• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Россия и Финляндия намерены сотрудничать в сфере строительства ледоколов и освоения...
  • 28 мая 2021 08:41

    Россия и Финляндия намерены сотрудничать в сфере строительства ледоколов и освоения Арктики

    В современных условиях наиболее перспективными формами международного сотрудничества являются производственная кооперация, обмен наилучшими технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, особенно в свете повышения требований по локализации строительства судов со стороны правительства Российской Федерации. Как было указано в ходе международной онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения».

    Взаимный интерес России и Финляндии вызывают вопросы освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт. Развивается сотрудничество в рамках Арктического совета.

    «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В качестве примера плодотворного сотрудничества он привел проекты, реализуемые при участии судостроительной компании Helsinki Shipyard, которая специализируется на строительстве судов ледового класса различного назначения – ледоколов, судов снабжения, танкеров и пр. В разные годы успешно выполнены проекты для «Норильского никеля», «Совкомфлота» и других российских заказчиков. В 2016 году был спущен на воду инновационный ледокол на СПГ мощностью 21 МВт. В 2019 году было завершено строительство танкера для перевозки газового конденсата для проекта «Ямал-СПГ». В 2019-2020 гг. финская верфь получила заказ на три экспедиционных судна ледового класса, завершить их строительство планируется в 2021-2022 гг.

    Особую роль в двустороннем сотрудничестве играет компания Aker Arctic, инжиниринговый центр по разработке и моделированию перспективных арктических судов. С 2006 года по заказу российских энергетических компаний по проектам Aker Arctic построено более 40 судов различного назначения.

    Региональный менеджер (Россия) Aker Arctic Алексей Дудаль рассказал о наиболее крупных реализованных проектах. Совместно с «Новатэк» и DMSE был разработан арктический газовоз второго поколения для круглогодичной эксплуатации по Северному морскому пути. Он отличается повышенной скоростью во льдах и возможностью работы в узких каналах совместно с ледоколами, что достигнуто за счет особой формы корпуса.

    Совместно с «Атомэнерго» для «Атомэнергомаша» было предложено два концепта тяжелого полупогружного арктического судна класса Arc5 и Arc7 грузоподъемностью 70 тыс. тонн. Разработанная форма корпуса позволяет работать в узких каналах с ледоколами ЛК60. Отдельно была рассмотрена возможность работы судна на СПГ. Особое внимание было уделено балластной системе для обеспечения безопасной работы судна.

    В свете широкого обсуждения перспектив перевозки контейнеров по Севморпути специалисты Aker Arctic разработали концепт судна-контейнеровоза вместимостью 8000 TEUs со сниженным потреблением топлива и с учетом всех требований по охране окружающей среды.
    В 2020 году был представлен проект съемной самоходной носовой оконечности для работы в озере Сайма. Ее отличие от других оконечностей, которые применялись на внутренних водных путях РФ и США, в том, что она самоходная. Спроектировала ее финская компания ILS, а Aker Arctic поставила два валопровода по 600 МВт для оконечности и ледовые бронзовые винты для буксира-толкача.

    Также Aker Arctic большое внимание уделяет повышению энергоэффективности судов, особенно с учетом повышения требований к экологичности мореплавания. Для этого производятся системы очистки выбросов, применяются новейшие технологии СЭУ, оптимизируется форма корпуса, испытываются разные виды топлива: атомная энергия, СПГ, метанол, аммиак, водород, аккумуляторные батареи – выбор зависит от инфраструктуры бассейна и условий будущей эксплуатации судов.  

    Кроме того, компания занимается оптимизацией пути во льдах, разрабатывает специальное программное обеспечение, которое позволит в режиме реального времени анализировать ледовые карты и сопоставлять их с параметрами ледопроходимости судна для повышения эффективности работы в Арктике.

    «В области разработки технологий для оптимизации маршрута судна в ледовых условиях финские исследователи занимают лидирующие позиции, – подчеркнул заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Петр Звягин. – Финские коллеги перешли к практической реализации созданной модели, которая прокладывает маршрут с учетом многокритериальной оптимизации. Учитываются самые разные критерии: затраты времени, расстояние, расход топлива, а также риски повреждения судна и зажатия льдами. Российские ученые в 2016 году применили эту концепцию к маршрутизации в ледовых условиях. Новейшая разработка выполнена в Политехническом университете. Она основана на принципе пространственно-временного представления доступной части акватории при помощи трехмерного графа. В результате строятся парето-оптимальные маршруты. Таким образом, финские и российские исследователи получили значительный задел для плавания в ледовых условиях. В будущем модели также должны будут учитывать динамику ледовых объектов. Прототип такой модели был разработан российскими учеными».

    Заведующий кафедрой конструкции судов СПбГМТУ профессор Владимир Тряскин добавил, что при совершенствовании модели важно учитывать прочность конструкции судна.

    Профессор морских технологий университета Аaлто Пентти Куяла подтвердил значимость совместных исследований и добавил, что спутниковых данных по льду недостаточно, а значит, динамические инструменты будут все более востребованы. Сам университет Аaлто образован в 2010 году путем слияние трех вузов, активно занимается изучением арктических условий судоходства, развивает международное сотрудничество, к примеру, имеет хорошие наработки с Канадой и Германией, а сейчас рассчитывает на налаживание партнерства с российскими коллегами.

    Заинтересованность в кооперации с российскими верфями выразил и председатель Finnish Maritime Association Микко Ниини. Он сделал обзор судостроения в Финляндии, рассказал о крупных проектах строительства судов ледового класса, танкеров, атомных ледоколов. Более подробно остановился на инновационных решениях, помогающих судам продвигаться в арктических водах, а также опыте применения новых видов топлива, аккумуляторах нового типа, гибридных установок с использованием электричества и природного газа. Ассоциация с интересом относится к российским разработкам и готова расширять деловые контакты.  
     
    Директор Департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации Валентин Находкин тоже высказался за укрепление сотрудничества с финскими предприятиями. ОСК является крупнейшей судостроительной компанией России. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса, и корпорация открыта к работе над новыми проектами, в том числе в кооперации с финскими коллегами.

    На сессии, посвященной возможностям экспортно-импортного сотрудничества, выступили: член правления Turku Repair Yard Евгений Белянин, вице-президент по продажам Rauma Marine Constructions Мика Лаурилехто, директор по продажам Craftmer Веса Клен, генеральный директор «Регент Балтика» Дмитрий Роотси, генеральный директор «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий, коммерческий директор ООО «Судовые движительные комплексы» Евгений Дубинцов-Вейсман.

    На последней сессии обсуждалось российско-финское сотрудничество в области яхтинга и маломерного судостроения. Руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева призвала финских партнеров обратить пристальное внимание на возможности локализации производства в России с учетом стратегии импортозамещения. Среди экспортно-ориентированной российской продукции она выделила суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.
     
    Руководитель финской ассоциации производителей яхт и катеров FINNBOAT Яркко Паюсало отметил, что Россия входит в топ-10 стран, куда Финляндия экспортирует катера. Первая пятерка – Мексика, Польша, Великобритания, США и Швеция. В Россию в 2020 году было экспортировано 853 катера стоимостью 11 млн евро, импортировано – 78  катеров на 800 тыс. евро. Ассоциация рассчитывает на дальнейший рост торгового оборота.

    Подводя итоги конференции, модератор – директор Департамента международного сотрудничества, профессор Кирилл Рождественский дал высокую оценку состоявшейся дискуссии. Получился очень интересный диалог, который позволил укрепить деловые связи и наметить пути расширения дальнейшего сотрудничества между Россией и Финляндией в сфере гражданского судостроения.

    Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «НЕВА-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга.




2024 April 18

18:02 DEME wins cable installation contracts from Prysmian for IJmuiden Ver Alpha and Nederwiek 1 offshore grid systems
17:31 RINA awarded contract for Carnival Cruise Line 4th and 5th Excel-class ships
17:18 Cepsa and Evos join up for green methanol storage in Spain and the Netherlands
16:48 ClassNK commences joint research project with JAXA on material compatibility evaluation methods for liquefied oxygen
16:24 Panama Canal announces new measures regarding number of transits and maximum draft
15:50 Kongsberg Maritime secures contract to supply propeller systems to Damen Naval for four Anti-Submarine Warfare frigates
15:24 LR to class Torghatten Nord’s hydrogen-powered ferry duo for Arctic sailings
14:04 CMA CGM sells part of the foreign activities of Bolloré Logistics to the Balguerie Group
13:40 Methanol Institute and SEA-LNG unite against EU trade barriers to biomethane and biomethanol fuels
13:23 DP World launches a new Air Tracking feature to its SeaRates platform
12:31 Port of Los Angeles container volume increases 19% to 743,417 TEU in March 2024
12:16 MABUX: Bunker Outlook, Week 16, 2024
12:11 Coastal Sustainability Alliance boosts development and adoption of maritime biofuel in Singapore
11:43 Ocean Network Express launches reduced emissions shipping service
11:23 Wartsila cargo handling and fuel gas supply systems selected for three new Very Large Ethane Gas Carriers
10:45 Singapore plans production of biofuel blends up to B50 in grade
10:25 Maritime and Port Authority of Singapore and International Energy Agency сollaborate on maritime energy transition

2024 April 17

18:03 Australia and Singapore partner in a $20 million initiative to help reduce emissions in the maritime sector
17:38 EPS strengthens green collaboration with MPA with six Singapore-registered ammonia dual-fuel newbuilds
17:03 HD Hyundai, Scottish firms to cooperate on offshore wind power
16:16 Hanwha Ocean wins 176.4 bln-won order for 1 LPG carrier
15:46 Maritime Book and Claim System advances pilot study to support first movers in zero-emissions shipping
15:00 Port of Antwerp-Bruges cargo volumes up 2.4% to 70.4 million tonnes in Q1 2023
14:47 DOF Rederi AS sells PSV Skandi Gamma
14:24 PIL, CCS partner on alternative fuels and onboard carbon capture and storage
13:44 Total volume of bunker fuel sales at the port of Fujairah increases by 25.2% to 700,918 m3 in March 2023
12:11 Eureka Shipping announces construction of new cement carrier for Great Lakes trade
11:32 MOL to adopt new system to increase capacity and improve operational efficiency of car carriers
11:12 GTT receives an order for the tank design of eight new LNG carriers
10:43 Thailand's Department of Marine and Coastal Resources takes delivery of a new research vessel
10:27 The United States exported a record volume of natural gas in 2023
09:58 TECO 2030 raises NOK 43 million and partners up with Advait in India

2024 April 16

18:04 HD KSOE attains 73% of annual order target in 100 days
17:31 Anglo-Eastern buys Euronav ship manager
17:06 Navig8 takes delivery of the second of six newbuild MRs with emission reducing technology
16:38 IMO’s Facilitation Committee tackles digitalization and autonomous shipping
16:12 World’s largest car carriers ordered with MAN Energy Solutions propulsion package
15:46 Hapag-Lloyd and Seaspan to retrofit five vessels to methanol propulsion
14:13 Asyad Shipping and OQ8 successfully complete first-of-its-kind blended crude oil delivery from Mina Al Fahal to Duqm Refinery
13:54 Hapag-Lloyd unveils its new Strategy 2030
13:14 Singapore aims for over 1 mln tons of low-carbon methanol bunker supply by 2030
12:43 Trafigura to commercially deploy Daphne Technology’s PureMetrics on LNG carrier for precise MRV and optimisation of GHG emissions
12:15 All 12 people rescued from fire on board Tanzanian-flagged cargo ship in Singapore waters
11:49 Drydocks World steel cutting ceremony marks start of UK Norfolk Vanguard Offshore Wind Platforms project
11:23 North Pacific Green Corridor Consortium aims to decarbonize transportation corridor between Canada, Japan and South Korea
10:48 Wartsila offers new high-performance thruster and propulsion control solution package
10:25 Port of Long Beach container volume up 8.3% to 654,082 TEUs in March 2024
09:58 Kalypso Offshore Energy signs LOI with Royal IHC

2024 April 15

18:04 Container shipping costs of S. Korea-EU route surge 40 pct amid Red Sea crisis
17:21 HMM to expand container ship fleet by 2030
17:09 Singapore retains its position as the world's leading maritime city
16:47 Iran says MSC Aries vessel seized for 'violating maritime laws'
16:24 ICTSI gets PPA OK to operate Iloilo Port
15:21 DEME’s offshore installation vessel ‘Orion’ successfully completes the near 15 MW turbine foundation installation project in Scotland and heads to US
14:55 Meriaura orders two biofuel powered 6750 DWT cargo vessels from Royal Bodewes shipyard
14:35 Methanol-fuelled MAN 21/31DF-M GenSet secures first propulsion order
13:32 Port of Valencia export freights grow by 2.13% in March 2024
12:48 Seatrium and Shell inks MOU to further collaborate on floating production systems
12:24 Seaspan launches second LNG bunkering vessel to deliver low-carbon energy solutions to the West Coast
11:57 Japan's 1st coastal module carrier to transport offshore wind turbine foundation components
10:36 EST-Floattech to provide the battery system for the purpose-built electric-landing utility vessel

2024 April 14

16:02 Shanghai's ship exports see considerable growth in Jan-Feb
14:13 Stena Drilling secures 1-well firm programme with Energean for Stena Forth in Morocco
12:07 GSBN: Lack of digital processes in shipping complicates decarbonization game
10:22 Panama Canal expects return to normal transit capacity by 2025

2024 April 13

15:04 Subsea7 awarded contract in the Gulf of Mexico
13:51 Shanghai Electric’s 'ZHI ZHEN 100' excels thorough offshore equipment test
11:18 WSC: Updated version released of “Prevention of Pest Contamination of Containers: Joint Industry Guidelines for the Cleaning of Containers”
09:43 Financiers and insurers ready to support electrification of the domestic harbour craft sector

2024 April 12

18:02 The first LNG bunkering operation performed at Klaipeda Port