• 27 августа 2018 09:35

    Морские профсоюзы обеспокоены проблемой несанкционированного проникновения нелегальных мигрантов на суда

    Морские профсоюзы обеспокоены проблемой несанкционированного проникновения нелегальных мигрантов на суда, говорится в сообщении Российского профессионального союза моряков (РПСМ). Нелегальная миграция уже давно вошла в семерку главных рисков на море наряду с пиратством и контрабандой. Сегодня это особенно животрепещущий вопрос для Западной Африки, Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Доминиканской республики. Желающие лучшей доли доставляют немало проблем морякам, судовладельцам, портовикам и властям стран ЕС. Причины бегства могут быть разными, но если страна, в чей порт заходит судно, гудит от политических и экономических неурядиц, нужно всегда учитывать возможность появления «зайцев» на борту.

    Большинство мигрантов (или, как их еще называют, stowaways и refugees) находят на балкерах, сухогрузах и контейнеровозах. Также среди полюбившихся им судов можно назвать РО-РО. Кроме грузовых трюмов и контейнеров, в качестве укромного места «зайцы» выбирают туннель гребного вала, цепной ящик, подпалубные пространства, румпельную или даже машинное отделение.

    Чтобы забраться на борт, они пользуются различными способами: дают взятки, скрываются в контейнерах, добираются до судна вплавь или на плавсредствах, прячутся в районе гельмпортовой трубы или же представляются стивидорами. Проникают по швартовым концам, через якорные клюзы или с помощью различных крючьев. Далеко не всем доводилось подбирать «зайцев», но если моряки сталкивались с ними – запоминали надолго.

    «Примечательная встреча с нелегалами случилась у меня приблизительно в середине 90-х, когда еще не было ISPS и ISM. Я тогда ходил в должности второго помощника. Обнаружили мы на борту нелегальных мигрантов, когда наше судно выходило из порта Монгла (Бангладеш). Возвращаться было долго, капитан грек, темпераментный малый, разнервничался и закрыл их в каюте. Утром он вызвал меня к себе, чтобы вызвать местных рыбаков. Выдал им мешок риса, муки и прочей еды, лишь бы они взяли мигрантов на свой борт и отправили на родину. В China Navigation Company, где я сейчас работаю, пробраться на борт чрезвычайно сложно, у нас очень высокие стандарты досмотров судов», – рассказывает капитан Юрий Вистяк.

    Основная проблема, которая способствует развитию миграционного кризиса в международном судоходстве, это неопределенность юридического статуса мигранта, обнаруженного на судне. На них распространяется действие Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Конвенции морского судоходства 1965 года.

    По прибытии в порт страны ЕС, по протоколу беженца опрашивают, как к нему отнеслись на судне. Если он скажет, что его заставляли работать, плохо кормили, не обеспечили ему гигиену и не выделили отдельную каюту, то у капитана могут возникнуть большие проблемы. Сейчас, обнаружив нелегала на борту, он должен придерживаться строгой процедуры IMO. Во-первых, необходимо соблюсти все формальности и описать, кто был обнаружен, сообщить номер паспорта, дату рождения, страну проживания «зайца». При этом экипажу очень повезет, если беженец сможет и захочет рассказать о себе.

    «Такой способ бегства выбирают далеко не инженеры или врачи, на борт пробираются маргиналы. Их и опросить бывает сложно, потому что они не понимают по-английски или делают вид. Во-вторых, этот человек может оказаться больным и заразить членов экипажа. Ну а в-третьих, даже если у моряков за «зайцев» и не вычитают ничего из зарплаты, ответственных за проникновение, то есть тех вахтенных, могут лишить бонусов», – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня.

    Конвенции обязывают судовладельца убедиться, что нелегалы на борту судов не подвергаются унизительному или бесчеловечному обращению, обеспечены едой, водой, одеждой, медикаментами и удобствами. Как рассказывает инструктор УТЦ «Адмирал» Борис Савков, по сравнению с этим, возвращение «зайца» в страну проживания – еще более затратная процедура. К ней следует добавить иммиграционный штраф, оплату медицинского осмотра, стоимость дорожных документов, расходы на перелет и одежду. Иногда судовладельцу выгоднее вернуть теплоход в порт, где он подобрал мигранта, несмотря на потерю времени и топлива. При этом официально все расходы ложатся на судоходные и страховые компании. Однако моряки все равно опасаются, что за безбилетных пассажиров к ним могут быть применены различные санкции.

    «При этом «зайцев» ни в коем случае нельзя путать с беженцами. Наткнись экипаж в море на последних, максимум, что им придется сделать – немного отклониться от курса, чтобы доставить потерпевших в ближайший порт или вызвать береговую охрану. Но ни штрафа, ни выговоров за этим не последует. Так что беженцы – это мировая беда, а «зайцы» – проблема экипажа», – говорит Александр Бодня.


2020 June 4

16:34 Throughput of port Vysotsk in 5M’2020 fell by 24.2% Y-o-Y
16:02 Diana Shipping announces time charter contract for m/v G. P. Zafirakis with Koch
15:41 NS Power's crew rescues two people in the Andaman Sea
15:23 RS Rules update: hybrid propulsion
15:02 Grimaldi boosts its Italy-Greece connections
14:32 DNV GL and ABB launch new MOU to advance marine digitalization with a remote signing ceremony
14:02 150 trapped eels rescued at the Port of Gothenburg
13:48 Bunker price are stable at the Far East ports of Russia (graph)
13:31 MSC Mediterranean Shipping Company extends the seasonal blanking programme on its Asia–Europe network
13:01 Wärtsilä offers new remote service to overcome Covid-19 travel restrictions
12:31 DEME to build the Scheldt tunnel
12:03 Havyard presents new design concept for zero-emission sightseeing vessels
11:45 Annual throughput of Murmansk Transport Hub to be raised to 100 million tonnes
11:23 Construction of automated gate complex commences at APM Terminals Aarhus
11:10 Port of Zeebrugge joins the International Port Community Systems Association
10:58 Jiangnan Shipyard and Gabadi teams complete construction of the first LNG tank as part of an LNG-fuelled container ship project
10:57 AS Tallink Grupp Statistics for May 2020
10:33 More departures added for Helsinki-Tallinn route vessel Star from 4 June 2020
10:11 Oil prices go down by 1.48%-2.06%
10:00 CMA CGM cancels Low Sulphur Surcharge from July 1st, 2020
09:52 Russia’s leading shipping companies suggest development of ATB services by the USA example
09:40 PIER71 launches Smart Port Challenge 2020 with New Venture Capital Partners for maritime tech start-ups investments
09:36 MABUX: Bunker market this morning, June 04
09:14 Baltic Dry Index on June 3

2020 June 3

18:25 Russia's Main Department of State Expertise approves construction of operational water area under Obskiy LNG project
18:03 Cargotec’s Kalmar and MacGregor to help drive development of connected automated waterborne transport through participation in AEGIS project
17:46 Rosmorport announced tender to reconstruct coastal facilities of Vanino-Kholmsk ferry service
17:24 RF Government approved allocation of RUB 60.5 billion for Russian Railways’ BAM and Transsib projects in 2020
17:02 THE Alliance announces COVID-19 response measures for July, August and September 2020
16:35 Russian Railways CEO says railway link with Murmansk to be restored by June 23
16:11 Transport route to link Quy Nhon Port with Northeast Asia
15:49 Rosatomflot completed escorting Vladimir Voronin gas carrier along the Northern Sea Route
15:33 Fincantieri and ENI extend an agreement in the field of circular economy and decarbonisation
15:01 Austal announces CEO transition
14:33 HHLA handles world’s largest container ship at Burchardkai
14:11 Key players develop emission-free navigation solution for barges
13:32 The CMA CGM Group heads towards carbon neutrality by 2050
13:26 Bunker sales at Vladivostok port in 5M’2020 fell by 27% YoY
13:01 APM Terminals Mobile gains another distribution center
12:31 CMA CGM announces GRR from Asia to East Africa
12:01 Savannah harbor deepening sets precedent with four dredges working simultaneously
11:30 Abu Dhabi Ports launches “SAFEEN FEEDERS” shipping service in response to growing regional and global trade
11:00 EIZO secures LR type approval for maritime monitors via remote survey
10:30 Cargotec completes the ownership change of joint venture in China
10:09 Associations call for accelerating digitalisation of maritime trade and logistics
10:03 Brent Crude Oil price exceeded $40
09:46 DNV GL launches new certification in infection prevention for the maritime industry
09:41 Bunker market sees mixed price movements at the port of Saint-Petersburg, Russia
09:16 Baltic Dry Index on June 2
08:45 MABUX: Bunker market this morning, June 03

2020 June 2

18:24 Consortium of Boskalis, Bouygues and Saipem selected for Fecamp Offshore Wind Farm foundations
18:07 Alfaport-Voka, Antwerp Port Authority and Maatschappij Linkerscheldeoever agree to extend payment period for concessions
17:39 About forty ships, boats and vessels of RF Navy's Black Sea Fleet went to sea for training
17:34 Stena Line is now ten years ahead of the international shipping targets for reducing emissions
17:17 Nuclear-powered container carrier Sevmorput returned to Murmansk, its port of registration
16:51 The world's second largest container ship begins operating in the Port of Barcelona
16:15 Rosmorport announced successful bidder for adjustment of Pionersky terminal project
15:36 Associations call for accelerating digitalisation of maritime trade and logistics
14:51 POT celebrates its 25th anniversary on 16 June 2020
14:28 Nakhodka Ship Repair Yard lays down a series of eight crab catching ships