• Home
  • Our Comment
  • Зеленый змий: стоит ли отказываться от экологических требований к судовому топливу?

  • 23 мая 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Зеленый змий: стоит ли отказываться от экологических требований к судовому топливу?


    Зеленый змий: стоит ли отказываться от экологических требований к судовому топливу?

    - На фоне попыток блокирования российского судоходства со стороны западных стран возникает вопрос, а стоит ли теперь соблюдать прописанные в международных конвенциях «зеленые» требования к судовому топливу, которые существенно ограничивают его использование и увеличивают себестоимость морских перевозок? Так, приложение VI к конвенции МАРПОЛ требует с 1 января 2015 года ограничения на содержание серы в бункерном топливе на уровне 0,1% в зонах особого контроля (ECA), а с 1 января 2020 года содержание серы в судовом топливе ограничивается в 0,5% вне зон ECA (речь идет о международных водах).

    В связи с этим звучат предложения о выходе из данных соглашений, коль скоро основными лоббистами таких ограничений были и являются страны, попавшие в список недружественных - в связи с введением санкций против России. Более того, это - страны-импортеры нефти, заинтересованные в развитии альтернативной энергетики для выдавливания с рынка поставщиков традиционных энергоносителей и прежде всего, собственно, России. И если российским судам заказан путь в порты западных стран из-за санкций, то какой смысл соблюдать эти требования?

    Тем не менее, отказ от соблюдения Конвенции в этой части приведет к целому ряду негативных последствий, которые, на наш взгляд, будут перевешивать позитивный эффект. Дело в том, что требования Конвенции применимы не только к недружественным странам, но и к тем, которые не вводили санкций, соответственно, в случае использования неконвенционного топлива будут возникать проблемы уже с заходами в эти страны. Кроме того, российские НПЗ инвестировали существенные средства, налаживая производство экологичного топлива, переход обратно на высокосернистый мазут приведет к потере этих инвестиций и к отказу от закупок российского топлива, а также от заходов иностранных судов в порты России в целях бункеровки.  

    Более того, Россия, в целом, может и должна извлечь свои выгоды от экологической повестки. Обладая огромными запасами природного газа и нефти, которые, тем более, могут оказаться не полностью востребованными ввиду санкций, страна могла бы использовать их для производства экологических видов топлива и энергоносителей, в том числе и для экспорта.

    С другой стороны, Комитет по защите морской среды (КЗМС) Международной морской организации (ИМО, IMO) принял поправки к Приложению I МАРПОЛ, предусматривающие введение запрета на использование и перевозку в качестве топлива тяжелого мазута (HFO) судами в арктических водах 1 июля 2024 года и после этой даты. Россия, береговая линия которой граничит с арктическими водами, может временно отказаться от требований к судам, плавающим под ее флагом в пределах вод своей юрисдикции, на срок до 1 июля 2029 года. Полагаем, что торопить события именно в этой части, действительно, не стоит.

    Напоминаем, более подробно актуальные вопросы, связанные с бункерным топливом, будут обсуждаться в ходе XV Всероссийского Форума «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг» пройдет с 23 по 24 июня 2022 года >>>>