• Home
  • News
  • Географы МГУ создали базу данных уровня морей западного сектора Российской Арктики
  • 16 сентября 2020 15:36

    Географы МГУ создали базу данных уровня морей западного сектора Российской Арктики

    База данных охватывает территорию побережий Белого, Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых

    На географическом факультете МГУ создана база данных, которая содержит информацию о положении уровня морей западного и центрального секторов Российской Арктики за последние 25 тыс. лет. Как сообщила пресс-служба факультета, база данных включает 630 точек, для которых известно положение уровня моря в прошлом.

    База данных официально зарегистрирована в Роспатенте и носит название «Изменения уровня морей Российской Арктики в послеледниковое время».

    В базе объединены литературные и собственные полевые данные сотрудников лаборатории геоэкологии Севера географического факультета МГУ, которые показывают распространение геологических и геоморфологических индикаторов положения уровня моря в прошлом. Временной интервал, охватываемый базой, составляет последние 25 тысяч лет: с максимума последнего оледенения до наших дней. База данных создана по результатам работы по проекту РФФИ 20-35-70002-Стабильность «Изменения уровня морей Российской Арктики в позднечетвертичное время: амплитуды, факторы, механизмы».

    «Индикаторы, то есть геологические и геоморфологические свидетельства изменений уровня моря, в базе данных делятся на три типа. Во-первых, это индикаторы точного положения уровня моря, которые показывают, на какой именно высоте находился урез воды в прошлом. Во-вторых, это континентальные индикаторы, свидетельствующие о континентальных условиях и ограничивающие возможное положение уровня моря сверху. И в-третьих, морские индикаторы, которые обозначают относительно глубоководные условия и ограничивают возможный уровень моря снизу. База данных включает 371 индикатор точного положения уровня, 107 континентальных и 152 морских индикатора. Территориально точки базы данных разделены на 26 регионов с различными сценариями изменения относительного уровня моря», — рассказала создатель базы данных Алиса Баранская, к.г.н., научный сотрудник Лаборатории геоэкологии Севера географического факультета МГУ.

    Информация об уровне моря в Арктике за последние 25 тысяч лет (по геологической шкале соответствующие позднему плейстоцену и голоцену) особенно ценна тем, что она может быть использована для калибровки численных моделей гляциоизостатической компенсации, разработанных с использованием натурных данных по иным регионам земного шара (Северная Америка, Барбадос и др.)

    Гляциоизостазия и гляциоизостатические движения — это очень медленные вертикальные и горизонтальные движения земной поверхности на территориях древнего и современного оледенения, вызванные прогибанием литосферы под весом ледника и последующим ее изостатическим поднятием после снятия нагрузки в результате таяния льдов. Моделирование этих процессов позволяет реконструировать изменения уровня моря в любой точке земного шара в прошлом и предсказывать его изменения в будущем. Используя собственную базу данных по морям западной Арктики, географы МГУ в 2020-2021 годах впервые сравнят ее как с ведущими мировыми моделями гляциоизостатической компенсации, так и с новыми инновационными моделями, которые включают пространственную изменчивость параметров литосферы и мантии (так называемыми, 3D моделями).

    «Такое сравнение позволит выявить области расхождения модели с натурными данными и проанализировать их причины. В том числе это поможет выделить тектонические вертикальные движения земной коры и определить области, наиболее чувствительные к пространственным изменениям свойств литосферы и мантии», — поделилась Алиса Баранская.

    В дальнейшем географы МГУ будут дополнять базу данных материалами собственных исследований по итогам экспедиций (датировки, геологические разрезы, выводы о происхождении и залегании морских и континентальных отложений, палеогеографические реконструкции, линеаментные и морфоструктурные карты и др.) Всё это поможет узнать, какие изменения относительного уровня морей Российской Арктики происходили в плейстоцене и голоцене на наиболее проблемных участках. Ключевым регионом станет побережье Карского моря – область предполагаемого приледникового компенсационного прогиба, важная для понимания процессов гляциоизостазии в Арктике.


2021 December 1

19:15 PortNews to hold Ship Repair, Modernization and Components Conference on 20 September 2022 in Saint-Petersburg
18:31 DP World celebrates 2,000 members of the Digital Freight Alliance
18:07 PR CMA CGM and Shell perform first Bio-LNG bunkering operation in Rotterdam
17:42 8 new fuel-efficient ships to join the X-Press Feeders fleet
17:26 Danish Smyril Lines Cargo starts second service between Iceland, the Faroe Islands and Rotterdam
17:06 Port of Antwerp invests in digitalisation of radar infrastructure
16:47 Western Australia and Port of Rotterdam to collaborate on renewable hydrogen
16:05 IMO moves ahead on GHG emissions, Black Carbon and marine litter
15:50 Diana Shipping announces completion of OceanPal spin-off
15:41 RF Federation Council approves Federal Law on Ratification of Nairobi Convention
15:04 Yang Ming adds the latest of its 9th 11,000 TEU ship to the Trans-Pacific service
14:07 SEA-LNG backs Europe’s goal-based, technology-neutral regulation for cleaner shipping
13:50 Liepaja SEZ Board appointed Uldis Hmieļevskis, Deputy CEO, as Acting Manager
13:14 Rolls-Royce extends TBO intervals of mtu Series 4000 engines for commercial marine application
13:03 Oil shipments via CPC Marine Terminal in 11M’21 climbed by 0.7% YoY
12:56 Valenciaport tenders the drafting of the urban development project for areas 2 and 5 of the Special Plan for zone 1 south of the Port of València
12:06 Mostotrest conducted 2,177 operations on raising bridges in Saint-Petersburg over navigation season of 2021
11:45 MABUX: Bunker prices may continue to decline on Dec 1
10:49 Russian Railways' network loading climbed by 3.3% in 11M’2021
10:15 Maersk Customs Services USA highlights trends and opportunities for U.S. importers
09:51 Port of Kiel receives funding for digital test field
09:30 Crude oil prices start rising
09:16 Baltic Dry Index as of November 30

2021 November 30

18:35 ICS urges WTO Director General to prioritise maritime transport in multilateral trade negotiations
18:14 First phase of Tuas Port reclamation works completes
17:53 Finnlines announces bunker surcharge for Malmö-Travemünde-Malmö
17:35 HDB, JTC and MPA, which issue over two-thirds of government invoices, offer e-invoicing through IMDA’s InvoiceNow
17:04 DNV supports world first large-scale testing of submerged CO2 pipelines
16:48 RF Navy’s large anti-submarine ship Vice Admiral Kulakov enters Barents Sea
16:34 Brittany Ferries takes delivery of Salamanca
16:04 Port of Oakland total cargo volume down 20 percent in October 2021
15:50 RF Navy's corvette Gremyashchy and two submarines of Varshavyanka project welcomed in Vladivostok
15:39 Abbey Heimensen appointed to VP of Marketing, MarineMax
15:34 The Port of Barcelona validates its Innovation Plan
15:19 Icebreaker Sibir of Project 22220 completed main part of shipbuilder’s sea trials
15:04 Terminal San Giorgio orders an eco-efficient Konecranes Gottwald ESP.8 Mobile Harbor Crane
14:43 Keppel Offshore & Marine signs global framework agreement with Ørsted on potential future offshore substation projects
14:24 DEME Group Signs Partnership Agreement with CIP for the Development of Energy Island in Danish North Sea
14:03 Volvo Penta to power Hurtigruten Svalbard’s new hybrid vessel
13:42 Rosterminalugol starts building wind and dust protection screens around its coal storage area
13:24 Kongsberg Digital and Aker BP extends collaboration agreement to accelerate data utilization
12:50 Container shipping costs up by 121.2% year-on-year - Xeneta
12:10 Navigation season closed on rivers of Saint-Petersburg
12:04 Ningbo Containerized Freight Index decrease slightly in November
11:48 1.59 million cbm of material dredged within Azov-Don Basin of Russia’s IWW in 2021
10:56 MABUX: Global bunker market turned into upward correction mode on Nov 30 after yesterday’s price collapse
10:42 China ports container volume rises 8.4% from January to October 2021
10:34 Port of Gdańsk awarded by the European Sea Ports Organisation
09:57 Klaipėda is preparing for the development of offshore wind energy in the Baltic Sea
09:30 Crude oil prices continue rising
09:15 Baltic Dry Index as of November 29
08:33 MAN Energy Solutions upgrades four-stroke engines for green future-fuels

2021 November 29

18:19 Gazprom posts RUB 1.59 trillion of operating profit in 9M’2021
17:58 Wärtsilä partners with China Classification Society and Tianjin Port Group
17:17 Construction of ice protection facilities at Utrenny terminal under Arctic LNG 2 project to be completed in 2022
16:54 Wallenius Wilhelmsen names new CEO
16:50 Lloyd’s Register is the world’s first Renewable Energy Certification Body for marine energy
16:19 Handling of socially important cargo to be obligatory prioritized by operators of sea terminals
15:41 Average spot market price for Russian M100 product rose to RUB 26,672 pmt
15:22 13 million cbm of material to be dredged in 2022 as part of Sabetta seaport’s Seaway Canal reconstruction