• 26 июня 2006

    Земснаряды «под ключ»

    ИАА «ПортНьюс» публикует интервью с председателем совета директоров ОАО «Завод гидромеханизации» (г. Рыбинск, Ярославская обл.) Михаилом Потаповым об особенностях российского рынка дноуглубительной техники.

     

    - Михаил Викторович, как Вы можете охарактеризовать российский рынок строительства и продажи специализированных судов — земснарядов?

    - Рынок земснарядов нестабилен и составляет от 3 до 10 судов в год. По нашим оценкам, в 2005 году в России было реализовано немногим более 10 земснарядов, из них 4 производства «Завода гидромеханизации».
    О возможности производить земснаряды заявляют порядка 15 российских поставщиков гидротехнических средств. Большинство из них находится в европейской части России, что обусловлено историческими и географическими факторами, прежде всего, близостью к водным ресурсам.
    Однако, по нашим сведениям, только 3 предприятия, помимо «Завода гидромеханизации», в прошлом году сдали в эксплуатацию новые земснаряды. «Завод гидромеханизации» фактически единственное на сегодняшний день предприятие России, производство земснарядов для которого осталось основным видом деятельности. Когда другие заводы пошли по пути диверсификации, мы старались сохранить те знания и навыки, которые были накоплены десятилетиями. В результате сейчас мы можем гордиться самым большим производственным опытом - 56 лет, самым большим количеством выпущенных земснарядов - более 1200, самым широким спектром выпускаемых моделей — около 30.
    При этом мы максимально стремимся разнообразить наши предложения заказчикам во всех категориях земснарядов. Например, мы предлагаем самый широкий модельный ряд в категории малых земснарядов мощностью от 100 до 400 м. куб./час. Это электрические, дизель-электрические, дизельные земснаряды, которые могут применяться с различными способами рыхления. Малые габариты этих земснарядов дают возможность транспортировать их в собранном виде даже вертолетом, что позволяет эксплуатировать их в экстремальных географических зонах Севера.
    Основным преимуществом земснарядов завода, которые относятся к категориям средних (700-1600 м. куб./час) и мощных крупногабаритных земснарядов (2000-3800 м3/час), является секционно-разборная конструкция, благодаря которой земснаряды перевозятся ж/д- и автотранспортом с последующим монтажом на месте эксплуатации.
    Следует также сказать, что, поскольку «Завод гидромеханизации» признан Российским Речным Регистром судостроительным предприятием, все земснаряды завода, в том числе и класса «О», проходят обязательную сертификацию Регистра. Это позволяет нашим земснарядам работать не только в карьерных и речных условиях, но и в открытых водах - озерных и прибрежных морских районах.
    Если говорить о зарубежных поставщиках земснарядов, то на данном этапе российский рынок явственно демонстрирует, что его потребность в новых земснарядах иностранного производства в силу их специфики (дороговизна, сложность транспортировки) практически отсутствует. Незначительный спрос отмечается на голландские и чешские земснаряды, бывшие в употреблении.
    Что касается в целом рынка гидротехнических средств в масштабах мира, то, конечно же, ключевые позиции здесь, по-прежнему, держат титаны отрасли — голландцы, лидер среди которых компания IHC. Не отставать от них пытаются и американцы (Ellicott).
    Наше предприятие также имеет планы выхода на мировой рынок, тем более что по качеству и надежности наши земснаряды приближаются к мировым аналогам, в то же время значительно выигрывают по цене.
    Прежде всего, мы считаем перспективным для себя Ближний Восток. В прошлом году завод принял участие на выставках в Дубаи и Аммане. В апреле текущего года наше предприятие представляло Россию в Шардже на судостроительной выставке «GULF MARITIME», где был проведен ряд встреч с потенциальными заказчиками земснарядов. 


    - Каковы производственные показатели ОАО «Завод гидромеханизации»?

    - В прошлом году отмечался рост спроса на малые земснаряды - производительностью от 400 м. куб./час (по пульпе). Они более мобильные и доступны по цене, в связи с чем больше половины построенных в прошлом году в России земснарядов именно малые. Такая же тенденция характерна и для текущего года. За 5 месяцев 2006 года «Заводом гидромеханизации» было отгружено заказчикам 4 земснаряда. Два из них эксплуатируются на территории России и два были отгружены в Ближнее зарубежье: на Украину для Южного горно-обогатительного комбината (ЮГОК) и в Латвию для углубления водоемов и намыва насыпей под строительство высоковольтной линии электропередач. В конце июня планируется отгрузка 2-х земснарядов в Казахстан - для карьерных работ в городе Актобе и дноуглубления реки Урал (г.Уральск). Кроме того, заключены перспективные контракты еще с несколькими компаниями как российскими, так и зарубежными. При этом 4 из 6 перечисленных земснарядов — это «малыши» проектов 3350, 3350М и 3350МК, цена которых в зависимости от комплектации составляет 4-6 млн. руб. При этом основной приток денежных средств на предприятие, по понятным причинам, обеспечивают крупногабаритные мощные земснаряды. Такой земснаряд проекта 1678Г (модель 12Э.125Г.63.3 производительностью по пульпе 3800 м. куб./час и глубиной разработки 12 м) был поставлен в этом году на Украину. В комплекте с плавучим краном и катером БМК-130 сумма украинского контракта составила более 55 млн. руб.

     

    - Как будет формироваться портфель заказов Вашего предприятия в ближайшей перспективе?

    - В последнее время наметилась тенденция на увеличение финансирования проектов из федеральных и региональных бюджетов. Минтрансом была разработана концепция развития внутреннего водного транспорта, согласно которой к 2010 г. в России за счет различных источников финансирования будет приобретаться организациями, занимающимися водопользованием, не менее 10 земснарядов в год.
    Кроме того, сейчас постепенно развиваются различные сферы экономики, где применение земснарядов является оптимальным: портовое, дорожное и жилищное строительство, освоение водных месторождений газа и нефти, добыча шламовой руды на горно-обогатительных комбинатах металлургических комбинатах, разработка карьеров и т.д.
    Все это вселяет надежду на то, что в ближайшие годы спрос на технику для гидромеханизации будет расти опережающими темпами.
    Учитывая отмеченные тенденции, мы сейчас ведем работу над созданием ряда новых перспективных моделей сверхмалых земснарядов, которые будут доступны заказчику уже в конце текущего года. Первый такой проект — это электрический земснаряд, предназначенный для очистки русел малых рек, озер и прудов в коттеджных поселках. При использовании этого земснаряда в строительстве полностью будет сохраняться экологический баланс местности. Дополнительным его преимуществом являются габариты (длина 7,25 м, ширина 2,5 м), которые дают возможность перевозить земснаряд на автомобильном лафете без разборки и не требует привлечения технических средств для выгрузки и погрузки. Другой многофункциональный проект — «водный мастер». Он предполагает смену рабочего оборудования традиционного земснаряда: фрезерный землесос для разработки песка, ила, угля, ковш-землесос для разработки органических материалов, осадков, грязи, резки стеблей и корней, зубчатый обратный ковш для разработки твердого грунта с камнями и грабли для удаления крепко укоренившихся водорослей и мягкого грунта.

     

    - Вкладываете ли Вы средства в модернизацию и расширение производства?

    - В настоящее время на заводе проводится текущая модернизация, инвестиции в которую составят до 90 млн руб.

     

    - Строите ли Вы земснаряды по эксклюзивным проектам? Кто проектирует Вам технику? Каков по продолжительности производственный цикл?

    - Проектирование техники ведется совместными силами наших конструкторов с партнерскими организациями - конструкторскими бюро и ведущими российскими проектными институтами дноуглубительной техники. Налаженные за многие годы сотрудничества взаимоотношения с партнерами позволяют нам строить суда по любым эксклюзивным проектам под потребности того или иного заказчика. Производственный цикл от создания чертежа нового проекта до готовой продукции занимает от 6 мес.
    Под конкретные задачи намыва оснований под разведывательные буровые в г Сургут был спроектирован, например, первый малый земснаряд нашего завода — проект 3350.
    Другой проект малого земснаряда — 8410 — был разработан в 2000 г. для обеспечения возможности подхода яхт и катеров к одной из баз отдыха Ярославской области. Этот проект интересен тем, что это первый земснаряд с гидравлическими приводами рабочих органов. Применение гидравлики на земснаряде позволило уменьшить габариты и массу судна, упростить конструкцию приводов механизмов и рабочих органов, получить при прежних габаритах корпуса большую мощность на валу рыхления (более, чем в 2 раза). Кроме того, это дало возможность разместить на корпусе малых габаритов и водоизмещения напорного свайного хода, наиболее эффективного при разработке тяжелых грунтов, когда земснаряд необходимо удерживать с помощью свай от свободного перемещения по водоему. Все это в совокупности позволяет использовать этот земснаряд на более тяжелых грунтах для выполнения сложных работ, в том числе и незначительных по объему, для которых ранее приходилось использовать мощные электрические земснаряды.
    На базе этого проекта в данный момент разрабатывается новая модель сверхмалого земснаряда, предназначенного для разработки грунтов до самой сложной 5-й категории. Она представляет собой малогабаритный гидравлический земснаряд со свайным ходом модульной конструкции. Грунтозаборное устройство с большим удельным усилием резания, а также фреза особой конструкции (аналог в России не производится) позволят разрабатывать плотные сцементированные горные породы. Такой земснаряд просто необходим подрядным организациям как «мастер по вызову» с гарантированным фронтом работ на трудных грунтах у различных клиентов.
    Мы постоянно контактируем с нашими потребителями и стараемся построить каждый следующий земснаряд лучше, чем предыдущий, исходя из условий работы и обслуживания техники. Наш завод первым в России среди производителей дноуглубительной техники разработал погружные грунтовые насосы и приводы рыхления на основе подводного размещения гидравлических агрегатов, обеспечил разборность любой техники до транспортного габарита. В качестве примера скажу, что земснаряды «Завода гидромеханизации» имеют до 11 разборных секций, тогда как даже на родине земснарядов в Голландии до сих пор делают не более 3-х секций, что далеко не всегда удобно при транспортировке.
    Мы первыми также разработали и воплотили «в металле» систему комбинированного (гидромеханического) рыхления на базе одного несменного грунтозаборного устройства, создали и внедрили информационную систему контроля параметров работы землесосного снаряда, контролирующую порядка 7 параметров дноуглубления и грунтозабора.

     

    - На каких федеральных объектах компания вела работы? В каких тендерах участвует сейчас?

    Земснаряды «Завода гидромеханизации» в разное время решали самые различные задачи водного хозяйства федерального уровня, связанные с дноуглублением внутренних водных путей, поддержанием в рабочем состоянии акваторий портов, эксплуатацией гидротехнических сооружений, очисткой русел рек для обеспечения пропуска плановых объемов воды, формированием профиля чаш водохранилищ.
    В прошлом рыбинские земснаряды успешно работали на многих крупных объектах Советского Союза и зарубежья, в том числе на строительстве Волжского каскада ГЭС, ГЭС Хоабинь (Вьетнам), порта Череповецкого металлургического комбината, при возведении Асуанской плотины и формировании акваторий порта г. Порт-Саид (Египет), при дноуглублении реки Евфрат для прохода судов в Ираке. С помощью земснарядов завода строились целые жилые районы. Так, на грунте, намытом земснарядами завода, были созданы район "Дарница" в Киеве, площадки заводов дизельной аппаратуры и предприятия "Машприбор" с прилегающими жилыми микрорайонами в Ярославле.
    Специалисты предприятия постоянно отслеживают информацию о тендерах, проводимых как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. Так, в мае текущего года предприятие выиграло тендер на поставку техники для очистных и дноуглубительных работ в Башкирии, который проводил ГУП Управление «Башмелиоводхоз». Если говорить о более длительном периоде, то в течение последних 5-ти лет земснаряды завода работали на дноуглублении Каспийской бухты (г. Каспийск) и формировании подходного фарватера для заходов боевых кораблей Каспийской флотилии и ФПС, разрабатывали акватории для использования плавучего дока на 5-м Судоремонтном заводе ФПС, были задействованы в строительстве трубопроводных переходов через реки Обь, Волга, Кама. По линии Министерства природных ресурсов РФ участвовали в формировании чаш Иваньковского и Краснодарского водохранилищ, а также в берегоукрепительных работах на этих водоемах и дамбе Краснодарской ГЭС. Велись также работы по формированию подходного канала к порту Варандей с параллельной добычей песка и гравия для нужд строительства порта и НК "ЛУКОЙЛ".

     

    - На Финском заливе сейчас заявлено и реализуется несколько крупных проектов: строительство Морского фасада в Санкт-Петербурге, дноуглубительные работы в Усть-Луге и строительство нового подходного канала к порту Санкт-Петербург. Оцените, пожалуйста, специфику этих работ, готовы ли Вы предложить свои уникальные решения для таких работ? Готовы ли принимать участие в этих проектах?

    - Эти работы, прежде всего, отличает серьезная инвестиционная и административная поддержка, и, конечно, нам было бы интересно применить наши знания и опыт в подобных масштабных федеральных проектах. Замечу, что такой проект, как строительство порта Усть-Луга является хоть и масштабным, но типовым проектом, которые, к сожалению, не производились со времен распада СССР.
    В настоящий момент наше предприятие готово предложить для таких проектов высокопроизводительные земснаряды 1678, 3357, 3287 «О». Они могут эффективно добывать грунт для формирования береговой линии и создания искусственной территории, а также использоваться в работах по формированию чаш акваторий портов. Земснаряды проекта 1678М с механическим рыхлением грунта, глубиной разработки до 12 м и производительностью до 4 000 м3 пульпы в час могут иметь дизельный или более экономичный электрический привод агрегатов. Напряжение питания (6 КВ) позволяет подавать электроэнергию с берега по кабелю, проложенному по плавучему или подводному пульпопроводу с минимальными потерями. Дальность транспортировки грунта этими земснарядами — до 3 000 метров. Для увеличения этого расстояния могут быть поставлены плавучие или береговые бустерные станции. Также возможна поставка плавучих классификаторов, разделяющих грунт по фракциям для обеспечения его однородности. Для глубин до 23 м мы можем поставить земснаряды проекта 3357, оснащенные мощной системой эжектирования, отлично зарекомендовавшей себя в низовьях северных рек - Обь, Енисей и т.д. Дальность транспортировки грунта таким земснарядом - до 5 000 метров. Этот земснаряд также может комплектоваться любым дополнительным оборудованием по заявке заказчика и выполнять весь комплекс добычных и прибрежных дноуглубительных работ.
    Техника «Завода гидромеханизации» в эксплуатации обходится дешевле иностранной более, чем на 25%. Если учесть также конкурентную цену и гибкое ценообразование, то, очевидно, что срок ее окупаемости наступает гораздо быстрее. Помимо всего прочего, территориальная близость предприятия к месту выполнения работ и наличие сервисной базы позволяет нам максимум в течение 2 суток реагировать на обращения и запросы эксплуатирующих организаций. Мы выполняем ввод земснарядов в эксплуатацию и обучаем персонал особенностям работы с ними.
    Кроме того, мы можем поставлять запасные части к пульпопроводам и земснарядам иностранного производства. В апреле этого года мы поставили для данного проекта шаровые соединения Ду-600 на сумму порядка 500 тыс. рублей. Сейчас прорабатываются варианты дальнейшего сотрудничества.



    - Как обеспечиваются работы при дноуглублении с экологической точки зрения? Используете ли Вы собственное экологическое оборудование или предполагается привлекать специализированные экологические компании?

    - Механические способы очистки рек сводятся к вычерпыванию донных отложений и сбросу их в низины возле рек. Дожди вымывают оттуда соли тяжелых металлов, патогенную микрофлору и возвращают их фактически в русло. Гидромеханизация с применением земснарядов является наиболее высокопроизводительным и безопасным с экологической точки зрения способом работ. Она позволяет объединить в единый производственный процесс разработку, транспортировку и укладку грунта, не нарушая при этом экологического баланса, флору и фауну водоема, не приводит к загрязнению ГСМ, вредными выхлопами. Следует также учитывать, что при проектировании земснарядов нами учитываются все требования экологической безопасности, которые выдвигают контролирующие органы - Российский Речной Регистр и «Ростехнадзор». В связи с этим при использовании земснарядов никакого дополнительного экологического оборудования не требуется.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен