• 14 июня 2022 12:57

    Экспедиция ААНИИ на ЛСП «Северный полюс» отправится в Арктику в сентябре

    Основная цель работ — комплексные исследования в системе «атмосфера — ледяной покров — океан» в высоких широтах Северного Ледовитого океана

    Специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) сформировали научную программу экспедиции «Северный полюс-41», которая отправится в Арктику на борту новой ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс» в сентябре 2022 года. Об этом сообщила медиа-группа ААНИИ.

    Основной целью работ экспедиции станет выполнение комплексных исследований в системе «атмосфера — ледяной покров — океан» в высоких широтах Северного Ледовитого океана в годовом цикле. Задача ученых – изучить основные закономерности и причины изменений, происходящих в климатической системе Арктического региона, и описать тенденции будущих трансформаций на ближайшие десятилетия. Эта работа имеет принципиально важное научное и практическое значение и полностью отвечает национальным интересам Российской Федерации.

    «Современные климатические изменения в Арктике влияют на степень защищенности от природных угроз. На территории России в последние десятилетия потепление климата происходило быстрее и масштабнее, чем в среднем по Земному шару – на 0,45ºС за 10 лет. Но Арктика является ключевой областью планетарного изменения климата, где скорость потепления почти в два раза выше. Происходящие здесь изменения оказывают воздействие на климат всей Земли. Важно предвидеть растущие риски также как и возможные выгоды от их уменьшения. С практической точки зрения особый интерес представляет акватория Северного морского пути. Восточный участок СМП со временем превратится в круглогодичную транспортную магистраль, безопасность и эффективность которой во многом будет зависеть от изменений ледовых и гидрометеорологических условий», - говорит директор ААНИИ Александр Макаров.

    Исследования проведут в ходе свободного дрейфа вмороженной в лёд ЛСП «Северный полюс» в области трансарктического дрейфа от района его зарождения в северных частях Чукотского и Восточно-Сибирского морей до выхода в Северо-Европейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама. На льдине вокруг ЛСП разместится лагерь, часть научной программы станции будет выполнена на борту судна. В пределах научного лагеря появятся метеорологический комплекс, магнитный павильон, океанографический терминал и ледоисследовательский комплекс. Непосредственно в лагере и на значительном удалении от него разместится пространственно-распределённая сеть наблюдений. Благодаря современному научно-техническому оснащению наблюдательные сети можно будет развернуть на удалении до нескольких десятков километров от ЛСП.

    На льдине оборудуют две вертолётные площадки. Также в районе станции будет устроена взлетно-посадочная полоса (ВПП) для приема самолетов типа АН-74. В период дрейфа запланированы две ротации личного состава Экспедиции и доставка необходимых грузов с использованием авиатранспорта.

    «Во время исследовательской деятельности будет использован кластерный подход – будут проведены исследования атмосферы, состояния льдов и океана. Также запланирован ряд междисциплинарных научных экспериментов. Благодаря тому, что лаборатории и средства обработки данных располагаются на борту судна, первые результаты научных работ будут получены уже в Арктике. Участники Экспедиции опробуют новые технологии организации и проведения современных комплексных научных исследований на базе ЛСП в Центральной Арктике. Выполнение научной программы станет беспрецедентным комплексным экспериментом в Арктическом бассейне», — подчеркнул Александр Макаров.

    В ходе экспедиции ученые проведут атмосферные, биологические, геофизические, океанографические, ледовые и другие исследования. Для этого будут использоваться современные измерительные устройства, включая автономные беспилотные наблюдательные платформы: буи, БПЛА, подводные аппараты.  Специальное оборудование позволит исследовать пробы из толщи воды со дна океана. Собранная информация с распределённой наблюдательной сети сохранится на специализированном сервере, размещенном на судне.

    Комплексные работы на льду позволят выполнить целый ряд под-спутниковых экспериментов. Их результаты улучшат дешифрирование спутниковых изображений ледяного покрова и повысят качество карт ледовой обстановки. Исследования характеристик ровного и деформированного льда, подледных течений, дрейфа и деформаций ледяного покрова в течение года улучшат численные модели эволюции ледяного покрова. Кроме того, итоги научной работы повысят качество прогнозирования параметров ледовой обстановки, что необходимо для обеспечения круглогодичного плавания в акватории СМП.

    Важной частью исследований в области судостроения и материаловедения станет изучение деформаций морского льда с использованием системы мониторинга ледовых нагрузок ЛСП. Корпус платформы, оснащенный специальными датчиками, позволит измерить параметры его состояния во время ледовых сжатий. Изучение этих процессов поможет исследовать механику деформации и разрушения морских льдов при взаимодействии с инженерными сооружениями и природными объектами.

    ЛСП «Северный полюс» - уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала на полярной станции при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость - не менее 10 узлов; прочность корпуса - Arc8; автономность по запасам топлива - около 2 лет; срок службы - не менее 25 лет.

    Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике.

    Распоряжением правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации.

    За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1993 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.

    Подробнее о платформе «Северный полюс» и задачах арктической экспедиции в спецпроекте медиа-группы «ПортНьюс» >>>>

    Смотрите сюжет «ПортНьюс ТВ» о спуске на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», который состоялся на АО «Адмиралтейские верфи» 18 декабря 2020 года >>>>

    Ссылки по теме:

    Адмиралтейские верфи завершили заводские ходовые испытания платформы «Северный полюс» >>>>

    Платформа «Северный полюс» отправится в первый рейс в сентябре 2022 года из Мурманска >>>>

    ЛСП «Северный полюс» планируется сдать в августе 2022 года >>>> 

    Первый рейс ЛСП «Северный полюс» ожидается в 2022 году – ААНИИ >>>>




2024 May 3

15:06 Astrakhan region ports’ cargo volume in Q1, 2024 soars 78%
14:32 Valenciaport participates in a European project to promote the use of renewable energy for self-consumption in the port
13:50 Seatrade reaches settlement with Dutch Public Prosecution Service
13:15 Dennis Tetzlaff appointed Chief Operating Officer Fleet at Stena Line
12:40 ONE releases financial result for FY2023
12:20 IMO biofouling project to address biodiversity threat extended
11:30 Corvus Energy to supply ESS for the first net zero subsea construction vessel
11:10 Damen launches fully electric RSD-E Tug 2513 for Port of Antwerp-Bruges
10:30 Port of Rotterdam reduces CO2 emissions by 10% in 2023
10:02 HD KSOE wins $286mn order for four MGCs
10:00 Russian seaports in Q1, 2024: Infographics and Analytics
09:00 HD Hyundai Heavy secures contract to build LNG carrier duo

2024 May 2

18:07 World’s most environmentally friendly tug fleet delivered to HaiSea Marine
17:38 SOHAR Port and Freezone sings agreement with METCORE for Mass Flow Meter Implementation
17:23 Unifeeder launches China Gulf Express
16:59 Allseas receives T&I contract for Gennaker offshore wind farm
16:30 CMA CGM’s newest container vessel visited the HHLA TK Estonia terminal
15:46 DP World introduces new rail route from China to Turkey
14:32 Hybrid technology to optimise energy use and cut emissions for Matson Navigation Company’s new LNG-powered container ships
13:54 Bureau Veritas awards AiP for TotalEnergies’ Skipe V2 tool
13:24 Hapag-Lloyd launches first dry container tracking product “Live Position”
12:58 Europe’s ports have €80 billion investment needs for the next 10 years
12:15 MABUX: Bunker Outlook, Week 18, 2024
11:42 APSEZ FY24 net profit jumps 50%
11:19 Tristar Eships to manage its carbon footprint with Wartsila’s Decarbonisation Services
10:48 Topsoe awarded contract to support FEED study for new low-carbon ammonia plant in Louisiana, US
09:26 Maersk posts Q1 2024 results

2024 May 1

17:13 Matson picks Kongsberg Maritime's hybrid technology for its new LNG-powered container ships
16:22 All American Marine delivers hydrofoil-assisted tour vessel to Phillips Glaciers
15:24 Corvus Energy to supply ESS for the first Net Zero Subsea Construction Vessel
14:02 Stena Line taps Dennis Tetzlaff as Chief Operating Officer Fleet
12:31 APSEZ secures AAA Rating – India’s first private infrastructure developer with AAA
11:57 Unifeeder continues its expansion in Latin America
10:09 IMO's Legal Committee finalizes new guidelines on seafarer criminalization

2024 April 30

16:14 LR grants AiP to H2SITE’s AMMONIA to H2POWER technology
15:17 IRS partners with MARIN to enhance technical expertise in shipbuilding
13:42 Allseas T&I contract for Gennaker offshore wind farm
12:03 CSSC and QatarEnergy sign agreement for construction of 18 Q-Max class LNG carriers
10:13 First ship departs Baltimore through limited access channel

2024 April 29

17:42 Abu Dhabi leaps a staggering 10 places in 2024 LMC Report
16:19 Norwegian engine builder Bergen Engines joins FME MarTrans initiative
15:13 Hitachi, Chantiers de l’Atlantique to seal French offshore substation contract
14:53 Port of Greenock given vote of confidence with new Türkiye container service
14:09 Aker Solutions ASA:announces first quarter results 2024
13:37 Gasum Group's Q1 sales volumes rose 73% due to higher natural gas volumes
12:14 New Zealand cruise market on track for recovery
11:40 Vitol announces satisfaction of a condition precedent relating to the golden power proceeding
10:41 JERA Energy India begins operations as JERA’s base of operations in the country

2024 April 28

15:13 IACS publishes new recommendation for conducting commissioning testing of BWMS
14:11 Skanska set for South Brooklyn Marine Terminal Buildout (SBMT)
12:27 Philly Shipyard and HD Hyundai Heavy Industries sign MoU
12:03 Equinor to commence second tranche of the 2024 share buy-back programme
10:16 Gebrüder Weiss enlarges logistics center in Budapest
09:37 Opening of MARIN's Seven Oceans Simulator centre (SOSc) in the Netherlands slated for May 2024

2024 April 27

16:36 National Transportation Safety Board: Undetected flooding from a through-hull pipe led to capsizing of dredging vessel
15:49 Chantiers de l’Atlantique picks Brunvoll propulsion for the world’s largest sailing ships
14:31 US Navy announces first MCM MP embarked on USS Canberra
13:42 Interim president Michelle Kruger takes helm at Austal USA
12:17 DEME annnounces start of share buyback program
10:28 Ships with Korean-made LNG containment face key supply chain disruptions

2024 April 26

18:04 Seaspan celebrates 30 years of ship repair in Victoria
17:31 HMM enhances maritime safety with AI technology
17:13 Potential Strait of Hormuz closure threatens 21% of global LNG supply - Drewry
16:42 Van Oord christens two new hybrid water injection dredgers and an unmanned survey vessel in Rotterdam
15:57 CMA CGM announces FAK rates from Asia to North Europe
15:24 MOL announced delivery of LPG dual-fuel LPG/ammonia carrier Aquamarine Progress II
14:53 DP World and Asian Terminals launch new Tanza Barge Terminal in Cavite
14:23 MH Simonsen orders eight hybrid methanol dual-fuel tankers at China’s Jiangxi New Jiangzhou Shipbuilding
13:47 DP World and Malaysia’s Sabah Ports form a partnership to manage Sapangar Bay Container Port
13:22 SCHOTTEL to equip Guangzhou Port Group’s latest e-tug with two RudderPropellers type SRP 360