• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Ученые МГУ исследуют более 100 тыс. кв. км акваторий Баренцева, Карского и Охотского...
  • 27 июня 2022 11:17

    Ученые МГУ исследуют более 100 тыс. кв. км акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока будут выполнены по заказу ООО «Газпром недра»

    Ученые географического факультета МГУ и специалисты по экологической безопасности исследуют более 100 тыс. кв. км акватории Баренцева, Карского и Охотского морей в июле и августе 2022 года. Исследователи отберут более 1000 проб морских вод и донных отложений, изучат состояние атмосферного воздуха, оценят условия жизни рыб, морских млекопитающих и птиц. Об этом сообщила пресс-служба географического факультета МГУ.

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока географы МГУ выполнят по заказу дочернего общества ПАО «Газпром» — ООО «Газпром недра».

    Отмечается, что наблюдение за состоянием окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов проводится в нашей стране ежегодно. Но впервые главным исполнителем таких масштабных работ является научно-образовательная организация — крупнейший в России коллектив географов, океанологов, гидробиологов.

    Трехлетний проект по экологическому мониторингу (2021-2023 гг.) позволит оценить в динамике состояние акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей на тех участках, где освоение природных ресурсов уже ведется или планируется. Полученные результаты помогут разработать превентивные меры для обеспечения экологической безопасности и бережного освоения человеком северных и дальневосточных регионов.

    В 2021 году в ходе морских рейсов географы МГУ совместно с коллегами уже получили более 800 проб воды, донных отложений, атмосферного воздуха, провели метеорологические, гидрофизические, гидрохимические исследования. В частности, они оценили содержание в морских водах тяжелых металлов. При этом пробы воды отбирались с четырех горизонтов.

    Лабораторные исследования проб, полученных в прошлом году, не выявили превышения нормативов ни по одному показателю. В 2022 году географы МГУ продолжат исследовать акватории Баренцева, Карского и Охотского морей.

    «Участие в таком масштабном проекте является действенным фактором развития научно-образовательной деятельности географического факультета. Теперь наши ученые и студенты могут работать в таких крупных производственных проектах, совершенствуя свои знания и навыки. Появился доступ к большому массиву актуальных данных о состоянии акваторий и атмосферы, которые могут быть использованы в дипломных и диссертационных работах. Кроме того, мы получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональным откликом природной среды на глобальное потепление и хозяйственным освоением территорий», — сказал декан географического факультета МГУ, академик РАН Сергей Добролюбов.

    В этом году также планируются три рейса: единый рейс по глубоководным участкам Баренцева и Карского морей на судне, обследование мелководных участков Тазовской и Байдарацкой губы, рейс по лицензионным участкам Охотского с судна. В экспедиционных рейсах примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ, профильных институтов РАН и ВНИРО.

    «Главным экологическим ограничением деятельности в морских акваториях является наличие особо охраняемых природных территорий. Одновременно освоение и разведка Арктического региона в целом и шельфа в частности является перспективной задачей для нашей страны. При этом физико-экологические условия здесь весьма специфичны. Комплексный подход к обеспечению экобезопасности и бережному освоению природных ресурсов Арктики был, есть и останется одной из приоритетных задач», — уверен координатор проекта от географического факультета МГУ Владимир Слободян.

    Баренцево море расположено на стыке Европы и России, что способствует активному судоходству в регионе. Кроме того, эта акватория неоднократно становилась ареной боевых действий. Результатом этого является большое количество загрязняющих веществ, поступающих как при движении судов, так и в результате разрушений затонувших или затопленных объектов. Баренцево море обладает уникальной системой течений, которые участвуют в глобальной системе Гольфстрим. Это способствует трансграничному переносу загрязняющих веществ. Акватория является районом активной рыбной ловли и добычи беспозвоночных. Все это обуславливают необходимость проведения обширных исследований течений и потоков переноса загрязняющих веществ, а также более детальных ихтиологических исследований.

    В акватории Карского моря проходит значительный отрезок Северного морского пути. Также море подвержено воздействию речных сточных вод. Свои воды сюда несут реки Енисей и Обь, которые подвержены активному воздействию вследствие наличия масштабных горнодобывающих и промышленных комплексов на прибрежных территориях. Специфика суровых природных условий Карского моря не позволяет формироваться значительным биомассам промысловых запасов рыб. Однако здесь есть благоприятные условия для некоторых арктических видов гидробионтов. Например, в 2013 году в Карском море были обнаружены значительные запасы сайки, небольшие скопления мойвы, камбалы, ерша, синекорого палтуса и краба-стригуна опилио. Одной из характерных особенностей Карского моря является возрастание солености поверхностных вод с востока на запад.

    В Охотском море работы по экомониторингу в 2022 году пройдут в акватории западной Камчатки и восточной акватории Сахалина. Эти участки очень ценны в рыбохозяйственном отношении. Здесь воспроизводятся и нагуливаются молоди наиболее важных промысловых видов минтая, камбал, трески, палтусов, обитают крупнейшие стада нерки, горбуши, лосося, кеты, кижуча и чавычи. Акватория западной Камчатки является местом обитания видов китов, занесенных в Красную книгу РФ: финвалов, сейвалов, Северных гладких и Гренландских китов. Актуальной экологической проблемой для акватории Охотского моря является загрязнение вод. Это обусловлено двумя аспектами. Первый, связан с наличием в регионе значительной концентрации морских рыбопромысловых и транспортных судов, что приводит к повышению в водах концентраций нефтепродуктов. Второй связан с поступлением в акваторию речных сточных вод, несущих следы антропогенного воздействия с побережья.




2024 May 3

14:32 Valenciaport participates in a European project to promote the use of renewable energy for self-consumption in the port
13:50 Seatrade reaches settlement with Dutch Public Prosecution Service
13:15 Dennis Tetzlaff appointed Chief Operating Officer Fleet at Stena Line
12:40 ONE releases financial result for FY2023
12:20 IMO biofouling project to address biodiversity threat extended
11:30 Corvus Energy to supply ESS for the first net zero subsea construction vessel
11:10 Damen launches fully electric RSD-E Tug 2513 for Port of Antwerp-Bruges
10:30 Port of Rotterdam reduces CO2 emissions by 10% in 2023
10:02 HD KSOE wins $286mn order for four MGCs
10:00 Russian seaports in Q1, 2024: Infographics and Analytics
09:00 HD Hyundai Heavy secures contract to build LNG carrier duo

2024 May 2

18:07 World’s most environmentally friendly tug fleet delivered to HaiSea Marine
17:38 SOHAR Port and Freezone sings agreement with METCORE for Mass Flow Meter Implementation
17:23 Unifeeder launches China Gulf Express
16:59 Allseas receives T&I contract for Gennaker offshore wind farm
16:30 CMA CGM’s newest container vessel visited the HHLA TK Estonia terminal
15:46 DP World introduces new rail route from China to Turkey
14:32 Hybrid technology to optimise energy use and cut emissions for Matson Navigation Company’s new LNG-powered container ships
13:54 Bureau Veritas awards AiP for TotalEnergies’ Skipe V2 tool
13:24 Hapag-Lloyd launches first dry container tracking product “Live Position”
12:58 Europe’s ports have €80 billion investment needs for the next 10 years
12:15 MABUX: Bunker Outlook, Week 18, 2024
11:42 APSEZ FY24 net profit jumps 50%
11:19 Tristar Eships to manage its carbon footprint with Wartsila’s Decarbonisation Services
10:48 Topsoe awarded contract to support FEED study for new low-carbon ammonia plant in Louisiana, US
09:26 Maersk posts Q1 2024 results

2024 May 1

17:13 Matson picks Kongsberg Maritime's hybrid technology for its new LNG-powered container ships
16:22 All American Marine delivers hydrofoil-assisted tour vessel to Phillips Glaciers
15:24 Corvus Energy to supply ESS for the first Net Zero Subsea Construction Vessel
14:02 Stena Line taps Dennis Tetzlaff as Chief Operating Officer Fleet
12:31 APSEZ secures AAA Rating – India’s first private infrastructure developer with AAA
11:57 Unifeeder continues its expansion in Latin America
10:09 IMO's Legal Committee finalizes new guidelines on seafarer criminalization

2024 April 30

16:14 LR grants AiP to H2SITE’s AMMONIA to H2POWER technology
15:17 IRS partners with MARIN to enhance technical expertise in shipbuilding
13:42 Allseas T&I contract for Gennaker offshore wind farm
12:03 CSSC and QatarEnergy sign agreement for construction of 18 Q-Max class LNG carriers
10:13 First ship departs Baltimore through limited access channel

2024 April 29

17:42 Abu Dhabi leaps a staggering 10 places in 2024 LMC Report
16:19 Norwegian engine builder Bergen Engines joins FME MarTrans initiative
15:13 Hitachi, Chantiers de l’Atlantique to seal French offshore substation contract
14:53 Port of Greenock given vote of confidence with new Türkiye container service
14:09 Aker Solutions ASA:announces first quarter results 2024
13:37 Gasum Group's Q1 sales volumes rose 73% due to higher natural gas volumes
12:14 New Zealand cruise market on track for recovery
11:40 Vitol announces satisfaction of a condition precedent relating to the golden power proceeding
10:41 JERA Energy India begins operations as JERA’s base of operations in the country

2024 April 28

15:13 IACS publishes new recommendation for conducting commissioning testing of BWMS
14:11 Skanska set for South Brooklyn Marine Terminal Buildout (SBMT)
12:27 Philly Shipyard and HD Hyundai Heavy Industries sign MoU
12:03 Equinor to commence second tranche of the 2024 share buy-back programme
10:16 Gebrüder Weiss enlarges logistics center in Budapest
09:37 Opening of MARIN's Seven Oceans Simulator centre (SOSc) in the Netherlands slated for May 2024

2024 April 27

16:36 National Transportation Safety Board: Undetected flooding from a through-hull pipe led to capsizing of dredging vessel
15:49 Chantiers de l’Atlantique picks Brunvoll propulsion for the world’s largest sailing ships
14:31 US Navy announces first MCM MP embarked on USS Canberra
13:42 Interim president Michelle Kruger takes helm at Austal USA
12:17 DEME annnounces start of share buyback program
10:28 Ships with Korean-made LNG containment face key supply chain disruptions

2024 April 26

18:04 Seaspan celebrates 30 years of ship repair in Victoria
17:31 HMM enhances maritime safety with AI technology
17:13 Potential Strait of Hormuz closure threatens 21% of global LNG supply - Drewry
16:42 Van Oord christens two new hybrid water injection dredgers and an unmanned survey vessel in Rotterdam
15:57 CMA CGM announces FAK rates from Asia to North Europe
15:24 MOL announced delivery of LPG dual-fuel LPG/ammonia carrier Aquamarine Progress II
14:53 DP World and Asian Terminals launch new Tanza Barge Terminal in Cavite
14:23 MH Simonsen orders eight hybrid methanol dual-fuel tankers at China’s Jiangxi New Jiangzhou Shipbuilding
13:47 DP World and Malaysia’s Sabah Ports form a partnership to manage Sapangar Bay Container Port
13:22 SCHOTTEL to equip Guangzhou Port Group’s latest e-tug with two RudderPropellers type SRP 360
12:57 FESCO Group proposes a mechanism in favour of Russian logistics operators over their foreign competitors in domestic transport market