• 9 ноября 2010 14:00

    Правительство приняло Технические регламенты для водного транспорта

    12 августа 2010 года Правительство Российской Федерации приняло два очень важных для всей отрасли водного транспорта документа: Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»   (ТР для морского транспорта) и Постановление № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»  (ТР для внутреннего транспорта). Оба этих технических регламента вступят в силу уже через год после их официального опубликования.

    Необходимость принятия подобных документов назрела давно. Дело в том, что большинство нормативных актов, в соответствии с которыми сейчас работает отрасль, с технической точки зрения смело можно назвать устаревшими. По мнению экспертов, современное законодательство должно быть направлено на стимулирование разработки и применения инновационных технологий, интеграцию с мировыми нормами и правилами для водного транспорта, а также на создание условий для предотвращения загрязнения водной среды.

     

    Поэтому по заказу Минпромэнерго РФ была начата работа по созданию технических регламентов для морского и внутреннего водного транспорта, которая осуществлялась под руководством Министерства транспорта и должна была быть закончена еще в октябре 2008 года. К сожалению, сроки принятия данных документов несколько раз переносились на более позднее время, сначала на март 2009, а потом на январь 2010, поскольку каждый раз проекты технических регламентов признавались не готовыми и требовали доработок.

     

    Наконец 12 августа 2010 года оба технических регламента были приняты. Рассмотрим их основные моменты с точки зрения оценки соответствия объектов регулирования нормам, прописанным в данных документах.

    Объекты регулирования технических регламентов

    ТР для морского транспорта – распространяет свое действие на большинство видов морского транспорта, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. Это морские суда, которые совершают плавания по морским и внутренним путям, а также суда смешанного типа (река-море), работающие на морских и внутренних маршрутах, предусматривающих заход в иностранные морские порты.

     

    Кроме того, данный регламент имеет прямое отношение к материалам и оборудованию данной категории судов, процессам их эксплуатации и утилизации. Этот же технический регламент регулирует требования к причалам, перегрузочным комплексам и прочим объектам морской инфраструктуры, причем как в процессе разработки проекта данного объекта, так и в процессе строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

     

    Исключениями являются военные и военно-вспомогательные суда, а также суда, находящиеся на государственной службе, прогулочные суда, стационарные и плавучие платформы, буровые установки, оборудование, оснащенное взрывчатыми веществами и пиропатронами, процессы проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации, связанные с перечисленными типами судов и оборудования.

     

    ТР для внутреннего транспорта – предназначен для регулирования требований к самоходным судам с мощностью главных двигателей от 55 киловатт и более, а также несамоходным судам с валовой вместимостью от 80 регистровых тонн и более. Действие регламента распространяется на все пассажирские и наливные суда, паромные переправы, наплавные мосты и суда, предназначенные для перевозки опасных грузов. В документе подробно прописаны нормы для материалов, используемые для данной категории судов и требования к их проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и утилизации.

     

    Так же как и в ТР для морского транспорта, Технический регламент для внутреннего транспорта распространяет свое действие на объекты инфраструктуры. Это причалы, портовые сооружения, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные и гидротехнические сооружения портов, судовые ходы и все, что связано с их проектированием, строительством, эксплуатацией, ремонтом и ликвидацией объектов инфраструктуры.


    Подробный перечень всех объектов регулирования является неотъемлемой частью технических регламентов и указан в Приложении 1 к ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта соответственно.

    Основные требования к объектам регулирования

    И тот, и другой технический регламент направлен на достижение максимального уровня безопасности эксплуатации водного транспорта. В частности, в соответствии с регламентами должна обеспечиваться экологическая, биологическая, гидрометеорологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, электромагнитная, энергетическая и другие виды безопасности. Особое внимание обращается на взрывоопасность объектов регулирования и другие факторы, способные угрожать жизни и здоровью людей, животных и окружающей среды.

     

    Кроме того, новые регламенты предусматривают переоснащение уже введенных в эксплуатацию судов в соответствии с новыми требованиями. Например, теперь законодательно установлена необходимость наличия на судне любого типа навигационного оборудования с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

     

    Не обойдены вниманием и международные нормы, применяемые в области водного транспорта. Так, морской транспорт должен соответствовать всем требованиям международных конвенций МАРПОЛ 1973 года и СОЛАС 1974 года, которые касаются вопросов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

     

    Что касается внутреннего морского транспорта, то требования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором будет эксплуатироваться данное судно, причем, при переходе судна в другой водный бассейн с существенно иными характеристиками, необходимо проходить внеочередное освидетельствование и получать свидетельство на разовый проход. Подробные данные по этому вопросу можно найти в Приложении 2 к ТР для внутреннего транспорта.

    Оценка соответствия объектов регулирования

    Технические регламенты предусматривают несколько видов оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Так, в ТР для морского транспорта - это оценка соответствия в виде классификации и проведение государственного контроля (надзора) над объектами, а в ТР для внутреннего транспорта декларация о соответствии дополняет список способов оценки, имеется в виду декларирование соответствия на основе собственных доказательств.

     

    Выбор способа оценки соответствия зависит от вида объекта регулирования. Стоит отметить, что для каждого вида объекта предусмотрен также и собственный уполномоченный орган, который и проводит процедуру оценки.

    ТР для морского транспорта

    Процедуру оценки соответствия в форме классификации проводится в отношении следующих объектов:


         
    • морских судов, выпущенных в обращение в РФ, во время их плавания по морским и внутренним путям;

    •    
    • судов смешанного типа во время их плавания по морским путям или внутренним путям с заходом в иностранные порты;

    •    
    • материалов, изделий и оборудования применяемых для данных типов судов.

    •    
    Процедуру оценки проводит уполномоченный орган классификации судов, а все мероприятие включают в себя четыре направления.

    Первое направление - рассмотрение и согласование технической документации. Проверяются проекты, техусловия, стандарты и нормативные акты, другие виды рабочей документации и даже используемое программное обеспечение. При этом орган классификации судов не занимается проверкой правильности вычислений, а контролирует только конечные результаты расчетов.

     

    Второе направление – техническое наблюдение за объектом. Оно проводится на этапе проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта, изготовления, модернизации и утилизации. В каждом конкретном случае определяется свой порядок проведения технического наблюдения за объектом.

     

    Третье направление работы - освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого объекта до его списания. Они включают в себя проверку наличия согласованной технической документации, всевозможные виды осмотров судов и материалов, а также оформление и выдачу документов, подтверждающих факт освидетельствования. Периодичность освидетельствования зависит от вида объекта.

     

    Четвертое направление работы органа по классификации объектов морского транспорта – оформление документации о соответствии морского транспорта требованиям технического регламента. Это достаточно обширная работа, поскольку в процессе оценки соответствия в форме классификации в зависимости от проведенной работы могут быть выданы следующие документы:


         
    • Документы о соответствии требованиям ТР для морского транспорта.  Выдаются на основании положительных результатов технического наблюдения за строительством объекта и процедуры освидетельствования судна и его элементов. При этом объектами могут быть морские суда во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство о классификации, подлежащее ежегодному подтверждению. Данное свидетельство выдается также для  морских судов во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, судов внутреннего плавания, а также судов смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта технического регулирования. Оно является документом о соответствии материалов, изделий и оборудования для судов, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Акт освидетельствования объекта технического регулирования перед утилизацией. Также выдается для материалов, изделий и судового оборудования, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.
    •    
    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) проводится для всех остальных видов объектов регулирования, предусмотренных данным техническим регламентом. В частности это причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, а также процессы их проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

    Государственный контроль (надзор) осуществляется несколькими уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации:


         
    • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами);

    •    
    • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

    •    
    • Министерством регионального развития Российской Федерации;

    •    
    • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    •    
    • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    •    
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    •    
    Если же объекты инфраструктуры не предусмотрены  ТР для морского транспорта, то  их оценка соответствия проводится в соответствии с  Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".


    ТР для внутреннего транспорта

    Процедура оценки соответствия в форме классификации предусмотрена для:

     
         
    • самоходных судов внутреннего водного транспорта с мощностью главного двигателя от 55 киловатт и более;

    •    
    • несамоходных судов валовой вместимостью от 80 регистровых тонн;

    •    
    • пассажирских судов;

    •    
    • наливных судов;

    •    
    • судов для перевозки опасных грузов;

    •    
    • паромных переправ;

    •    
    • наплавных мостов;

    •    
    • материалов и изделий, предназначенных для перечисленных видов судов;

    •    
    • процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, как судов, так и необходимых для них материалов (изделий).
    •    
    Оценка соответствия в форме классификации проводится уполномоченными органами классификации судов и включает в себя три направления: рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации.

    Работы, проводимые по этим направлениям, во многом схожи с работами по оценке соответствия в форме классификации, предусмотренными ТР для морского транспорта. Хотя есть и некоторые отличия по конкретным видам объектов. Эти отличия очень подробно описаны в статьях 512 – 517 ТР для внутреннего транспорта.


    По результатам проведенных работ в зависимости от вида объекта и перечня проведенных работ могут быть выданы следующие документы:


         
    • Письменное заключение о согласовании технической документации и компьютерных приложений. Заключение действительно не более 6 лет.

    •    
    • Свидетельство о классификации на основании результатов поэтапных проверок, швартовных и ходовых испытаний. Получение этого свидетельства необходимо для самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходных судов валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, всех пассажирских и наливных судов, а также всех судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, а также паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта регулирования выдается на материалы и изделия для судов.

    •    
     

    Оценка соответствия в форме декларирования соответствия на основе собственных доказательств предусмотрена для причалов и портовых причальных сооружений.

     

    В этом случае заявителем является собственник объекта или его эксплуатант. Заявителем самостоятельно составляется и принимается декларация соответствия на основании необходимой технической документации, результатов собственных испытаний и измерений и проведения обследования аккредитованной испытательной лабораторией.

    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) для разных типов объектов проводится различными уполномоченными органами:

       
         
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта контролирует средства навигационного оборудования и судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом. А также используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях. Кроме того, процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору процедура оценки соответствия в форме государственного контроля для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, которые должны соответствовать Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    •    
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  контролирует перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет оценку соответствия самоходных судов, несамоходных судов, пассажирских и наливных судов, плавсредств, предназначенных для перевозки опасных грузов, паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях. А также процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта. Кроме того, к их ведению относятся перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения,  процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит оценку соответствия таких объектов как самоходные суда, несамоходные суда, пассажирские и наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов.
    •    
    В ходе мероприятий по оценке соответствия в форме государственного контроля (надзора) уполномоченные органы проводят проверку работающих объектов, фиксируют показания приборов, ведут наблюдение за инструментальным контролем и проводят контрольные заборы воды и прочие действия.
       

    В случае неисполнения требований ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта объекты регулирования не могут быть допущены к эксплуатации и установке. Ответственными же за прохождение процедуры оценки соответствия являются владельцы и эксплуататоры данных объектов.

    Заключение

    Хочется надеяться, что принятые технические регламенты для водного транспорта действительно помогут достичь поставленных при их разработке задач. А вот каковы будут результаты их реального применения - покажет практика.

     

    Для написания статьи были использованы материалы сайта сертификационного центра "Quantum group"



2024 May 21

15:40 New Times Shipbuilding launches LNG dual-fuel bulker for Eastern Pacific Shipping
15:24 New container service to connect the Chinese port of Qingdao with Mexico
14:52 Astrakhan SRZ launches the Project 22870 Rescue Tug Mikhail Chekov
14:47 TFG Marine’s dual-fuel bunker vessel wraps up first refueling in Singapore
14:12 New Zealand’s Kotahi and Maersk sign a second long term freight agreement to December 2034
13:24 TotalEnergies launches the Kaminho deepwater project in Angola
12:04 Headway Methanol Fuel Supply System supports the successful FAT of China's first methanol dual-fuel low-speed engine
11:17 Alfa Laval receives over 100 orders for its low-flashpoint fuel supply system FCM Methanol
10:45 Port of Los Angeles container volume increases 12% to 770,337 TEU in April 2024

2024 May 20

18:00 ADNOC secures equity position and LNG offtake agreement in NextDecades Rio Grande LNG Project
17:31 EDGE Group and Fincantieri formalise MAESTRAL shipbuilding JV and announce 400 mln euro order for 10 naval vessels
17:02 Genevos awarded European Commission funding for hydrogen fishing vessel demonstrator in ‘H2-SEAS’ consortium
16:43 MAI to invest in ship investment fund managed by Navigare Capital Partners
16:29 Three year collaboration between EMEC and FloWave offers wave and tidal energy developers ‘try-before-you-buy’ site simulation capability
15:58 IndustriAll Europe and SEA Europe agree on joint priorities ahead of the 2024 EU elections
14:51 Fincantieri shipyard launches Logistic Support Ship ‘Atlante’ for the Italian Navy's fleet
13:24 MOL Cruises announces the six inaugural cruises of MITSUI OCEAN FUJI
12:21 Deltamarin designs CO2 carrier of Ecolog
11:50 Tsakos Energy Navigation plans to invest $2 billion to create a 100% green fleet by 2030
11:23 Horizon Tankers order six newbuilds in China
10:55 Turkish-owned cargo ship sinks off Romania
10:15 Serica Energy receives final approval from the NSTA to develop the 100% owned and operated Belinda field

2024 May 19

15:43 RWE, Masdar award geophysical surveys contract for DBS West offshore wind farm
14:27 Intesa Sanpaolo and Fincantieri for the energy transition of maritime and air transport
14:03 MSC Cruises to expand at Port Canaveral with the arrival of the MSC Grandiosa
13:56 Noatum launches maritime services in Türkiye
12:44 New Pipeline Transition Alliance to focus on re-purposing natural gas infrastructure to hydrogen service
11:29 Yantai CIMC Raffles Offshore Ltd. shipyard launches dual-fuel offshore installation vessel for Van Oord
11:23 Major Scottish export terminal invests £750,000 to boost refrigerated cargo capabilities
10:12 Jan De Nul orders new XL cable-laying vessel

2024 May 18

15:24 SNAM's Q1 total revenues declined 1.9% to 895 million euros
14:17 KOTUG Int'l successfully pilots Tug Drone technology
12:04 Austal USA names Mark Santamaria as CFO
11:36 Silver Ships delivers four of seven coastal fast response boats
09:51 CMA CGM posts revenue of 11.8 billion for Q1 2024

2024 May 17

18:10 Bunker fuel sales at the Middle Eastern hub of Fujairah drop on a monthly basis in April 2024
17:52 Lloyd’s Register and Shandong Marine Group sign MoU
16:43 China reveals cooperation methods to protect and restore the Yangtze River
16:03 APM Terminals Barcelona holds the commissioning of 17 Konecranes NSC 644 EHY hybrid straddle carriers
15:13 Marine fuel demand in Panama declined in April 2024
14:43 MITSUI E&S and PACECO commence commercial operations of world's first hydrogen fuel cell zero emission RTG crane at Port of Los Angeles
14:23 ILWU Canada agrees to delay serving 72-hour strike notice on employer DP World Canada
13:31 Barge hits a bridge in Texas, damaging the structure and causing an oil spill
13:10 Container shipping costs on EU-S. Korea route surge over 30 pct amid Red Sea crisis
12:43 DP World invests €130m in Romania
12:21 Astrakhan hosts Russia-Iran talks on shipping cooperation on International North-South corridor
11:41 Seatrium awarded repeat FPSO integration contract from SBM Offshore
11:04 Bureau Veritas report highlights the potential of carbon capture technologies and the development of carbon value chains for shipping
10:41 Electramar christened in Helsinki
10:07 IMO Secretary-General spotlights seafarer safety amidst ongoing Red Sea attacks and resurging piracy
09:58 MABUX: Bunker Outlook, Week 20, 2024

2024 May 16

18:11 Kongsberg and Torghatten to develop self-driving ferry service linking Trondheim and the Fosen peninsula
17:42 “K” Line сonducts first trial use of B100 biofuel for carbon-free operations on car carrier
16:35 Deltamarin and ECOLOG unveil LP LCO2 carrier design
15:40 Seadrill enters agreement to sell its Qatar jack-up fleet
15:24 Scan Global Logistics and Hapag-Lloyd enter into major biofuel agreement in a new Green Collaboration
14:48 Edison Chouest feeder fleet for U.S. offshore wind market to be built to ABS Class
14:03 The Australian Government announces a funding package of $7.1 billion for budgeted programs to be administered by ARENA
13:54 The share of the idle container vessel fleet was 0.9% in April - Sea-Intelligence
13:25 The European Commission grants PCI status to CO2 value chain project developed by MOL with partners
12:14 HHLA's revenue decreased by 0.3 percent to € 363.6 millions in Q1 2024
11:42 MOL and TotalEnergies sign time charter contracts for 2 newbuilding LPG-fueled LPG carriers
10:40 Kalmar and Uniport Livorno agree on new terminal tractor order to enhance reliability, safety and service quality at Italian terminal
10:04 AMSA collaborates on a trial providing more recycling options for visiting foreign ships
09:59 SunGas Renewables and C2X announce strategic partnership

2024 May 15

18:07 MOL holds naming ceremony for newbuilding LNG carrier Greenergy Ocean to serve China National Offshore Oil Corporation
17:30 ClassNK and StormGeo mark significant collaboration to advance maritime decarbonization
17:02 Newly certified methanol valves to improve dual-fuel shipbuilding
16:45 HD KSOE to lease Subic shipyard in Philippines
16:25 Eidsvaag receives two forage carrier vessels designed and equipped by Kongsberg Maritime