10% scarborough interest

2024 March 26

18:02 COSCO Shipping Lines introduces new Americas service
17:30 Davie awarded first contract for design of icebreaker fleet under Canada’s National Shipbuilding Strategy
17:04 Sanctions complicate Arctic LNG ship sales, Hanwha Ocean says - Bloomberg
16:57 Terntank places an order for 1+1 additional wind/ methanol-ready hybrid tanker
16:28 BW LNG completes acquisition of two TFDE vessels from Stena Bulk
15:50 Hanwha Ocean develops VR-based special vehicle simulator
15:20 TotalEnergies and SINOPEC join forces to produce sustainable jet fuel at a SINOPEC's refinery
14:52 Wärtsilä Lifecycle Agreement to guarantee operational reliability of new wind farm installation vessel
14:23 Hudong-Zhonghua launches two LNG carriers
13:51 Cargo ship hits Baltimore’s Key Bridge
13:12 Final sanctioned tanker with Russian Sokol oil to reach China port - Reuters
12:42 Adani Ports acquires 95% of Odisha's Gopalpur Port from SP Group for $162 million
12:21 IHI and Yara Clean Ammonia agree to jointly assess clean ammonia business collaboration
11:41 Yara Clean Ammonia and Azane granted safety permit to build world's first low emission ammonia bunkering terminal
11:16 Wartsila and Royal Caribbean Group celebrate 15 years of collaboration on digital transformation
10:46 A global carbon tax on shipping is coming, says ABS Chairman and CEO
10:21 Eni, Fincantieri and RINA establish partnership for maritime transport decarbonization

2024 March 25

18:07 The Maritime and Port Authority of Singapore continues to investigate reports of oil spills off the port of Tuas
17:31 “K” Line, NIPPON HAKUYO and OPT Gate sign an agreement for a new fire detection system for car carriers
17:07 Greek merchant fleet recorded slight decline in January 2024
16:47 Hanwha Ocean Plans to develop green technology and naval ships
16:25 U-Ming Singapore and ITOCHU sign milestone MoU for the joint development of ammonia dual-fuel and de-carbonized vessels
15:34 Svitzer targets methanol-fuelled MAN 175DF-M engine for tug application
15:04 Wallenius Wilhelmsen signs contracts for four 9,300 CEU vessels with China Merchants Jinling Shipyard
14:40 Taiwan International Port to upgrade terminal facility at Kaohsiung
13:59 Сruise ship Carnival Freedom catches fire near Bahamas
12:59 Hanwha Ocean wins 2.4 tln-won order for 8 LNG ships
11:16 Inland Ports meet in Paris to talk about the innovation potential of inland ports
10:50 IMO agrees possible outline for maritime “net-zero framework”
10:24 Hapag-Lloyd to continue to avoid the Red Sea route
09:58 QatarEnergy enters time charter agreements with Nakilat for the operation of 25 LNG vessels

2024 March 24

16:18 Inchgreen Marine Park upgraded as part of £11m investment
15:14 A ribbon-cutting ceremony for Solent Rail Terminal Rail was held at the Port of Southampton
14:08 ESNA and Strategic Marine join forces to offer Surface Effect Ship (“SES”) Crew Transfer Vessels (“CTV”) to the market
13:07 First LNG powered vessel calls at HIP
12:49 Inter-array cable installation completed at Neart na Gaoithe offshore wind farm
11:32 Equinor ASA posts net income at USD 11.9 billion in 2023
09:25 Edda Wind announces the sale of Edda Passat

2024 March 23

17:19 Maersk opens new warehouse facility in Tijuana, Mexico for cross-border capabilities
14:01 Bollinger Shipyard marks keel laying ceremony for 10th Navajo-class T-ATS
13:55 MEYER WERFT and Disney Cruise Line celebrate keel laying
12:19 HSL completes repair work on DEME's dredger TSHD Bonny River
10:53 Turkish shipbuilder delivers RAscal 1500 ASD tug to French port

2024 March 22

18:07 Lloyd's Register releases a report on the operational and safety issues of the use of ammonia as a marine fuel
17:17 RINA supports Mongolia's to develop a roadmap for long-term strategy according to Paris Agreement
16:47 MOL Coastal Shipping to start concept study on large coastal ammonia carrier
16:23 MAN 51/60DF engine passes 10 mln operational hours milestone
15:56 TotalEnergies restarts gas production at the Tyra offshore hub after a major redevelopment
13:43 HHLA container throughput decreases year-on-year by 7.5 percent to 5,917 TEU in 2023