• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Комитет Госдумы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку закона о...
  • 4 июля 2022 11:53

    Комитет Госдумы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку закона о регулировании морских нефтегазовых объектов

    Новации законопроекта смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации  объектов

    Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку и внесение закона о регулировании морских нефтегазовых объектов. Такое предложение содержится в документе по итогам выездного круглого стола на тему «О совершенствовании системы государственного регулирования морских нефтегазовых объектов». Мероприятие прошло в Астрахани 1 июля 2022 года. Об этом сообщила пресс-служба НА «Российское газовое общество» (РГО).

    Астрахань выбрана местом обсуждения темы, поскольку она стала одной из мощных нефтегазовых провинций, а развитие каспийских месторождений - одной из точек роста российской нефтегазовой промышленности.

    В российском секторе шельфа Каспийского моря расположены восемь месторождений: имени Ю. Корчагина, имени В. Филановского, имени Ю. Кувыкина, 170 километр, Хвалынское, Ракушечное, Центральное, им. В. Грайфера. По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн нефти и 3,1 триллиона кубометров газа. Извлекаемые запасы - 1,5 млрд тонн условного топлива.

    При этом Каспийский шельф с точки зрения добычи не менее сложен, чем шельфы арктических морей. Каспийское море – это сложная экосистема, заповедная зона, которая служит местом обитания ценных видов рыб, сложная ледовая обстановка. В отношении нефтегазовых проектов действуют требования по соблюдению «нулевого сброса» в окружающую среду – в воду не должно попадать ничего. На Каспии сложнейшие климатические условия – высокие ледовые, ветровые, волновые нагрузки, периодические резкие колебания уровня моря более 2,5 м.

    Месторождение им. Владимира Филановского, которое посетили представители органов власти, было открыто в 2005 году в северной части акватории Каспийского моря, в 220 километрах от Астрахани. Глубина моря составляет от 7 до 11 метров. Оно относится к крупнейшим, начальные извлекаемые запасы нефти - 129 млн тонн, природного газа - 30 млрд куб. м.

    Месторождение отличается уникальной геологией: высокая проницаемость коллекторов позволяет достигать рекордных начальных дебитов. Нефть месторождения отличается высоким качеством и относится к категории легкой малосернистой. Месторождение имени Филановского является центральным звеном транспортировки нефти с других месторождений Каспия.

    Открывая круглый стол, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что роль морской шельфовой добычи по мере истощения месторождений на континентальной части и ухудшения общей структуры запасов будет только расти. Сегодня углеводороды занимают в мировом энергобалансе 54%, и в среднесрочной перспективе эта цифра поменяется незначительно. Рост спроса на энергию в мире может быть удовлетворен только с помощью традиционных энергоресурсов. Попытки западных правительств искусственно ускорить энергопереход привели к росту цен на нефть и газ, энергетическому кризису, который начался задолго до спецоперации.

    Россия — один из лидеров мировой нефте- и газодобычи. При этом крупные действующие месторождения находятся в основном в стадии падающей добычи, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. Растет доля глубоководных и шельфовых месторождений. Соответственно, все более актуальным становится создание такой системы регулирования, которая способствовала бы их вовлечению в разработку. И речь идет не только об экономике в чистом виде, например, о налоговой поддержке, но и об администрировании. «Сегодня система госрегулирования морских нефтегазовых объектов очень сложна и запутана. Она насчитывает более 200 документов. Все их приходится учитывать. Деятельность морских нефтегазовых объектов контролирует 13 федеральных органов исполнительной власти. Для эффективного освоения морских нефтегазовых объектов необходима разработка комплексного законодательного регулирования всех этапов их ввода, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Один из вариантов - разработка и принятие отдельного федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Перечень этих актов, полагаю, будет довольно длинным», — заявил Павел Завальный.

    Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что нефтегазовые компании, работающие на шельфе Каспия, являются для региона бюджетообразующими. Так, выплачиваемый ими налог на прибыль дает 23% доходов бюджета Астраханской области. При этом несовершенство законодательства, его избыточность, противоречивость, а также  частые изменения в налоговой политике затрудняют развитие и самих морских нефтегазовых проектов, и прикаспийского региона. На областном уровне принимаются решения, стимулирующие компании работать на шельфе, но этого недостаточно.

    «Наша общая задача — на федеральном уровне установить понятные и постоянные правила для всех этапов жизни морских нефтегазовых объектов, чтобы они могли быть драйвером развития для экономики регионов и страны», — заявил Игорь Мартынов.

    Вице-губернатор — председатель правительства Астраханской области Олег Князев сделал акцент на то, что в текущей сложной экономической ситуации, в условиях санкций, затрудняющих высокотехнологичную добычу трудноизвлекаемых ресурсов, тем более важно актуализировать законодательство так, чтобы не усложнять еще сильнее работу недропользователей при одновременном сохранении контроля государства, прежде всего, в области безопасности. Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко заявила, что сегодня  освоение шельфа является одной из приоритетных государственных задач развития нефтегазовой отрасли.

    Сложившаяся экономическая ситуация лишь повышает значение разработки месторождений Каспия и Арктики, смещает экономическую активность в регионы, увеличивает значимость быстрого внедрения новых российских технологий. Несовершенство законодательства, избыточность регулирования становятся существенным риском, тормозящим разработку шельфа.

    Статс-секретарь Минэнерго рассказала о том, на какой стадии сегодня находится разработка законопроекта, выделяющего морские нефтегазовые объекты в отдельную категорию и, соответственно, полностью меняющего подход к их государственному регулированию.

    Концепция закона одобрена правительством РФ, законопроект согласован с федеральными органами исполнительной власти, и вскоре будет внесен в правительство. В Государственной Думе законопроект, скорее всего, появится в конце осенней сессии. Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко рассказал об особенностях каспийских месторождений и их разработки, а также о том, как идёт процесс ускоренного импортозамещения, вызванного санкционных давлением. В связи с отказом многих западных компаний-поставщиков оборудования и технологий от его обслуживания, разрывом контрактов, российским нефтегазовым компаниям приходится одновременно решать несколько задач в области поиска аналогов, реинжиниринга и перестройки логистики. Решение затрудняют отсутствие опыта у российских производителей технологий и оборудования для высокотехнологичной добычи, высокая загруженность производственных мощностей в связи с резким ростом заказов, нехватка программного обеспечения, незаинтересованность предприятий в производстве штучных продуктов.

    Однако российские нефтегазовые компании уже находят варианты решения основных проблем. При этом они нуждаются в поддержке государства, в том числе, в части сокращения административных барьеров. Результатом выхода из сложившихся трудностей за счет ускоренного импортозамещения станут обеспечение надежности эксплуатации объектов, поддержание уровней добычи, снижение затрат и сокращение сроков ввода нового отечественного оборудования и технологий.

    И.о заместителя генерального директора по работе с органами государственной власти «Газпром нефть шельф» Елена Костомаркина обратила внимание участников круглого стола на несколько важных моментов. Сегодня Россия отстает от государств-конкурентов по темпам освоения шельфа, демонстрирует невысокие темпы роста шельфовой добычи, при том, что, согласно документам стратегического планирования, именно шельф должен давать 30% добычи углеводородов. Одна из причин - именно излишние административные барьеры. Если в Великобритании морские нефтегазовые объекты регулирует 31 нормативно-правовой акт, в США - 13, в Норвегии - 6, то в России это 200.

    Представитель компании, работающей на арктическом шельфе, озвучила наиболее значимые новации законопроекта, которые смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации морских нефтегазовых объектов с 5,5 и более лет до 4 и даже меньше.

    Это выделение таких объектов в отдельную категорию; определение единого уполномоченного ФОИВ по вопросам безопасности, включая проведение государственной экспертизы, в лице Ростехнадзора; закрепление в документе конкретных требований к безопасности морских нефтегазовых объектов, что, позволит обеспечить более эффективный контроль за безопасностью морских нефтегазовых объектов и при этом сократить сроки и расходы на введение в эксплуатацию объектов;- оптимизация процедуры проведения государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов; внедрение риск-ориентированного подхода и деклараций безопасности морских нефтегазовых объектов. Заместитель руководителя Ростехнадзора Вадим Сергеев сообщил, что ведомство поддерживает изменение подхода к регулированию морских нефтегазовых объектов при условии сохранение жестких требований промышленной и экологической безопасности и контроля со стороны государства. Заместитель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ «Российский морской регистр» Владимир Евенко также поддержал законопроект и выразил надежду на его скорейшее принятие.

    Комитет Госдумы по энергетике полагает, что формирование нового правового режима морских нефтегазовых объектов позволит существенно сократить сроки их введения в эксплуатацию, повысить эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья во внутренних морских водах, на континентальном шельфе России, в российском секторе Каспийского моря.

    Комитет будет рекомендовать правительству РФ: рассмотреть возможность использования подхода, который выделяет морские нефтегазовые объекты в самостоятельный объект регулирования, что позволяет учитывать их уникальные особенности; рассмотреть возможность консолидации надзорных и контрольных функций в рамках одного специального надзорного органа; предусмотреть разработку порядка проведения единой комплексной государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов с одновременным исключением прочих экспертиз; предусмотреть возможность создания декларации безопасности морского нефтегазового объекта в качестве единого основного документа.

    Министерству энергетики РФ комитет рекомендует ускорить доработку и внесение в установленном порядке в правительство РФ проекта федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Также рекомендации будут дополнены темами развития долгосрочной кооперации российских компаний (по примеру ГК «Росатом»), являющегося одним из лидеров в производстве оборудования для СПГ-проектов высокотехнологичной добычи, и регулирования и стимулирования параллельного импорта для нужд нефтегазовой отрасли.

    Фотографии предоставлены пресс-службо РГО




2024 May 4

12:08 Australian Govt selects BAE Systems and ASC to build sovereign nuclear powered submarines
10:51 Van Oord’s heavy lift installation vessel undergoes upgrade

2024 May 3

18:00 Holland America Line begins pilot test of renewable fuels on its flagship, Rotterdam
17:20 European Hydrogen Bank auction provides €720 million for renewable hydrogen production in Europe
17:06 GTT and PipeChina Innovation sign a License Agreement for the use of GTT membrane containment technology for onshore LNG storage
16:43 CMA CGM to launch M2X - Mexico Express Service connecting Far East to Mexico
16:31 Wartsila to supply the engines for a new Canadian Coast Guard Polar Icebreaker
15:58 The Port of Long Beach celebrates “Tri-gen” system for producing renewable hydrogen, electricity and water
15:06 Astrakhan region ports’ cargo volume in Q1, 2024 soars 78%
14:32 Valenciaport participates in a European project to promote the use of renewable energy for self-consumption in the port
13:50 Seatrade reaches settlement with Dutch Public Prosecution Service
13:15 Dennis Tetzlaff appointed Chief Operating Officer Fleet at Stena Line
12:40 ONE releases financial result for FY2023
12:20 IMO biofouling project to address biodiversity threat extended
11:30 Corvus Energy to supply ESS for the first net zero subsea construction vessel
11:10 Damen launches fully electric RSD-E Tug 2513 for Port of Antwerp-Bruges
10:30 Port of Rotterdam reduces CO2 emissions by 10% in 2023
10:02 HD KSOE wins $286mn order for four MGCs
10:00 Russian seaports in Q1, 2024: Infographics and Analytics
09:00 HD Hyundai Heavy secures contract to build LNG carrier duo

2024 May 2

18:07 World’s most environmentally friendly tug fleet delivered to HaiSea Marine
17:38 SOHAR Port and Freezone sings agreement with METCORE for Mass Flow Meter Implementation
17:23 Unifeeder launches China Gulf Express
16:59 Allseas receives T&I contract for Gennaker offshore wind farm
16:30 CMA CGM’s newest container vessel visited the HHLA TK Estonia terminal
15:46 DP World introduces new rail route from China to Turkey
14:32 Hybrid technology to optimise energy use and cut emissions for Matson Navigation Company’s new LNG-powered container ships
13:54 Bureau Veritas awards AiP for TotalEnergies’ Skipe V2 tool
13:24 Hapag-Lloyd launches first dry container tracking product “Live Position”
12:58 Europe’s ports have €80 billion investment needs for the next 10 years
12:15 MABUX: Bunker Outlook, Week 18, 2024
11:42 APSEZ FY24 net profit jumps 50%
11:19 Tristar Eships to manage its carbon footprint with Wartsila’s Decarbonisation Services
10:48 Topsoe awarded contract to support FEED study for new low-carbon ammonia plant in Louisiana, US
09:26 Maersk posts Q1 2024 results

2024 May 1

17:13 Matson picks Kongsberg Maritime's hybrid technology for its new LNG-powered container ships
16:22 All American Marine delivers hydrofoil-assisted tour vessel to Phillips Glaciers
15:24 Corvus Energy to supply ESS for the first Net Zero Subsea Construction Vessel
14:02 Stena Line taps Dennis Tetzlaff as Chief Operating Officer Fleet
12:31 APSEZ secures AAA Rating – India’s first private infrastructure developer with AAA
11:57 Unifeeder continues its expansion in Latin America
10:09 IMO's Legal Committee finalizes new guidelines on seafarer criminalization

2024 April 30

16:14 LR grants AiP to H2SITE’s AMMONIA to H2POWER technology
15:17 IRS partners with MARIN to enhance technical expertise in shipbuilding
13:42 Allseas T&I contract for Gennaker offshore wind farm
12:03 CSSC and QatarEnergy sign agreement for construction of 18 Q-Max class LNG carriers
10:13 First ship departs Baltimore through limited access channel

2024 April 29

17:42 Abu Dhabi leaps a staggering 10 places in 2024 LMC Report
16:19 Norwegian engine builder Bergen Engines joins FME MarTrans initiative
15:13 Hitachi, Chantiers de l’Atlantique to seal French offshore substation contract
14:53 Port of Greenock given vote of confidence with new Türkiye container service
14:09 Aker Solutions ASA:announces first quarter results 2024
13:37 Gasum Group's Q1 sales volumes rose 73% due to higher natural gas volumes
12:14 New Zealand cruise market on track for recovery
11:40 Vitol announces satisfaction of a condition precedent relating to the golden power proceeding
10:41 JERA Energy India begins operations as JERA’s base of operations in the country

2024 April 28

15:13 IACS publishes new recommendation for conducting commissioning testing of BWMS
14:11 Skanska set for South Brooklyn Marine Terminal Buildout (SBMT)
12:27 Philly Shipyard and HD Hyundai Heavy Industries sign MoU
12:03 Equinor to commence second tranche of the 2024 share buy-back programme
10:16 Gebrüder Weiss enlarges logistics center in Budapest
09:37 Opening of MARIN's Seven Oceans Simulator centre (SOSc) in the Netherlands slated for May 2024

2024 April 27

16:36 National Transportation Safety Board: Undetected flooding from a through-hull pipe led to capsizing of dredging vessel
15:49 Chantiers de l’Atlantique picks Brunvoll propulsion for the world’s largest sailing ships
14:31 US Navy announces first MCM MP embarked on USS Canberra
13:42 Interim president Michelle Kruger takes helm at Austal USA
12:17 DEME annnounces start of share buyback program
10:28 Ships with Korean-made LNG containment face key supply chain disruptions

2024 April 26

18:04 Seaspan celebrates 30 years of ship repair in Victoria
17:31 HMM enhances maritime safety with AI technology