Новости ПортНьюс

9 июня 2021 09:09

Отмена экологической экспертизы для проектов транспортных объектов в Арктике создаст сложности в правоприменении - Главгосэкспертиза

Законопроект об отмене экологической экспертизы для объектов социальной и транспортной инфраструктурыв Арктике 26 мая 2021 года принят Госдумой в первом чтении

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», которым предлагается исключить требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня для объектов социальной и транспортной инфраструктуры, строящихся или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны. Главгосэкспертиза России поддержала инициативу в части объектов социальной инфраструктуры, отметив, что применение аналогичного подхода к проектной документации транспортных объектов создаст сложности в правоприменении. Об этом сообщила пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России».

13 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне», благодаря которому резиденты, работающие на территории Арктики, получили преференции в виде льгот по налогообложению. В поддержку документа в тот же день приняли закон № 194-ФЗ, которым, в числе прочего, были внесены изменения в федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». Теперь и частные, и государственные (муниципальные) объекты капитального строительства, реализуемые в Арктической зоне подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня. 

Профессиональное сообщество внимательно изучило принятые новеллы. В первом номере «Вестника государственной экспертизы» за 2021 год директор ГАУ Архангельской области «Управление государственной экспертизы» Валерий Худяков заявил, что закон об экологической экспертизе необходимо корректировать, ведь по сути строители получили новый административный барьер. Время проведения процедур - от разработки проектной документации до получения разрешения на строительство, констатирует уже сегодня директор архангельской госэкспертизы, - увеличилось на срок от шести месяцев до года. Кроме того, выросли и издержки заказчиков строительства.

«Принятая законодательная новелла не вписывается в логику нормативных изменений последних лет, экспертное сообщество выражает озабоченность. Организации государственной экспертизы до сих пор оценивали, готовы и впредь полноценно оценивать соблюдение требований в области охраны окружающей среды в проектной документации объектов капитального строительства Арктической зоны в рамках проведения государственной экспертизы и без дополнительных временных и финансовых затрат для застройщиков», - подчеркнул Валерий Худяков.

Этот подход поддерживают и в промышленном секторе. Директор по комплексной экспертизе проектов ПАО «Гипротюменнефтегаз» Павел Павлов в ходе выступления на совещании на площадке Омского филиала Главгосэкспертизы России заявил, что федеральная экологическая экспертиза отдаляет реализацию нацпроектов в Арктике минимум на год.

«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, где говорили о том, что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок. Минприроды отвечает, что проведение государственной экологической экспертизы составляет всего 60 дней и 30 дней на возможное продление, но по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», - констатировал Павел Павлов.

Представители ПАО «Гипротюменнефтегаз» предложили обратиться к правительству с законодательной инициативой о внесении в законодательство нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов капитального строительства аттестованными экспертами в рамках государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по регламенту Главгосэкспертизы России и в сроки, не превышающие 42 рабочих дней.

Наконец, 21 января 2021 года инициативной группой депутатов и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», который предусматривает исключение требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации объектов, возводимых или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны, при условии, что они не относятся к объектам I, II категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также объектов капитального строительства, которые не являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня. Учитывая необходимость обеспечения экологической безопасности в Арктике, перечень таких объектов должен устанавливаться правительством Российской Федерации.

Авторы законопроекта считают, что его принятие поможет ускорить строительство объектов инфраструктуры, необходимых для создания условий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны. Главгосэкспертиза России поддержала инициативу в части объектов социальной инфраструктуры, отметив, что применение аналогичного подхода к проектной документации транспортных объектов создаст сложности в правоприменении.

В резолюции Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, прошедшего в ноябре 2020 года, было принято решение подготовить и направить в Минстрой России предложения по инициированию внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Изменения предусматривали исключение требования о проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня для объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации и строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктике, так как это социально значимые объекты, создание которых предусмотрено Стратегией развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Принятие законопроекта положительно повлияет на ускорение строительства объектов инфраструктуры, необходимых для создания условий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, считают в Главгосэкспертизе России.

Соответствующие предложения были направлены в Минстрой России в феврале 2021 года.