Новости ПортНьюс

21 октября 2020 17:00

Росатом организовал научную экспедицию в рамках цифровизации СМТК

Проект СМТК инициирован Росатомом в 2019 году

Экспертная сессия «Цифровое судно СМТК» по итогам арктической экспедиции, организованной ООО «РУСАТОМ КАРГО» (транспортная дочерняя компания ГК «Росатом»), состоялась в СПбПУ с участием более 50 экспертов в формате видеоконференции, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».

Основной темой обсуждения стало создание интеллектуальной транспортной системы для обеспечения проекта «Росатома» - СМТК (Северный морской транзитный коридор). Основной фактический материал – результаты исследований, проведенных группой ученых из разных институтов и организаций на атомном лихтеровозе «Севморпуть».

Экспедиция, приуроченная к 75-летию атомной отрасли, продлилась с 8 по 25 сентября 2020 года. За 18 дней судно прошло от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга. Проект «Северный морской транзитный коридор» инициирован «Росатомом» в 2019 году, его цель - развитие логистического сервиса по доставке грузов между Европой и Азией по Северному морскому пути (СМП, Севморпуть).

Для проработки проекта с августа 2019 ООО «Русатом Карго» привлекло порядка 150 экспертов из более 50 различных научных институтов, проектных организаций и предприятий, в т.ч. СПбПУ, МФТИ, МГУ, ИНП РАН, ВЭБ, Фонд развития ДВ, ГК Росатом. Тематика исследований: цифровое моделирование; проектирование судов арктического класса; конструирование и производство оборудования для судовой энергетики, атомной, водородной и других альтернативных видов энергии, новых конструкционных материалов, морского приборостроения, радиоэлектроники, телекоммуникации, навигации и связи. Проведено более 20 рабочих и стратегических сессий, подготовлено более 50 докладов, обзоров и отчетов о цифровой трансформации морской логистики. сформирован концептуальный подход к цифровому моделированию в проекте СМТК.
 
Итогом работы 2019-2020 стала экспедиция «Цифровое судно СМТК». По словам организаторов, экспедиция позволила верифицировать ключевые гипотезы, сформированные рабочей группой к сервисам на базе новой модели «цифрового интеллектуального судна».

Предлагаемые цифровые технологии, базирующиеся преимущественно на анализе больших данных, разработке умных алгоритмов для создаваемой экосистемы СМТК позволят повысить скорость движения судна в сложной метеобстановке за счет предсказательной аналитики, построить оптимальные маршруты, расширить перечень предоставляемых сервисов за счет интеллектуализации судна и его создания как элемента единой транспортной экосистемы, минимизировать воздействие на окружающую среду и строго контролировать ее состояние, сделав транспортировку экологически чистой и безопасной.

Руководитель экспедиции ООО «Русатом Карго», директор по развитию СМТК Станислав Чуй рассказал о концепции применения цифрового моделирования в проекте; проректор по перспективным проектам, руководитель Центра НТИ СПбПУ Алексей Боровков оценил возможности использования передовых технологий цифрового моделирования в данном направлении; заместитель главного конструктора ПАО ЦКБ «Айсберг» Дмитрий Сахаров представил концепт создания нового облика транспортного ледокольного судна для логистической системы СМТК; зам. начальника НТЦ ПАО «ИНТЕЛТЕХ» Александр Суслов познакомил с концепцией построения информационно-телекоммуникационной системы в условиях цифровой трансформации судна; генеральный директор АО «Атри» Александр Иванов высказался о своем видении перспектив развития общесудовой информационной системы и новых цифровых сервисов интеллектуального судна и интеллектуальной транспортной системы СМТК; исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, Николай Шабалин поделился результатами проведенных в экспедиции испытаний.