• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Стоимостный объем российского экспорта упал на 35% в первом квартале 2023 года — ЦБ
  • 20 апреля 2023 18:16

    Стоимостный объем российского экспорта упал на 35% в первом квартале 2023 года — ЦБ

    Это произошло из‑за ухудшения ценовой конъюнктуры и увеличения дисконта для российской нефти

    Стоимостный объем российского экспорта товаров в январе-марте 2023 года снизился на 35% с исторического максимума аналогичного периода прошлого года. В значительной степени это произошло из‑за ухудшения ценовой конъюнктуры на мировом рынке и увеличения дисконта для российской нефти, говорится в информационном-аналитическом комментарии ЦБ РФ «Платежный баланс Российской Федерации» за первый квартал 2023 года.

    «Понижательное давление на экспорт оказывала также обеспокоенность относительно перспектив мировой экономики. Вместе с тем стоимостный объем экспорта товаров в I квартале 2023 года сложился на 8% выше, чем в аналогичный период 2021 года. Поддержку экспорту оказывали перенаправление поставок, а также хороший урожай», — сказано в документе.

    Стоимость нефтяного экспорта сократилась из‑за снижения цены, эмбарго и ценового потолка ряда стран на российскую нефть и нефтепродукты. Цена на нефть марки Brent (международный стандарт ценообразования) опустилась на 18% год к году — до $81 за баррель в среднем в I квартале 2023 года. Цены на российскую нефть снизились сильнее. Дисконт для российской нефти к нефти марки Brent расширился, в том числе в связи с ценовым потолком.

    В Банке России отмечают, что сокращение нефтяного экспорта в ЕС компенсировалось увеличением поставок в азиатские страны, которые привлечены скидками. Отчасти перенаправлению экспорта способствовало то, что на большой объем поставок не распространялся запрет компаниям западных стран предоставлять услуги по транспортировке российской нефти морским путем в третьи страны, так как цена на российскую нефть опустилась ниже ценового потолка.

    На экспорте газа сказалось снижение мировых цен с рекордных максимумов прошлого года. По данным Всемирного банка, в первом квартале 2023 года индекс цен на газ опустился на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    Цена на газ в Европе упала почти в 2 раза — до $639 за 1 тыс. куб. м в среднем в первом квартале 2023 года. Это связано с теплой погодой и значительными запасами газа в ЕС. В то же время она сложилась более чем в 2,5 раза выше, чем в аналогичный период 2021 года.

    Физический объем экспорта сохранялся вблизи уровня IV квартала 2022 года, хотя и значительно сократился в годовом исчислении, в большей степени за счет приостановки прокачки газа в ЕС по трубопроводу «Северный поток – 1» с конца августа прошлого года. Вместе с тем продолжались поставки в Европу транзитом через Украину и по «Турецкому потоку». Вырос экспорт газа в Китай.

    В ненефтегазовом экспорте товаров понижательное давление на стоимостный объем также оказывало влияние ухудшение ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Мировые цены на металлы снизились из‑за избыточного предложения и невысокого спроса. Уголь тоже подешевел из‑за снижения спроса в Европе и Азии на фоне теплой погоды. На стоимостный объем повлияло необходимое для перенаправления потоков на новые рынки предоставление значительных скидок.

    На физическом объеме экспорта некоторых товаров сказалось усиление санкционных ограничений. В первой половине января 2023 года вступил в полную силу запрет на импорт в ЕС ряда изделий из железа и стали.

    Экспорт продукции химической промышленности сдерживался вывозными пошлинами на удобрения, которые установлены с 1 января 2023 года. Вместе с тем ненефтегазовый экспорт поддерживали переориентация поставок, а также высокие запасы зерновых благодаря хорошему урожаю прошлого года и продление зерновой сделки.

    Вместе с тем в Центробанке отмечают продолжающееся восстановление импорта. В отчетный период стоимостный объем ввезенных товаров превысил уровень аналогичного периода прошлого года и вырос на 11% по сравнению с I кварталом 2021 года. Выпадение поставок из ЕС компенсировалось наращиванием импорта из других стран. По данным Евростата, стоимостный объем поставок ЕС в Россию сократился в 2 раза год к году в январе 2023 года в основном за счет машин, оборудования и транспортных средств. Восстановлению импорта товаров к январю-марту 2022 года способствовали механизм параллельного импорта и укрепление рубля.

    Реальный эффективный курс рубля вырос на 24% год к году в первом квартале 2023 года.


2024 May 3

11:30 Corvus Energy to supply ESS for the first net zero subsea construction vessel
11:10 Damen launches fully electric RSD-E Tug 2513 for Port of Antwerp-Bruges
10:30 Port of Rotterdam reduces CO2 emissions by 10% in 2023
10:02 HD KSOE wins $286mn order for four MGCs
10:00 Russian seaports in Q1, 2024: Infographics and Analytics
09:00 HD Hyundai Heavy secures contract to build LNG carrier duo

2024 May 2

18:07 World’s most environmentally friendly tug fleet delivered to HaiSea Marine
17:38 SOHAR Port and Freezone sings agreement with METCORE for Mass Flow Meter Implementation
17:23 Unifeeder launches China Gulf Express
16:59 Allseas receives T&I contract for Gennaker offshore wind farm
16:30 CMA CGM’s newest container vessel visited the HHLA TK Estonia terminal
15:46 DP World introduces new rail route from China to Turkey
14:32 Hybrid technology to optimise energy use and cut emissions for Matson Navigation Company’s new LNG-powered container ships
13:54 Bureau Veritas awards AiP for TotalEnergies’ Skipe V2 tool
13:24 Hapag-Lloyd launches first dry container tracking product “Live Position”
12:58 Europe’s ports have €80 billion investment needs for the next 10 years
12:15 MABUX: Bunker Outlook, Week 18, 2024
11:42 APSEZ FY24 net profit jumps 50%
11:19 Tristar Eships to manage its carbon footprint with Wartsila’s Decarbonisation Services
10:48 Topsoe awarded contract to support FEED study for new low-carbon ammonia plant in Louisiana, US
09:26 Maersk posts Q1 2024 results

2024 May 1

17:13 Matson picks Kongsberg Maritime's hybrid technology for its new LNG-powered container ships
16:22 All American Marine delivers hydrofoil-assisted tour vessel to Phillips Glaciers
15:24 Corvus Energy to supply ESS for the first Net Zero Subsea Construction Vessel
14:02 Stena Line taps Dennis Tetzlaff as Chief Operating Officer Fleet
12:31 APSEZ secures AAA Rating – India’s first private infrastructure developer with AAA
11:57 Unifeeder continues its expansion in Latin America
10:09 IMO's Legal Committee finalizes new guidelines on seafarer criminalization

2024 April 30

16:14 LR grants AiP to H2SITE’s AMMONIA to H2POWER technology
15:17 IRS partners with MARIN to enhance technical expertise in shipbuilding
13:42 Allseas T&I contract for Gennaker offshore wind farm
12:03 CSSC and QatarEnergy sign agreement for construction of 18 Q-Max class LNG carriers
10:13 First ship departs Baltimore through limited access channel

2024 April 29

17:42 Abu Dhabi leaps a staggering 10 places in 2024 LMC Report
16:19 Norwegian engine builder Bergen Engines joins FME MarTrans initiative
15:13 Hitachi, Chantiers de l’Atlantique to seal French offshore substation contract
14:53 Port of Greenock given vote of confidence with new Türkiye container service
14:09 Aker Solutions ASA:announces first quarter results 2024
13:37 Gasum Group's Q1 sales volumes rose 73% due to higher natural gas volumes
12:14 New Zealand cruise market on track for recovery
11:40 Vitol announces satisfaction of a condition precedent relating to the golden power proceeding
10:41 JERA Energy India begins operations as JERA’s base of operations in the country

2024 April 28

15:13 IACS publishes new recommendation for conducting commissioning testing of BWMS
14:11 Skanska set for South Brooklyn Marine Terminal Buildout (SBMT)
12:27 Philly Shipyard and HD Hyundai Heavy Industries sign MoU
12:03 Equinor to commence second tranche of the 2024 share buy-back programme
10:16 Gebrüder Weiss enlarges logistics center in Budapest
09:37 Opening of MARIN's Seven Oceans Simulator centre (SOSc) in the Netherlands slated for May 2024

2024 April 27

16:36 National Transportation Safety Board: Undetected flooding from a through-hull pipe led to capsizing of dredging vessel
15:49 Chantiers de l’Atlantique picks Brunvoll propulsion for the world’s largest sailing ships
14:31 US Navy announces first MCM MP embarked on USS Canberra
13:42 Interim president Michelle Kruger takes helm at Austal USA
12:17 DEME annnounces start of share buyback program
10:28 Ships with Korean-made LNG containment face key supply chain disruptions

2024 April 26

18:04 Seaspan celebrates 30 years of ship repair in Victoria
17:31 HMM enhances maritime safety with AI technology
17:13 Potential Strait of Hormuz closure threatens 21% of global LNG supply - Drewry
16:42 Van Oord christens two new hybrid water injection dredgers and an unmanned survey vessel in Rotterdam
15:57 CMA CGM announces FAK rates from Asia to North Europe
15:24 MOL announced delivery of LPG dual-fuel LPG/ammonia carrier Aquamarine Progress II
14:53 DP World and Asian Terminals launch new Tanza Barge Terminal in Cavite
14:23 MH Simonsen orders eight hybrid methanol dual-fuel tankers at China’s Jiangxi New Jiangzhou Shipbuilding
13:47 DP World and Malaysia’s Sabah Ports form a partnership to manage Sapangar Bay Container Port
13:22 SCHOTTEL to equip Guangzhou Port Group’s latest e-tug with two RudderPropellers type SRP 360
12:57 FESCO Group proposes a mechanism in favour of Russian logistics operators over their foreign competitors in domestic transport market
12:39 SSK shipyard launches the Project 14400 support ship Nikolai Kamov in the Nizhny Novgorod region
12:33 Six companies start a joint study for the establishment of an ammonia supply chain based in the Tomakomai area of Hokkaido
11:52 European shipowners welcome 40% production benchmark for clean shipping fuels in Europe
11:14 Greek shipowners leaders in the secondary market once again
10:08 MPCC secures ECA-covered sustainable financing for its dual-fuel methanol newbuildings