• 23 июля 2022 13:40

    Первая отечественная подлодка 60 лет назад достигла Северного полюса

    Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации
    Первая отечественная атомная подлодка К-3 с бригадой специалистов из ЦНИИ «Электроприбор» на борту 60 лет назад впервые достигла Северного полюса. Это произошло в июле 1962 года.
    Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации. Ни один из известных в то время методов курсоуказания не мог использоваться для ее решения. Астрономическим обсервациям препятствовал ледяной покров океана. Направляющая сила гироскопического компаса убывает до нуля по мере приближения к полюсу. Магнитный компас также неработоспособен, так как магнитный Северный полюс перемещается недалеко от географического.
    Данную проблему решил «Электроприбор». В дополнение к имевшемуся на К-3 навигационному комплексу «Плутон», который мог использоваться только до широты 80 градусов, был размещен опытный образец комплекса «Сила-Н», построенного на наиболее точном в то время шаро-вом гироскопе с газовой опорой ротора.
    Это позволило в приполюсном районе перейти от выработки курса гирокомпасами к хранению направления на полюс гироазимутами. Специальная обработка информации от гироскопических систем обеспечила малую возмущаемость выходных данных при маневрировании АПЛ. Для исключения особой точки Северного полюса на картах с меркаторовской системой координат была изобретена квазигеографическая система координат, в которой полюс находится в Западном полушарии на пересечении 180 градусов меридиана и экватора.
    В походе к полюсу участвовала бригада «Электроприбора» в составе: Н.П. Биденко, Р.В. Запатрина, А.А. Кузнецова, Б.К. Лукина. Руководителем был главный конструктор комплекса «Сила-Н», начальник отдела навигации В.И. Маслевский.
    Выходили к полюсу наиболее простым в навигационном отношении марш-рутом — между Гренландией и Шпицбергеном, но с высокой вероятно-стью встречи с айсбергами, и они действительно попадались. Северного полюса достигли 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут. Ледовая обстановка не позволила всплыть на полюсе, К-3 прошла в Западное полушарие, развернулась и вновь пересекла полюс. Только более чем в ста милях от полюса было найдено разводье, пригодное для всплытия, и штурман произвел обсервацию. Погрешность комплекса была значительной, но навигационная безопасность обеспечивалась.
    Всем участникам похода были вручены государственные награды, в том числе В.И. Маслевскому — орден Ленина. За успешное решение проблемы навигации в Арктике институт получил первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.

    Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации

    Первая отечественная атомная подлодка К-3 с бригадой специалистов из ЦНИИ «Электроприбор» на борту 60 лет назад впервые достигла Северного полюса. Это произошло в июле 1962 года.

    Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации. Ни один из известных в то время методов курсоуказания не мог использоваться для ее решения. Астрономическим обсервациям препятствовал ледяной покров океана. Направляющая сила гироскопического компаса убывает до нуля по мере приближения к полюсу. Магнитный компас также неработоспособен, так как магнитный Северный полюс перемещается недалеко от географического.

    Данную проблему решил «Электроприбор». В дополнение к имевшемуся на К-3 навигационному комплексу «Плутон», который мог использоваться только до широты 80 градусов, был размещен опытный образец комплекса «Сила-Н», построенного на наиболее точном в то время шаро-вом гироскопе с газовой опорой ротора.

    Это позволило в приполюсном районе перейти от выработки курса гирокомпасами к хранению направления на полюс гироазимутами. Специальная обработка информации от гироскопических систем обеспечила малую возмущаемость выходных данных при маневрировании АПЛ. Для исключения особой точки Северного полюса на картах с меркаторовской системой координат была изобретена квазигеографическая система координат, в которой полюс находится в Западном полушарии на пересечении 180 градусов меридиана и экватора.

    В походе к полюсу участвовала бригада «Электроприбора» в составе: Н.П. Биденко, Р.В. Запатрина, А.А. Кузнецова, Б.К. Лукина. Руководителем был главный конструктор комплекса «Сила-Н», начальник отдела навигации В.И. Маслевский.

    Выходили к полюсу наиболее простым в навигационном отношении марш-рутом — между Гренландией и Шпицбергеном, но с высокой вероятно-стью встречи с айсбергами, и они действительно попадались. Северного полюса достигли 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут. Ледовая обстановка не позволила всплыть на полюсе, К-3 прошла в Западное полушарие, развернулась и вновь пересекла полюс. Только более чем в ста милях от полюса было найдено разводье, пригодное для всплытия, и штурман произвел обсервацию. Погрешность комплекса была значительной, но навигационная безопасность обеспечивалась.

    Всем участникам похода были вручены государственные награды, в том числе В.И. Маслевскому — орден Ленина. За успешное решение проблемы навигации в Арктике институт получил первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.


2024 May 23

18:00 Cadeler places order to build its third A-class vessel
17:34 Van Oord successfully installs first monopile using KENC’s flange mounted upending tool
17:12 The fire engulfed approximately 600 square meters of metal waste on industrial premises at the port of Hamburg
16:57 Hapag-Lloyd resumes CGX service between China, West Africa and Germany
16:38 The world's first methanol-powered container ship now on weekly service to the Port of Gothenburg
15:32 Inmarsat launches combined VSAT, LEO and LTE managed connectivity service
14:52 Dominican Republic, Oman and Saudi Arabia join the International Transport Forum
14:21 Canada’s TMX pipeline expansion to boost Asian crude oil trade
13:44 Norwegian Cruise Line expands its presence across Asia Pacific, Australia and New Zealand with over 30 new itineraries
13:21 Canadian Coast Guard issues $15,000 fine for a hazardous vessel
13:18 MABUX: Bunker Outlook, Week 21, 2024
12:51 Dunkerque LNG launches a request for interest for its Small Scale LNG services
12:11 SITC signs a strategic cooperation framework agreement with Fujian Port Group
11:40 Wartsila to convert two Scandlines ferries to plug-in hybrid operation
11:03 Hapag-Lloyd upgrades sea shuttle service between Ukraine and Romania
10:30 Japanese companies complete the early stages of a cross-industry project to create a secure data exchange system between shipyards and shipowners
10:02 GTT Strategic Ventures and Engie New Ventures jointly invest in CryoCollect to support the development of a unique CO2 capture technology for biogas
09:25 NatPower Marine and Peel Ports Group announce plans for first ‘green shipping corridor’ between UK and Ireland

2024 May 22

18:01 Sea-Intelligence: Avg. minimum transit time up 39% on Asia-MED
17:46 Kongsberg Maritime announces energy-efficient upgrade for Solstad’s Normand Sentinel
17:23 FMC launches investigation of the impact of Canadian regulations on U.S.-flag carriers
16:59 Dataloy Systems launches groundbreaking widgets at Breakbulk Rotterdam
15:34 Pyxis Tankers announces JV agreement to acquire modern dry-bulk vessel
15:32 Vympel unveils two concepts of a universal dry bulk / container carrier of Project 00111 Belomorets
14:25 LR awards Approval in Principle to Seaspan Corporation for next generation feeder ship design
13:59 HD KSOE, SHI faces 1trn won contract delays
13:22 HD Hyundai Marine Solution builds ship smartcare center in Busan
12:42 BBC Chartering takes delivery of first “LakerMax” newbuilding, MV BBC LEER
12:16 Copenhagen Port of Malmo and Green2x enter into a partnership to design and operate a biofuel production plant
11:58 Aker BP extends Deepsea Nordkapp firm contract to end 2026
11:20 Echandia secures an order for the delivery of battery systems to a Northern European ferry operator
10:43 Asso.subsea and Nexans join forces on historic Celtic Interconnector Project
09:59 EST-Floattech supplies Octopus battery systems to Wight Shipyard for river Thames

2024 May 21

18:02 MOL holds completion ceremony for newly completed operation and maintenance training facility for offshore wind power generation in Kitakyushu
17:37 SAFEEN Group trials first electric tug in Middle East for Marine Services fleet
17:13 First vessel in new fleet of next generation Parramatta River ferries enters service
16:59 Port Houston container volumes up 5% to 324,177 TEUs in April 2024
16:25 The first prototype trials of the Blue Visby solution demonstrate significant savings of CO2 emissions
15:40 New Times Shipbuilding launches LNG dual-fuel bulker for Eastern Pacific Shipping
15:24 New container service to connect the Chinese port of Qingdao with Mexico
14:52 Astrakhan SRZ launches the Project 22870 Rescue Tug Mikhail Chekov
14:47 TFG Marine’s dual-fuel bunker vessel wraps up first refueling in Singapore
14:12 New Zealand’s Kotahi and Maersk sign a second long term freight agreement to December 2034
13:24 TotalEnergies launches the Kaminho deepwater project in Angola
12:04 Headway Methanol Fuel Supply System supports the successful FAT of China's first methanol dual-fuel low-speed engine
11:17 Alfa Laval receives over 100 orders for its low-flashpoint fuel supply system FCM Methanol
10:45 Port of Los Angeles container volume increases 12% to 770,337 TEU in April 2024

2024 May 20

18:00 ADNOC secures equity position and LNG offtake agreement in NextDecades Rio Grande LNG Project
17:31 EDGE Group and Fincantieri formalise MAESTRAL shipbuilding JV and announce 400 mln euro order for 10 naval vessels
17:02 Genevos awarded European Commission funding for hydrogen fishing vessel demonstrator in ‘H2-SEAS’ consortium
16:43 MAI to invest in ship investment fund managed by Navigare Capital Partners
16:29 Three year collaboration between EMEC and FloWave offers wave and tidal energy developers ‘try-before-you-buy’ site simulation capability
15:58 IndustriAll Europe and SEA Europe agree on joint priorities ahead of the 2024 EU elections
14:51 Fincantieri shipyard launches Logistic Support Ship ‘Atlante’ for the Italian Navy's fleet
13:24 MOL Cruises announces the six inaugural cruises of MITSUI OCEAN FUJI
12:21 Deltamarin designs CO2 carrier of Ecolog
11:50 Tsakos Energy Navigation plans to invest $2 billion to create a 100% green fleet by 2030
11:23 Horizon Tankers order six newbuilds in China
10:55 Turkish-owned cargo ship sinks off Romania
10:15 Serica Energy receives final approval from the NSTA to develop the 100% owned and operated Belinda field

2024 May 19

15:43 RWE, Masdar award geophysical surveys contract for DBS West offshore wind farm
14:27 Intesa Sanpaolo and Fincantieri for the energy transition of maritime and air transport
14:03 MSC Cruises to expand at Port Canaveral with the arrival of the MSC Grandiosa
13:56 Noatum launches maritime services in Türkiye
12:44 New Pipeline Transition Alliance to focus on re-purposing natural gas infrastructure to hydrogen service
11:29 Yantai CIMC Raffles Offshore Ltd. shipyard launches dual-fuel offshore installation vessel for Van Oord
11:23 Major Scottish export terminal invests £750,000 to boost refrigerated cargo capabilities
10:12 Jan De Nul orders new XL cable-laying vessel

2024 May 18

15:24 SNAM's Q1 total revenues declined 1.9% to 895 million euros
14:17 KOTUG Int'l successfully pilots Tug Drone technology