• Home
  • Maritime industry news - PortNews
  • Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания - эксперты
  • 17 апреля 2009 09:01

    Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания - эксперты

    Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания. По мнению экспертов "INFOLine-Аналитика", это обусловлено ростом масштаба неплатежей лизингополучателей, девальвацией рубля, сохранением значительного профицита подвижного состава и ухудшением финансового положения потенциальных клиентов. Наиболее значительные проблемы в 2009-2010 гг. будут у компаний, активно приобретавших в 2008 году хопперы-цементовозы, поскольку более 50% парка данного вида подвижного состава простаивают и генерируют для собственников не доход, а убыток, также трудности коснутся покупателей фитинговых платформ и полувагонов.

    В условиях экономического кризиса ключевыми проблемами лизинговых компаний, работающих в сегменте железнодорожной техники стали рост стоимости номинированных в иностранной валюте пассивов в результате девальвации рубля, по данным экспертов, большинство российских лизинговых компаний активно фондировались в иностранных банках. Также усложнили ситуацию ограниченные возможности и высокая стоимость кредитных ресурсов в российских банках и практически полное отсутствие возможности привлечь заемные средства в рублях, а также значительный профицит подвижного состава. По данным аналитиков, по состоянию на март 2009 года простаивало более 100 тыс. вагонов инвентарного парка и более 130 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям и ОАО "ПГК".  

    В течение 2007-2008 гг. приватный парк грузовых вагонов (без учета ОАО "ПГК", ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рейлтрансавто" и ОАО "Рефсервис") увеличился более чем на 84 тыс. единиц, в том числе парк в собственности лизинговых компаний на 63,5 тыс. единиц.


    Таким образом, лизинговые компании обеспечили более 75% прироста парка подвижного состава. По итогам 2008 года доля парка в собственности лизинговых компаний в общем объеме частного парка выросла почти до 32%. Кроме того, в 2003-2007 гг. лизинговыми компаниями передано в финансовый лизинг ОАО "РЖД" около 24,5 тыс. полувагонов (в том числе 7,88 тыс. – в 2007 году) и ОАО "Трансконтейнер" – 1600 фитинговых платформ. Ключевыми изменениями стало снижение доли полувагонов после отказа ОАО "РЖД" от закупок подвижного состава по лизинговым схемам и значительное увеличение доли цементовозов, фитинговых платформ и крытых вагонов.

    По оценкам, 80% рынка лизингового подвижного состава приходится на 16 крупнейших компаний. При этом более 86% сделок, заключенных в 2003-2008 гг., связаны с финансовым лизингом. Это обусловлено тем, что в условиях роста цен на подвижной состав лизингополучатель мог быстрее наращивать стоимость активов именно по схеме финансового лизинга. Оперативный лизинг, не предполагающий обязательств по выкупу подвижного состава после завершения определенного в договоре срока использования, в 2006-2008 гг. был более дорогим для лизингополучателя, так как не позволял наращивать активы за счет увеличения стоимости предмета лизинга. Сделки по передаче подвижного состава клиентам по договорам оперативного лизинга в 2007-2008 гг. осуществляли 3 компании (ООО "Брансвик Рейл Лизинг", ЗАО "ЗР" и ЗАО "Транслизинг-сервис"), а общий объем парка вагонов, переданных этим компаниями в операционный лизинг, по состоянию на 1 января 2009 года составил около 15,5 тыс. единиц (10,4 тыс., 3,4 тыс. и 1,7 тыс. – соответственно).

    В условиях кризиса схема оперативного лизинга оказалась экономически более эффективной для лизингополучателей, так как не предполагает приобретения подвижного состава по завышенной стоимости. Кроме того, схему операционного лизинга чаще использовали компании грузовладельцы (например, клиентами ООО "Брансвик Рейл Лизинг" являются "ФосАгро" и "СУЭК"), для которых перевозки не являются основным бизнесом, а грузовые вагоны привлекательными активами.


    В условиях экономического кризиса и резкого падения цен и спроса на подвижной состав в наиболее сложной ситуации оказались компании, активно закупавшие грузовые вагоны в 2008 году, когда цены находились на пике. Эти компании первыми столкнулись с дефолтами по лизинговым платежам и отказом лизингополучателей от заключенных контрактов.  Приобретение грузовых вагонов по схеме финансового лизинга по ценам 2008 года, которые в долларовом выражении в 2,5-3 раза выше, чем цены сложившиеся в марте 2009 года, экономически неэффективно, а в условиях экономического кризиса и роста дебиторской задолженности чревато риском банкротства, предостерегают эксперты.


2024 June 2

10:27 FMC: Compromise agreements yield over $2.3 million in penalties and changes to business practices

2024 June 1

14:33 Saipem strengthens its E&C fleet with bareboat charter of latest generation heavy lift pipelay vessel
12:11 Adani Ports signs 30-year concession to operate CT2 at Dar es Salaam Port
11:28 Singapore has seen a significant increase in vessel arrivals in Jan-Apr 2024
10:57 ONEX Shipyards joins Green Award Foundation to provide incentives to frontrunner shipping companies
09:53 Russia to supply up to 70 million tonnes of grain to global markets in 2024, official says

2024 May 31

18:06 Fratelli Cosulich Group celebrates the new vessel "Marta Cosulich"
17:36 Eight investment schemes submit an EoI for the acquisition of a majority stake in the share capital of the Lavrio Port Authority
17:12 Fairchem Pathfinder completes its inaugural LNG bunkering operation in Singapore
16:41 Fortescue plans to order five very large ammonia carriers
16:25 Antong acquires Sinotrans Container Lines and China Merchants RoRo Transportation from China Merchants Energy Shipping Company
15:42 SWS and X-Press Feeders sign contract for four 11,000 TEU methanol-fueled boxships
15:23 Avenir LNG launches ship-to- ship LNG bunker supply in the port of Lubeck
14:42 PSA Singapore and PIL successfully trial a low-carbon end-to-end shipment
14:12 China's container throughput at its ports rose 9 percent year on year in Jan-Apr 2024
13:44 Swedbank sets climate target for shipping portfolio
12:49 Ship traffic to resume in Turkey's Bosphorus Strait after brief suspension
12:23 Global schedule reliability drops back to January 2024 levels
11:59 ABS and HD Hyundai Heavy Industries sign JDP to advance 3D printing
10:48 AD Ports Group and Economic Development Board of Madagascar sign MoU
10:27 Metrans expands terminal area in Dunajská Streda
09:58 DNV validates Norsepower’s new EEDI/EEXI calculation method

2024 May 30

18:06 RINA unveils Strategic Plan to reach 2 billion euros by 2030
17:21 Seaspan Shipyards unveils digital model of Canada’s heavy Polar Icebreaker
17:10 “K” Line announces delivery of a Capesize Bulk Carrier fueled by LNG "CAPE HAYATE" for JFE Steel Corporation
16:40 KOMIPO and Vitol extend long term LNG supply contract
16:02 HD HHI to build naval MRO service base in Philippines
15:58 Danaos adds four more vessels to its order book
15:25 Saudi Aramco to reportedly sell $10 billion to $20 billion worth of shares in new offering
14:43 Subsea7 awarded ‘super-major’ contract offshore Brazil
14:13 TECO 2030’s fuel cell runs at 100% power capacity in test bed
13:42 Platform ship Marechal Duque de Caxias arrives in Brazil on its way to the pre-salt layer
13:17 First shore power for seagoing vessels arrives at Antwerp Euroterminal
12:44 EU sets higher tariffs on Russian and Belarusian grain products
12:21 Sea-Intelligence: Brexit leads to 24% ETS North Atlantic savings
12:08 MABUX: Bunker Outlook, Week 22, 2024
11:51 Cargotec starts the sales process of MacGregor
11:24 NYK and CMLNG jointly establish a ship-management company for LNG carriers "OPearl"
09:56 LR and REGENT partner on certification for all-electric seaglider

2024 May 29

18:00 Kongsberg Discovery completes an underwater demonstration of an autonomous underwater vehicle for the US Navy
17:07 CMA CGM Symi receives LNG from North America’s largest LNG bunker barge
16:47 ABS-classed SOV ECO EDISON launched
16:21 Brittany Ferries, Wartsila and Incat partner on zero-emissions ferry project
15:37 Huisman to deliver deepwater Knuckle Boom Crane for Coastal International Marine
15:13 Wintershall Dea installs template on Dvalin North field
14:55 Hyundai Glovis orders six dual-fuel LNG car carriers in China
14:22 IMO Member States call for an immediate end to ongoing attacks on ships and seafarers transiting through the Red Sea and Gulf of Aden
13:42 USCG Guidance on the use of power-limiting devices to ensure safe navigation
13:22 U.S. biodiesel imports have doubled since 2022 due to low prices in Europe
12:41 MAN Cryo to design hydrogen supply for net-zero Norwegian ferries
12:21 Wartsila Lifecycle Agreement to ensure operational reliability for two Japanese ferries
11:35 Alfa Laval introduces PureBallast 3 Ultra ballast water management system
11:10 Van Oord wins contract for Nordseecluster offshore wind project
10:40 Greek shipowners could face €1bn EU ETS costs
10:02 The Panama Canal expects up to 32 ships to cross daily as of June 1st
09:48 Marine fuel cells better suited for auxiliary power than propulsion – MMMCZCS

2024 May 28

18:02 Boluda Towage acquires British company SMS Towage
17:16 TE H2 and VERBUND sign MoU with the Republic of Tunisia to study the implementation of a large green hydrogen project
16:42 China’s bonded bunker fuel imports fell in April – JLC
16:15 European Commission approves up to €1.4 billion of State aid by seven Member States for the fourth Important Project of Common European Interest in the hydrogen value chain
15:52 Finnlines inaugurated its new line in Malmö
15:26 Yangzijiang Shipbuilding’s order book rises to record US$16.1 billion
14:52 Cochin Shipyard bags new order for construction of new generation hybrid wind farm Service Operation Vessels
14:18 HD Hyundai Heavy aims to top 5 tln won in naval vessel sales by 2035
13:41 RINA hits 800 million euros in 2023 revenue
13:21 COOEC appoints ABL for Safaniya jacket installations
12:41 The Canada Infrastructure Bank investment to improve flow of Canadian exports through Port of Prince Rupert
12:21 Cyprus cancels the contract for the reconstruction of the port and marina of Larnaca
11:42 Vår Energi signs an agreement with the OGMP to improve the accuracy and transparency of methane emissions reporting
11:10 AD Ports, Transmar and Orascom Construction sign MoU for the development of a green methanol facility in Egypt