• 27 марта 2012 15:37

    Организацию ледовых проводок в российских портах обсудили в Париже (фото)

    В Париже на выставке SITL-2012 в рамках инициированной ИАА «ПортНьюс» интервью-студии на стенде ФГУП «Росморпорт» 27 марта состоялась дискуссия об организации ледовых проводок в российских морских портах.  В дискуссии приняли участие капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, руководитель группы капитанов-наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник, директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Валерий Филиппов. Интервьюером выступила директор по развитию медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева.

    Наиболее напряженной в текущем году оказалась ледовая ситуация в Азовском море. Между тем, данный регион имеет большое перспективное значение для морской отрасли страны. Так, по словам Валерия Филиппова, значительный скрытый резерв роста грузопотоков в Азовском бассейне связан с интеграцией внутренних водных путей России в систему международных транспортных коридоров. Следует отметить, что основное препятствие на этом пути устранено, – в 2008 году введена в эксплуатацию вторая нитка судоходного шлюза Кочетовского гидроузла.

    Наряду с этим, необходимо знать о гидрометеорологических особенностях, присущих этому району. Таганрогский залив расположен в северо-восточной части Азовского моря и является его крупнейшим и наиболее изолированным заливом. Он отделен от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 74 морских миль. В зимний период Азовское море оказывается на стыке атмосферных фронтов и, как следствие, находится в неблагоприятных погодных условиях, а именно: зимой к северу от него проходит зона повышенного атмосферного давления, от которой к морю устремляется холодный материковый воздух, что приводит к замерзанию моря с декабря по март. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря – в первой половине ноября. Зимой температура может падать до 25, 30° ниже нуля. Ледостав в отдельные годы продолжается 4 месяца, с декабря по март. Толщина льда достигает 50-80 см, торосы до 2 м и более. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе. Береговые части моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом. В центральной части Азовского моря и в районе Керченского пролива - льды плавучие.

    В Азовском море и Таганрогском заливе обеспечивается круглогодичная навигация. 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря) длится летняя навигация, сопровождающаяся интенсивным движением транзитного флота с внутренних водных путей РФ через порты Ростов-на-Дону и Азов в направлении Керченского пролива и Средиземного моря. Зимняя навигация в Азовском море и портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог обеспечивается путем осуществления ледовых проводок судов ледоколами ФГУП «Росморпорт» («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Харчиков», «Кама» и «Фанагория») в период с 1 декабря по 1 апреля.

    Для обеспечения поэтапной замены существующего ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной навигации в замерзающих портах Российской Федерации, ЦНИИ морского флота выполнена научно-исследовательская работа «Разработка программы развития государственного ледокольного флота на период до 2030 года».  Эта программа также учитывает перспективы развития объемов перевалки грузов  в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и необходимость поэтапного увеличения численности ледокольного флота.

    Ледокольные проводки с началом зимней навигации в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог объявляются приказами Капитанов соответствующих портов. Эти приказы ограничивают возраст судов, принимаемых к обработке, 30 годами. Кроме этого, требуется наличие у судов ледового класса не ниже Ice-1 согласно классификации Российского Морского Регистра Судоходства, либо аналогичного ледового класса Классификационного общества члена МАКО (Международной ассоциации классификационных обществ).

    Общую организацию и руководство ледокольными проводками осуществляет Капитан морского порта Таганрог в соответствии с «Планом расстановки ледоколов на зимнюю навигацию 2011-2012 года», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта.

    Ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», находящиеся в хозяйственном ведении Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», находятся в оперативном руководстве Штабов ледовых операций портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону.

    В общую организацию ледовой проводки транспортных судов в Азовском море входят следующие этапы: формирование ледовых  караванов на внутренних рейдах портов Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Ейск; ледовая проводка каравана от портов Ростов-на-Дону, Азов по Азово-Донскому морскому каналу протяженностью 13 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Таганрог по Таганрогскому подходному  каналу протяженностью 10 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Ейск по Ейскому подходному  каналу протяженностью 12 морских миль до Ейского разделительного  буя, находящегося в Азовском море на выходе из Таганрогского залива; организация движения ледового каравана численностью 10-20 судов под проводкой двух линейных ледоколов от Ейского разделительного буя до Варзовского буя Керчь-Еникальского канала Керченского пролива Черного моря.

    Как правило, Штабом ледовых операций практикуется движение караванов во встречных направлениях для обеспечения бесперебойной работы портов, терминалов и стивидорных компаний.

    Что касается Балтийского бассейна, то здесь в прошедшую зиму ледовая ситуация не была суровой, в отличие от зимы 2010-11 годов. Тем не менее, по словам Георгия Мельника, восточная часть Финского залива является трудным районом для плавания, т.к. имеет малые глубины, многочисленные банки, отмели и острова, отличается штормами, осадками и периодами с пониженной видимостью в осенний период. В зимнее время плавание усложняется наличием льда. Плавание судов проходит по системам разделения движения, рекомендованным путям, фарватерам и подходным каналам, ширина которых изменяется от 1 мили до 80-100 м.

    По данным Петра Паринова, максимального обледенения за последние 50 лет Финский залив достигал в 1988 году - и зима 2010-11 годов еще не была самой суровой за полувековую историю наблюдений. Это говорит о том, что в Финском заливе необходимо держать серьезную группировку ледоколов, особенно если учесть стратегическое значение этого бассейна для экономики страны в целом. К ледовой навигации 2011-12 годов в Финском заливе Россия хорошо подготовилась как с точки зрения увеличения группировки ледоколов, так и с точки зрения законодательства. В частности, были разрешены многократные пересечения госграницы ледоколами без прохождения дополнительных формальностей, достигнуты договоренности с Финляндией о пребывании атомных ледоколов в территориальных водах, разрешен их заход в порты восточной части Финского залива и приняты другие меры. Кроме того, в администрации Большого порта Санкт-Петербург заработал Центр ледовых операций, оборудованный современными автоматизированными системами и снижающий «человеческий фактор» при принятии решений по очередности проводок.

    Ввиду сложности судоходства в восточной части Финского залива, особенно в осенне-зимний период, а также высоких экологических рисков, в российской части Финского залива ФГУП «Росморпорт» создана Региональная система безопасности мореплавания. Как рассказал Георгий Мельник, к ней относятся дифференциальная подсистема в виде опорной станции на мысе Шепелевском; региональная система управления движением судов, получающая информацию от береговых РЛС и базовых станций АИС; базовые станции глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морских районов А1, А2; сеть прямой ведомственной телефонной связи, соединяющая все российские порты, базовые станции восточной части Финского залива; система непрерывного мониторинга объектов энерго и жизнеобеспечения; сеть радиорелейных линий, связывающая все объекты РСБМ; УКВ радиостанции для связи центров УДС с судами.




2024 September 26

18:03 Eni publishes its first Methane Report
17:35 Port of Barcelona container traffic increases by 22% in the first 8 months of the year
17:34 MABUX: Bunker price trends in the world's four largest hubs, Sept 23-27
17:23 TECO 2030 announces strategic shift to global fuel cell technology provider
17:14 CMB.TECH signs strategic agreement with Beihai Shipbuilding
16:45 Ports of Hamburg, Busan and Ulsan sign a joint declaration of intent
16:24 Damen to deliver two fully electric ferries to City of Toronto
15:59 Shell and TenneT sign an agreement for the large-scale hydrogen plant on the high-voltage grid in the Port of Rotterdam
15:24 Northern Lights is ready to receive CO2
14:41 MSC amplifies UN global compact call for IMO fit-for-purpose regulatory framework to accelerate use of net-zero fuels
14:23 MOL introduces an application for performance degradation tracking 'Fouling Analysis'
13:40 MAN PrimeServ signs cooperation agreement with Latsco Marine Management
13:13 Port of Oakland container volume up 5.4% in Aug 2024
12:48 H-LINE Shipping takes delivery of a 7,000 CEU LNG dual-fuel PCTC
12:08 Yangzijiang Shipbuilding delivers first batch of eco-friendly dual-fuel methanol containerships to X-Press Feeders
11:54 Jawar Al Khaleej L.L.C. takes delivery of three Damen Search and Rescue vessels
11:20 Technip Energies and JGC Corporation awarded FEED contract by ExxonMobil for the Rovuma LNG project in Mozambique
10:41 Panama Canal launches revamped maritime services tariffs section
10:22 ADSB delivers pair of RAmparts 2800-SD vessels to ADNOC
09:59 MITSUI OCEAN CRUISES welcomes new ship MITSUI OCEAN FUJI in handover ceremony with Seabourn Cruise Line

2024 September 25

18:00 Ingalls Shipbuilding receives a $9.6 bln contract to procure multiple ships, including three San Antonio-class amphibious assault ships
17:38 The Port of Oslo has officially opened its new shore power plant for cruise ships
17:11 John T Essberger orders two 13,000 dwt, ice class 1A chemical tankers from Nantong Rainbow Offshore & Engineering Equipment
16:45 Ningbo-Zhoushan port to add 2 million TEU in container capacity
16:13 Hanwha Ocean drops talks to acquire Australian shipbuilder Austal
15:36 Hyundai Glovis, China's BYD sign MOU for logistics partnership
15:24 Wallenius Marine christens vessel Future Way in German port of Emden
14:58 Asyad Group, OQ Alternative Energy, and Sumitomo Corporation announced a joint study agreement to explore the potential of Oman as a global low-carbon fuel bunkering hub
13:50 CLdN places order for 10 newbuild container carriers
13:22 Purus orders two 45,000 cbm dual fuel ammonia-ready medium-sized gas carriers from Hyundai Mipo Dockyard
12:47 HD Korea Shipbuilding wins 403.9 bln won order for 6 container ships
12:05 Victoria International Container Terminal hits 5 million TEUs
11:43 Damen signs with WUZ Port and Maritime for ASD Tug 2111
11:20 Fincantieri starts works on the first next-generation Offshore Patrol Vessel for the Italian Navy
10:43 Lloyd's Register, RINA, DNV, Bureau Veritas and ABS join forces to form Yacht Safety and Environmental Consortium
10:25 Fincantieri, Vard and Sandock Austral Shipyards form collaboration centred around Afrika Offshore Patrol Vessel
09:48 GTT receives an order from HD Hyundai Samho Co. for the tank design of four new LNG carriers

2024 September 24

18:00 PowerCell signs SEK 165m order for fuel cell systems with leading Italian marine OEM manufacturer
17:01 TankMatch and Evos team up to launch green methanol bunkering solutions
16:45 MOL announces naming ceremony for new LNG-fuel car carrier “CELESTE ACE”
16:24 Navig8 takes delivery of fourth and fifth MR newbuild vessels from New Times Shipbuilding
15:53 Canadian Coastguard orders MAN 32/44CR propulsion packages for two Arctic Offshore Patrol Ships
15:23 AD Ports records a 30 percent increase in vehicle volumes through Autoterminal Khalifa Port in H1 2024
14:43 HELCOM launches shipping data platform
14:23 The Port of Tallinn signs MoU with the U.S. company Protio for the production of e-fuels at Muuga Harbour
13:42 TotalEnergies to supply 200,000 tons per year of LNG to HD Hyundai Chemical until 2033
13:21 Shenzhen and Long Beach ports sign green framework
12:50 LR and Samsung Heavy Industries sign JDP for AiP for an ammonia-fuelled 9,300 TEU container vessel
12:11 Wartsila to future-proof container vessels with CCS-Ready scrubber technology
11:40 Lloyd's Register has granted Samsung Heavy Industries AiP for the construction of a next-generation 174,000 cubic metre LNG carrier
11:02 Hanwha Ocean partners with ABS to co-develop offshore solutions
10:41 Royal Huisman commissions world’s largest sportfish yacht 'Special One'
10:15 ABS approves new autonomous technologies from HD Hyundai for ammonia-fueled ships
09:46 HD Hyundai to supply shaft generator for Middle Eastern firm

2024 September 23

18:07 TechnipFMC awarded subsea contracts by Petrobras for Brazil’s pre-salt fields
17:26 South Korean ministry starts testing container ship equipped with autonomous navigation system
17:06 Spliethoff Group acquires majority interest in ForestWave
16:42 Hanwha Power Systems signs an agreement with GasLog for the retrofitting of ammonia gas turbines for eco-friendly fuel
16:19 McDermott and BW Offshore announce collaboration to enable offshore blue ammonia production
15:56 Mitsubishi Shipbuilding and Bureau Veritas collaborate on advanced 3D model-based classification project
15:46 Kawasaki and CB&I sign an agreement for promoting commercial-use liquefied hydrogen supply chain
13:30 Türkiye welcomes the arrival of its first-ever FPSO vessel
12:58 Fujian Shipping Group signs contract for the construction of "2+2" 82,000-ton dual-fuel bulk carriers
11:24 CMA CGM to acquire a c.48% stake in Santos Brasil
10:43 ABS approves new FLNG design from Wison
10:23 Methane Abatement Group adds BP, CMA CGM and GT
09:52 Lloyd’s Register awards HD Hyundai Mipo AiP for 20,000 cbm LCO₂ carrier

2024 September 22

16:03 Container shipping costs to U.S. east coast, Europe up for 4th month
15:10 GRSE secures $54 million German order for four additional multi-purpose cargo ships
14:12 Water recycling project launched by industrial enterprises in Shanghai