• 13 июня 2006

    Размер дистанции установят обосновано

    В споре между властями и бизнесом о величине дистанции для судов, следующих по Неве, найден компромисс. Руководство Ространснадзора в пятницу вечером согласилось с доводами ученых Санкт-Петербургского университета водного транспорта: в новые Правила плавания по Неве внесут коррективы и сократят расстояние между судами, которые проходят в караване под разводными мостами Санкт-Петербурга.

     

    Безопасная рентабельность
    Высокая аварийность на Неве в прошлом году (9 навалов судов на опоры разводных мостов Санкт-Петербурга за период судоходной навигации) вызвала озабоченность безопасностью судоходства как у городских властей, так и у федеральных надзорных органов. Новые Правила судоходства по Неве обсуждали всю зиму на различных комиссиях в Петербурге и в Москве, а с 30 апреля 2006 года этот документ был введен в действие.

    Основным новшеством, которое, по мнению чиновников, позволит снизить аварийность на Неве, в этом году стала увеличенная более чем в двое дистанция между судами, следующими в караване. Если раньше, на протяжении нескольких десятков лет суда шли вверх по реке на расстоянии 200 м друг от друга, а вниз по течению — 500 м, то с начала нынешней навигации эту дистанцию заменили на 700 м и 1000 м соответственно. При этом даже возросшее на 15 минут время разводки мостов не позволило избежать пробок: через месяц движения по Волго-Балту простой судов на подходе к петербургским мостам достиг трех суток. При этом в 2006 году на Волго-Балтийском пути не работают суда ОАО «Волготанкер», то есть, примерно на 40 танкеров снижен судопоток. Такая ситуация может сделать бизнес речных грузовых перевозок убыточным. По подсчетам специалистов государственного бассейнового управления (ГБУ) «Волго-Балт», убытки судовладельцев за май 2006 года из-за вынужденного простоя судов исчисляются в сумму более $600 тыс. Государство так же несет прямые потери, в частности, от снижения поступлений по линии портовых и прочих сборов только от судоходной компании "Вижн Флот" в размере 8 млн. рублей, сообщил генеральный директор судоходной компании Петр Разумов. К этим убыткам стоит добавить величину недоплаченных судоходными компаниями налоговых сборов, а так же налоги, которые не заплатят владельцы грузов. Таким образом, рентабельность работы Волго-Балта оказалась под угрозой.

     

    Безосновательно
    Потери можно было бы принять в качестве неизбежных, если бы увеличенная дистанция смогла стать панацеей от аварийных происшествий на Неве. Однако решение об изменении расстояния между судами принято без каких-либо научных обоснований и не дает никаких гарантий для снижения аварийности. Капитаны речных судов, с которыми беседовали корреспонденты ИАА «ПортНьюс» отмечают, что при увеличенной до 1000 м дистанции судно, идущее впереди, не видно, а, следовательно, невозможно предвидеть его маневры в экстренной ситуации. В прошлом году, при прежней величине дистанции, когда суда сталкивались с опорами разводных мостов, все шедшие следом теплоходы благополучно успевали изменить курс — ни одного двойного столкновения на Неве не происходило на протяжении многих лет. «Вспомните происшествие с теплоходом «Каунас». Ведь тогда, при прежней дистанции, все идущие следом суда успели сманеврировать», - рассказал ИАА «ПортНьюс» президент Ассоциации судоходных компаний (АСК), бывший заместитель министра транспорта РФ Николай Смирнов.

     

    По-научному
    Судоходные компании решили доказать нецелесообразность изменения дистанции и заказали за счет АСК научную работу по этой проблеме в Санкт-Петербургском университете водного транспорта. Предварительные результаты научного обоснования, выполненного профессором Владимиром Зайковым, показали, что установленный норматив необоснован с точки зрения теории и практики. Заместитель руководителя Ространснадзора Михаил Суслин 9 июня встретился с главой АСК Смирновым и профессором Зайковым и согласился с их позицией. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» Николай Смирнов, на этой встрече было принято решение сократить существующую дистанцию до 800/400 м для судов, длина которых превышает 100 м. Для судов меньшего размера дистанция будет установлена из расчета 3,5 длины судна при движении вверх по Неве и 5 длин судна при движении вниз. По поручению Суслина, новую дистанцию в ближайшее время должен утвердить руководитель Северо-Западного бассейнового управления на внутреннем водном транспорте Ространснадзора Иван Понусенко.

    Руководитель ГБУ «Волго-Балт» Владимир Николаев был весьма сдержан в комментариях о предстоящем сокращении дистанции: «Это лучше, чем 1000 и 800м». Глава АСК тем не менее считает, что затраты ассоциации в 300 тыс. рублей на научную работу принесут больший эффект. «К 6 июля Зайков завершит свою работу, тогда мы сможем представить на рассмотрение в Минтранс результаты его научного труда. Я уверен, что решение о снижении дистанции будет принято окончательно и это позволит снизить наши убытки», - сказал Смирнов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен