• 17 января 2006

    РЖД потратится на Усть-Лугу

    ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в этом году выделит на строительство подходов к порту Усть-Луга (Ленинградская область) 1,3 млрд. рублей. Эта сумма почти в 2,5 раза превышает прошлогодние затраты железной дороги на развитие транспортной инфраструктуры нового порта. Таким образом, РЖД намерена повысить конкурентоспособность проекта, строительство которого ведется уже более 13 лет.

     

    Предсказанное воплотилось в инвестпрограмму
    В окончательном варианте инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2006 год предусматривает финансирование работ по созданию подходов и внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры в Усть-Луге в объеме, более чем в 6 раз превышающем запланированный. Изначально на это направление планировалось выделить 200 млн. рублей. Однако президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин еще в декабре 2005 года заявлял, что сумма может быть увеличена по мере разработки проектно-сметной документации. Он не исключал, что с учетом планов по развитию порта, которое ведется в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», придется пересматривать стратегию развития железнодорожных путей в районе порта, так как объем грузов уже сейчас в 1,5 раза превосходит мощности подъездных путей. Таким образом, увеличение затрат РЖД на один из основных областных проектов оказалось предсказуемым.

    На сегодняшний день железнодорожная инфраструктура обеспечивает подачу грузов в порт Усть-Луга до 6 млн. тонн. По словам первого заместителя начальника департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Дмитрия Мухина, это полностью обеспечивает потребности первой очереди угольного терминала и готовящейся к вводу в этом году паромной линии. Запуск второй очереди, что предполагает инвестиционная программа, даст возможность порту перерабатывать до 8 млн. тонн угля. Напомним, что запланированная мощность порта Усть-Луга — 35 млн. тонн грузов в год. По мнению нового генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Игоря Руссу (назначен 23 декабря 2005 года), грузооборот с заявленных 35 млн. тонн можно увеличить «как минимум вдвое». «Реальная оценка рынка, - сказал Русу, - показывает, что та грузовая база, которая тяготеет к Северо-Западу, может обрабатываться в Санкт-Петербурге и в портах Прибалтики, и она значительно выше».

     

    Все для инвесторов
    По словам Владимира Якунина, российские порты пока проигрывают портам прибалтийских государств из-за нерешенности вопроса о создании свободных экономических зон на территории, а так же из-за отсутствия четкой логистической системы для перевозки транзитных грузов. Однако привлекательность российских портов в настоящее время поддерживает существенная разница в железнодорожных тарифах на перевозку грузов к российским портам и в адрес погранпереходов. До момента выравнивания тарифов в 2009 году осталось не так много времени. Ситуация с конкурентоспособностью российских портов должна быть изменена. Если российские стивидоры не предложат грузовладельцам других преимуществ, то единый грузовой тариф РЖД может стать той «стрелкой», которая переориентирует грузопоток в сторону сопредельных государств.

    Для стоящегося порта Усть-Луга крайне важно, отмечает Якунин, чтобы у российских и западных инвесторов не возникло сомнений относительно будущей загрузки портовых мощностей. В 2005 году в развитие порта было инвестировано 4,5 млрд. рублей. В 2006 году объем инвестиций, по словам председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израйлита, возрастет почти вдвое — до 8 млрд. рублей за счет реализации ряда новых проектов. В настоящее время подписано соглашение о строительстве комплекса по перевалке нефтепродуктов с ОАО «Зарубежнефть». Предполагаемый объем перевалки нефти 5,5 млн. тонн. Кроме того, достигнута договоренность с компанией «Сибур» о строительстве комплекса по перегрузке сжиженного газа. Также компания «Интерфинанс» продолжит строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений. «Новый комплекс по перегрузке угля в порту Усть-Луга является примером взаимовыгодного сотрудничества между портовиками и российскими железными дорогами. Это будет самый современный перегрузочный комплекс Российской Федерации»,- считает Якунин.

     

    Лариса Чаусова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен